30 ноября 2018

Машины, покорившие Арктику

Два полугусеничных вездехода НАТИ-В, построенных специально для экспедиции «Северный полюс – 1», доставили с архипелага Земля Франца-Иосифа сначала судном Севгидромета «Михаил Сомов» в Архангельск, а затем уже в Санкт-Петербург.

Непредсказуемая Арктика

– Нет-нет-нет, давайте ничего не будем говорить и загадывать – все настолько непредсказуемо! – говорил перед началом рейса «Сомова» руководитель проектов Арктического музейно-выставочного центра Павел Филин. – Сможет ли вообще судно подойти к острову Рудольфа?!

Действительно, до последнего было непонятно, получится ли группе высадиться и тем более забрать машины.

– В этом году в Арктике очень часто туманы, во время тумана высаживаться ни на лодке, ни вертолетом нельзя, – объясняет начальник рейса Алексей Бараков.

Работать на острове Рудольфа пришлось очень быстро. Участников экспедиции «забросили» туда заранее. Нужно было не только подготовить машины к транспортировке, но и собрать все детали – вездеходы были в полуразобранном виде.

– Детали пришлось собирать в радиусе двух километров практически. Мы рассчитывали на худшее по комплектации, но на одну машину нашли почти все, скомплектовали на 95 процентов: имеется блок-двигатель, есть коробка передач, гусеничные ленты, – участник экспедиции эксперт-консультант по отечественным грузовикам Вадим Матвеенко выглядит довольным. – По второй значительно хуже – ее в свое время разобрали варварским способом. Мы нашли передний мост, остатки двигателя и раму, но совсем в другом месте. Ее еще в 1940-е годы переделали на прицеп, она вморожена в лед, и вытащить ее не представлялось возможным.

Подгоняемая туманом, экспедиция максимально быстро подготовила уникальный груз к транспортировке. А дальше дело было за вертолетом. Алексей Бараков вспоминает, что вертолет слетал туда-обратно 7 или 8 раз за какой-то час:

– Между ушедшим туманом и следующим стартанули и полетели. Такелаж был заведен, детали автомобилей приподняты от земли, не приморожены, чтобы вертолет мог работать безопасно. Очень быстро все происходило, и людей вертолет забрал уже на исходе погоды.

Специально для папанинцев

Машина выглядит на современный взгляд немного странно: передняя ее часть на колесах, а задняя – на гусеницах: получается такой полугусеничный-полуколесный гибрид, который, впрочем, неплохо себя зарекомендовал в самых жестких условиях, какие только можно было придумать для техники в стране.

НАТИ-В создали и привезли на остров Рудольфа в 1936 году.

– Эти машины уникальные, не первые, конечно, полугусеничные вездеходы в СССР: на тот момент уже были попытки, и четыре единицы предшественников этих машин работали в Арктике в экспедициях Урванцева (Николай Урванцев – исследователь Арктики, доктор геолого-минералогических наук, автор многих научных трудов, главные из которых посвящены исследованию геологии Таймыра, Северной Земли и севера Сибирской платформы) на островах Комсомольской Правды, на Таймыре, – рассказывает Вадим Матвеенко. – Это были НАТИ-3. С учетом того как они отработали, используя полученный опыт, их модернизировали и выпустили НАТИ-В.

Две машины сделали исключительно под экспедицию «Северный полюс – 1». На острове Рудольфа были база и аэродром подскока, который располагался на ледовом куполе.

– Сначала грузы там возили на собаках, но ими много не повозишь. Были еще трактора, – объясняет начальник отдела сохранения историко-культурного наследия Национального парка «Русская Арктика» Евгений Ермолов. – Но трактор не слишком маневренный, а нужно было что-то мобильное и скоростное. В итоге трактора использовались для транспортировки самолетов, а НАТИ-В перевозили все остальное. В первую очередь топливо с берега от точки разгрузки на ледовый купол.

И трибуна, и элемент пейзажа

Вездеходы использовались не только для доставки грузов, но и, например, в качестве трибуны на первомайской демонстрации.

– В Арктике постоянно надо ждать погоды, самолеты ожидали вылета с острова Рудольфа, и экспедиция там находилась 1 мая. А это практически священный день, и неважно, что это далекий арктический остров, на нем тоже проходила первомайская демонстрация. И вездеход использовали как трибуну. Есть снимок: на машине стоит Шмидт и выступает, а на бортике вездехода сидит Папанин и ждет своей очереди, – рассказывает Евгений Ермолов.

– Да, такой вот броневик Арктики, – вспоминает эти снимки Вадим Матвеенко.

Еще одна известная фотография, на которой Иван Папанин кормит медвежонка.

– Если присмотреться, то на заднем плане стоит не что иное, как вездеход НАТИ, – Евгений Ермолов говорит, что если внимательно рассматривать снимки 1937–1938 годов с острова Рудольфа, то эти незаменимые машины можно увидеть на многих из них.

Остались даже воспоминания водителей этих арктических транспортных средств.

– Они были изданы в 1940 году, – поясняет Вадим Матвеенко. – Книжка так и называется – «Автомобили и вездеходы на острове Рудольфа», издавал ее Главсевморпуть. Там даже прописано, сколько километров в день они проезжали. Вообще, это фантастика, как они там ездили! Если машина глохла на морозе и в течение трех минут не заводилась, положено было глушить мотор, потому что не было охлаждающей жидкости и в радиатор наливали воду. Когда экспедиция Водопьянова прилетела на поиски Леваневского, у них было несколько бочек антифриза, и они поделились с водителями. Конечно, это очень облегчило работу.

Сохранить историю

Вездеходы на острове Рудольфа еще и проходили испытания. В итоге к 1938 году усовершенствованная конструкция стала основой уже для серийного автомобиля.

– В 1939-м их начали серийно выпускать под маркой ГАЗ-60, там уже был стальной движитель. Их было выпущено около двух тысяч. – Вадим Матвеенко говорит, что особенно активно эти новые машины использовались во время советско-финской войны и в начале Великой Отечественной. – Но судьба их плачевна: к концу войны они сохранились в единичных экземплярах, их по местам сражений находят, но это жалкие останки. Мне известна только одна машина ГАЗ-60, про которую можно сказать, что она примерно в такой же комплектации, как привезенный нами НАТИ-В.

И эксперты из Санкт-Петербурга, и специалисты «Русской Арктики» говорят, что машины с острова Рудольфа не просто единичные экземпляры, их можно считать символом героического освоения Арктики.

– Там все было на острие технологий, – подчеркивает Евгений Ермолов. – Это была передовая техника, и если бы не эти вездеходы, папанинцам пришлось бы намного тяжелее.

– Это конкретные исторические автомобили, связанные с освоением нашего Севера, которые вошли в историю, – уточняет Вадим Матвеенко. – И они не брошены разрушающимися в Арктике, они прибыли на «большую землю» и будут отреставрированы. Это кусочек героической истории освоения Арктики, который надо показывать людям.

Как говорит руководитель экспедиции Борис Машенькин, при реставрации постараются сохранить обе машины, причем со всеми «арктическими отметинами». О корпус одного из вездеходов, например, точил когти белый медведь, и следы отчетливо видны.

– Одна машина, скорее всего, останется как есть, а вторая будет новодельной процентов на 70, но она будет ходовой. По крайней мере мы постараемся, – пояснил Борис Машенькин.

Реставрация будет сложной и может занять несколько лет. По завершении арктические вездеходы будут экспонироваться в Санкт-Петербурге и Архангельске.

Непредсказуемая Арктика

– Нет-нет-нет, давайте ничего не будем говорить и загадывать – все настолько непредсказуемо! – говорил перед началом рейса «Сомова» руководитель проектов Арктического музейно-выставочного центра Павел Филин. – Сможет ли вообще судно подойти к острову Рудольфа?!

Действительно, до последнего было непонятно, получится ли группе высадиться и тем более забрать машины.

– В этом году в Арктике очень часто туманы, во время тумана высаживаться ни на лодке, ни вертолетом нельзя, – объясняет начальник рейса Алексей Бараков.

Работать на острове Рудольфа пришлось очень быстро. Участников экспедиции «забросили» туда заранее. Нужно было не только подготовить машины к транспортировке, но и собрать все детали – вездеходы были в полуразобранном виде.

– Детали пришлось собирать в радиусе двух километров практически. Мы рассчитывали на худшее по комплектации, но на одну машину нашли почти все, скомплектовали на 95 процентов: имеется блок-двигатель, есть коробка передач, гусеничные ленты, – участник экспедиции эксперт-консультант по отечественным грузовикам Вадим Матвеенко выглядит довольным. – По второй значительно хуже – ее в свое время разобрали варварским способом. Мы нашли передний мост, остатки двигателя и раму, но совсем в другом месте. Ее еще в 1940-е годы переделали на прицеп, она вморожена в лед, и вытащить ее не представлялось возможным.

Подгоняемая туманом, экспедиция максимально быстро подготовила уникальный груз к транспортировке. А дальше дело было за вертолетом. Алексей Бараков вспоминает, что вертолет слетал туда-обратно 7 или 8 раз за какой-то час:

– Между ушедшим туманом и следующим стартанули и полетели. Такелаж был заведен, детали автомобилей приподняты от земли, не приморожены, чтобы вертолет мог работать безопасно. Очень быстро все происходило, и людей вертолет забрал уже на исходе погоды.

Специально для папанинцев

Машина выглядит на современный взгляд немного странно: передняя ее часть на колесах, а задняя – на гусеницах: получается такой полугусеничный-полуколесный гибрид, который, впрочем, неплохо себя зарекомендовал в самых жестких условиях, какие только можно было придумать для техники в стране.

НАТИ-В создали и привезли на остров Рудольфа в 1936 году.

– Эти машины уникальные, не первые, конечно, полугусеничные вездеходы в СССР: на тот момент уже были попытки, и четыре единицы предшественников этих машин работали в Арктике в экспедициях Урванцева (Николай Урванцев – исследователь Арктики, доктор геолого-минералогических наук, автор многих научных трудов, главные из которых посвящены исследованию геологии Таймыра, Северной Земли и севера Сибирской платформы) на островах Комсомольской Правды, на Таймыре, – рассказывает Вадим Матвеенко. – Это были НАТИ-3. С учетом того как они отработали, используя полученный опыт, их модернизировали и выпустили НАТИ-В.

Две машины сделали исключительно под экспедицию «Северный полюс – 1». На острове Рудольфа были база и аэродром подскока, который располагался на ледовом куполе.

– Сначала грузы там возили на собаках, но ими много не повозишь. Были еще трактора, – объясняет начальник отдела сохранения историко-культурного наследия Национального парка «Русская Арктика» Евгений Ермолов. – Но трактор не слишком маневренный, а нужно было что-то мобильное и скоростное. В итоге трактора использовались для транспортировки самолетов, а НАТИ-В перевозили все остальное. В первую очередь топливо с берега от точки разгрузки на ледовый купол.

И трибуна, и элемент пейзажа

Вездеходы использовались не только для доставки грузов, но и, например, в качестве трибуны на первомайской демонстрации.

– В Арктике постоянно надо ждать погоды, самолеты ожидали вылета с острова Рудольфа, и экспедиция там находилась 1 мая. А это практически священный день, и неважно, что это далекий арктический остров, на нем тоже проходила первомайская демонстрация. И вездеход использовали как трибуну. Есть снимок: на машине стоит Шмидт и выступает, а на бортике вездехода сидит Папанин и ждет своей очереди, – рассказывает Евгений Ермолов.

– Да, такой вот броневик Арктики, – вспоминает эти снимки Вадим Матвеенко.

Еще одна известная фотография, на которой Иван Папанин кормит медвежонка.

– Если присмотреться, то на заднем плане стоит не что иное, как вездеход НАТИ, – Евгений Ермолов говорит, что если внимательно рассматривать снимки 1937–1938 годов с острова Рудольфа, то эти незаменимые машины можно увидеть на многих из них.

Остались даже воспоминания водителей этих арктических транспортных средств.

– Они были изданы в 1940 году, – поясняет Вадим Матвеенко. – Книжка так и называется – «Автомобили и вездеходы на острове Рудольфа», издавал ее Главсевморпуть. Там даже прописано, сколько километров в день они проезжали. Вообще, это фантастика, как они там ездили! Если машина глохла на морозе и в течение трех минут не заводилась, положено было глушить мотор, потому что не было охлаждающей жидкости и в радиатор наливали воду. Когда экспедиция Водопьянова прилетела на поиски Леваневского, у них было несколько бочек антифриза, и они поделились с водителями. Конечно, это очень облегчило работу.

Сохранить историю

Вездеходы на острове Рудольфа еще и проходили испытания. В итоге к 1938 году усовершенствованная конструкция стала основой уже для серийного автомобиля.

– В 1939-м их начали серийно выпускать под маркой ГАЗ-60, там уже был стальной движитель. Их было выпущено около двух тысяч. – Вадим Матвеенко говорит, что особенно активно эти новые машины использовались во время советско-финской войны и в начале Великой Отечественной. – Но судьба их плачевна: к концу войны они сохранились в единичных экземплярах, их по местам сражений находят, но это жалкие останки. Мне известна только одна машина ГАЗ-60, про которую можно сказать, что она примерно в такой же комплектации, как привезенный нами НАТИ-В.

И эксперты из Санкт-Петербурга, и специалисты «Русской Арктики» говорят, что машины с острова Рудольфа не просто единичные экземпляры, их можно считать символом героического освоения Арктики.

– Там все было на острие технологий, – подчеркивает Евгений Ермолов. – Это была передовая техника, и если бы не эти вездеходы, папанинцам пришлось бы намного тяжелее.

– Это конкретные исторические автомобили, связанные с освоением нашего Севера, которые вошли в историю, – уточняет Вадим Матвеенко. – И они не брошены разрушающимися в Арктике, они прибыли на «большую землю» и будут отреставрированы. Это кусочек героической истории освоения Арктики, который надо показывать людям.

Как говорит руководитель экспедиции Борис Машенькин, при реставрации постараются сохранить обе машины, причем со всеми «арктическими отметинами». О корпус одного из вездеходов, например, точил когти белый медведь, и следы отчетливо видны.

– Одна машина, скорее всего, останется как есть, а вторая будет новодельной процентов на 70, но она будет ходовой. По крайней мере мы постараемся, – пояснил Борис Машенькин.

Реставрация будет сложной и может занять несколько лет. По завершении арктические вездеходы будут экспонироваться в Санкт-Петербурге и Архангельске.

Поделиться
29771