14 октября 2015

Машины – хорошо, а кадры – лучше

Летом этого года в Новодвинской центральной городской больнице появились три новые машины скорой помощи. С тех пор прошло два месяца. Изменилась ли как-то работа фельд-шеров за это время?

Очень нужный монитор

Укомплектованные современным оборудованием авто «Луидор» класса «Б» 2015 года выпуска пришли в больницу на смену старым, износ которых превышал уже все мыслимые нормы.

Внутри машины множество аппаратов. Какие-то из них новых модификаций, часть перенесли, освободив старые автомобили. Теперь оснащенность машин можно оценить на все сто.

– Вместе с автомобилями у нас появились более совершенный дефибриллятор, электронный аппарат искусственной вентиляции легких, – отмечает старший фельд-шер отделения скорой медицинской помощи Новодвинской ЦГБ Ирина Гордиенко. – Совершенно новый ЭКГ, инфузор, а также пистолет для внутрикостного введения препаратов в сложных ситуациях. Но самое главное – теперь в машинах есть мониторы, на которых в процессе перевозки пациента можно отслеживать давление, пульс, насыщенность крови кислородом. Очень удобно: параметры транслируются постоянно и их не нужно замерять вручную.

Помимо техники, в машинах удобное регулируемое место для пациента, сиденья для бригады, можно контролировать подогрев или, наоборот, охлаждение салона. Есть даже маленькая лампа, позволяющая дезинфицировать салон, когда в нем находятся люди, и малюсенькая раковина с краном. Проверили – вода течет.

Выгоду оценят через год

Одновременно купить сразу три авто и все оборудование к ним больнице было бы не под силу. Машины предоставила санкт-петербургская компания «Эффективные системы здравоохранения», контракт с которой заключили на три года. Так обслуживание автопарка в Новодвинской ЦГБ вывели на аутсорсинг. 

– В рамках оптимизации здравоохранения привлечение подобных организаций снимает финансовую нагрузку с бюджета больницы по выполнению несвойственных учреждению здравоохранения функций, – отмечает заместитель главного врача по лечебной части Анатолий Хартуков. – Также на аутсорсинге у нас находятся питание и прачечная. Медицинские сотрудники в «скорой» остались те же, наши. Водители тоже прежние, только они перешли в штат аутсорсинговой фирмы.

Пока на новую организацию работы никто не жалуется. Говорят даже, что водителям немного повысили зарплату. Через год, по словам Анатолия Хартукова, можно будет увидеть реальную экономию для больницы и посчитать, насколько выгодно работать в таком формате.

В целом такое ощущение, что каких-то глобальных изменений в «скорой» не произошло. Да, машины хорошие, работать комфортно. Но кому на них ездить? Скорая помощь в Новодвинске испытывает острейший дефицит кадров.

– Сейчас укомплектовать все три бригады двумя фельдшерами, как это положено по требованиям, – сложно, – говорит Анатолий Хартуков. –

У нас только одна такая. В двух других на вызовы вместе с санитаром едет лишь один фельдшер. Из докторов, к сожалению, у нас остался один. Нагрузка на «скорую» очень большая, и работа спе-

цифическая. За сутки бригада обслуживает около 12–14 вызовов. Всего за год их более 15 тысяч.

Дефицитные фельдшеры

Проблема типичная. Многие годы новодвинская «скорая» активно сотрудничает с медицинским колледжем – главной кузницей кадров. Но если в былые времена, как вспоминают старожилы, студентов выпускали по две-три группы, то в последние годы их все меньше и меньше. Работа на «скорой» никогда не была легкой, поэтому в бригады старались отбирать лучших и самых прилежных – смотрели на диплом, успеваемость. Теперь такая роскошь непозволительна.

Тех, для кого профессия стала призванием, в новодвинской «скорой» большинство, они формируют костяк. Один из них – старший фельдшер Олег Сливка из бригады № 3. Он работает здесь уже около восьми лет. Молодой папа, воспитывающий троих детей, позитивный, жизнерадостный, настоящий профессионал. Он часто берет по две смены, выходит из отпуска раньше срока. А на вопрос, почему с высшим образованием не пошел в другое место, отвечает просто – «люблю свою работу».

– И я, и команда – все мы чувствуем удовлетворение, когда на вызове нам удается по-настоящему помочь человеку, – делится Олег. – Когда вызов оправдан, ты понимаешь, что можешь полностью применить свои знания, что ты нужен и востребован. Но бывают случаи, а их большинство, когда люди просто не понимают нашего назначения.

Оправданность вызова

В Норвегии, с которой мы так любим себя сравнивать из-за близости территорий, существует только четыре причины, по которым люди вызывают скорую помощь. Это серьезные ДТП, аварии, крушения, потеря человеком сознания, остановка дыхания, сердечный приступ. В остальных случая люди либо вызывают к себе на дом доктора, либо берут такси, едут в больницу и ждут приема в очереди. В России же с вызовом «скорой» все обстоит более чем лояльно.

– Вот свежий пример. Ездил 40-летний мужчина пять дней на работу с температурой 37, а в субботу решил вызвать «скорую», – говорит Олег Александрович. – Конечно, мы едем. Но это ведь ненормально. Если вы заболели – необходимо обращаться к своему участковому врачу. Мы призваны оказывать экстренную неотложную помощь. Обидно, когда нас используют, как такси. Был однажды вызов к мамочке, говорит – рожаю. Приезжаем, а она уже стоит одетая с собранной сумкой и просит отвезти в роддом. Хотя направление у нее выписано уже несколько дней назад. Отвезли. А позади на машине ехал ее муж…

Людям, которые знают, что у них есть хронические заболевания, врачи рекомендуют регулярно делать профилактические осмотры, посещать своего лечащего врача, записаться в специализированную школу, где расскажут, как оказать себе первую помощь.

В новодвинской больнице таких школ существует несколько – для больных с сахарным диабетом, артериальной гипертонией, здорового питания, борьбы с курением и коррекции веса. А молодым мамам можно самим проявить инициативу и поинтересоваться у своего участкового врача, как можно понизить температуру ребенку самостоятельно.

Случаи бывают разные, и четко провести грань между тем, когда надо вызывать «скорую» и нет, нельзя. Однако если вы знаете, что просто простудились, или, скажем, порезали палец, вспомните, что пока к вам едет бригада, врачи могли бы спасать человека с инфарктом или инсультом.

Немедленно вызывайте «скорую»:

– если человек потерял сознание, у него отсутствует пульс или дыхание, не удается остановить наружное кровотечение;

– если у человека есть серьезные повреждения – травмы с потерей сознания, травмы головы, спины, грудной клетки, рук, ног, сопровождающиеся сильной болью и невозможностью встать или пошевелиться;

– если вы подозреваете инфаркт или инсульт;

– при внезапном замедлении пульса и проявлении сердцебиения, которые сопровождаются головокружением, одышкой, болями в груди или за грудиной, потерей сознания;

– при высокой температуре тела, более 39 градусов, особенно если она сопровождается судорогами;

– при внезапном появлении сильной одышки в состоянии покоя; при сильной боли в животе, которая сопровождается повышением температуры, рвотой, холодным липким потом, желтухой;

– при подъеме артериального давления выше 220/140 мм рт. ст. при отсутствии жалоб или выше 180/120 при наличии жалоб на головную боль, мелькание «мушек» перед глазами.

Очень нужный монитор

Укомплектованные современным оборудованием авто «Луидор» класса «Б» 2015 года выпуска пришли в больницу на смену старым, износ которых превышал уже все мыслимые нормы.

Внутри машины множество аппаратов. Какие-то из них новых модификаций, часть перенесли, освободив старые автомобили. Теперь оснащенность машин можно оценить на все сто.

– Вместе с автомобилями у нас появились более совершенный дефибриллятор, электронный аппарат искусственной вентиляции легких, – отмечает старший фельд-шер отделения скорой медицинской помощи Новодвинской ЦГБ Ирина Гордиенко. – Совершенно новый ЭКГ, инфузор, а также пистолет для внутрикостного введения препаратов в сложных ситуациях. Но самое главное – теперь в машинах есть мониторы, на которых в процессе перевозки пациента можно отслеживать давление, пульс, насыщенность крови кислородом. Очень удобно: параметры транслируются постоянно и их не нужно замерять вручную.

Помимо техники, в машинах удобное регулируемое место для пациента, сиденья для бригады, можно контролировать подогрев или, наоборот, охлаждение салона. Есть даже маленькая лампа, позволяющая дезинфицировать салон, когда в нем находятся люди, и малюсенькая раковина с краном. Проверили – вода течет.

Выгоду оценят через год

Одновременно купить сразу три авто и все оборудование к ним больнице было бы не под силу. Машины предоставила санкт-петербургская компания «Эффективные системы здравоохранения», контракт с которой заключили на три года. Так обслуживание автопарка в Новодвинской ЦГБ вывели на аутсорсинг. 

– В рамках оптимизации здравоохранения привлечение подобных организаций снимает финансовую нагрузку с бюджета больницы по выполнению несвойственных учреждению здравоохранения функций, – отмечает заместитель главного врача по лечебной части Анатолий Хартуков. – Также на аутсорсинге у нас находятся питание и прачечная. Медицинские сотрудники в «скорой» остались те же, наши. Водители тоже прежние, только они перешли в штат аутсорсинговой фирмы.

Пока на новую организацию работы никто не жалуется. Говорят даже, что водителям немного повысили зарплату. Через год, по словам Анатолия Хартукова, можно будет увидеть реальную экономию для больницы и посчитать, насколько выгодно работать в таком формате.

В целом такое ощущение, что каких-то глобальных изменений в «скорой» не произошло. Да, машины хорошие, работать комфортно. Но кому на них ездить? Скорая помощь в Новодвинске испытывает острейший дефицит кадров.

– Сейчас укомплектовать все три бригады двумя фельдшерами, как это положено по требованиям, – сложно, – говорит Анатолий Хартуков. –

У нас только одна такая. В двух других на вызовы вместе с санитаром едет лишь один фельдшер. Из докторов, к сожалению, у нас остался один. Нагрузка на «скорую» очень большая, и работа спе-

цифическая. За сутки бригада обслуживает около 12–14 вызовов. Всего за год их более 15 тысяч.

Дефицитные фельдшеры

Проблема типичная. Многие годы новодвинская «скорая» активно сотрудничает с медицинским колледжем – главной кузницей кадров. Но если в былые времена, как вспоминают старожилы, студентов выпускали по две-три группы, то в последние годы их все меньше и меньше. Работа на «скорой» никогда не была легкой, поэтому в бригады старались отбирать лучших и самых прилежных – смотрели на диплом, успеваемость. Теперь такая роскошь непозволительна.

Тех, для кого профессия стала призванием, в новодвинской «скорой» большинство, они формируют костяк. Один из них – старший фельдшер Олег Сливка из бригады № 3. Он работает здесь уже около восьми лет. Молодой папа, воспитывающий троих детей, позитивный, жизнерадостный, настоящий профессионал. Он часто берет по две смены, выходит из отпуска раньше срока. А на вопрос, почему с высшим образованием не пошел в другое место, отвечает просто – «люблю свою работу».

– И я, и команда – все мы чувствуем удовлетворение, когда на вызове нам удается по-настоящему помочь человеку, – делится Олег. – Когда вызов оправдан, ты понимаешь, что можешь полностью применить свои знания, что ты нужен и востребован. Но бывают случаи, а их большинство, когда люди просто не понимают нашего назначения.

Оправданность вызова

В Норвегии, с которой мы так любим себя сравнивать из-за близости территорий, существует только четыре причины, по которым люди вызывают скорую помощь. Это серьезные ДТП, аварии, крушения, потеря человеком сознания, остановка дыхания, сердечный приступ. В остальных случая люди либо вызывают к себе на дом доктора, либо берут такси, едут в больницу и ждут приема в очереди. В России же с вызовом «скорой» все обстоит более чем лояльно.

– Вот свежий пример. Ездил 40-летний мужчина пять дней на работу с температурой 37, а в субботу решил вызвать «скорую», – говорит Олег Александрович. – Конечно, мы едем. Но это ведь ненормально. Если вы заболели – необходимо обращаться к своему участковому врачу. Мы призваны оказывать экстренную неотложную помощь. Обидно, когда нас используют, как такси. Был однажды вызов к мамочке, говорит – рожаю. Приезжаем, а она уже стоит одетая с собранной сумкой и просит отвезти в роддом. Хотя направление у нее выписано уже несколько дней назад. Отвезли. А позади на машине ехал ее муж…

Людям, которые знают, что у них есть хронические заболевания, врачи рекомендуют регулярно делать профилактические осмотры, посещать своего лечащего врача, записаться в специализированную школу, где расскажут, как оказать себе первую помощь.

В новодвинской больнице таких школ существует несколько – для больных с сахарным диабетом, артериальной гипертонией, здорового питания, борьбы с курением и коррекции веса. А молодым мамам можно самим проявить инициативу и поинтересоваться у своего участкового врача, как можно понизить температуру ребенку самостоятельно.

Случаи бывают разные, и четко провести грань между тем, когда надо вызывать «скорую» и нет, нельзя. Однако если вы знаете, что просто простудились, или, скажем, порезали палец, вспомните, что пока к вам едет бригада, врачи могли бы спасать человека с инфарктом или инсультом.

Немедленно вызывайте «скорую»:

– если человек потерял сознание, у него отсутствует пульс или дыхание, не удается остановить наружное кровотечение;

– если у человека есть серьезные повреждения – травмы с потерей сознания, травмы головы, спины, грудной клетки, рук, ног, сопровождающиеся сильной болью и невозможностью встать или пошевелиться;

– если вы подозреваете инфаркт или инсульт;

– при внезапном замедлении пульса и проявлении сердцебиения, которые сопровождаются головокружением, одышкой, болями в груди или за грудиной, потерей сознания;

– при высокой температуре тела, более 39 градусов, особенно если она сопровождается судорогами;

– при внезапном появлении сильной одышки в состоянии покоя; при сильной боли в животе, которая сопровождается повышением температуры, рвотой, холодным липким потом, желтухой;

– при подъеме артериального давления выше 220/140 мм рт. ст. при отсутствии жалоб или выше 180/120 при наличии жалоб на головную боль, мелькание «мушек» перед глазами.

Поделиться
10883