22 декабря 2020

Маркировку молока вводят для пользы потребителям, но она усложнит жизнь предпринимателям

После 1 мая будущего года, согласно постановлению федерального правительства, производители молока обязаны будут маркировать свою продукцию по определенным группам, а не позднее октября – уже по всем. Ранее маркировочная деятельность тоже проводилась, только в виде эксперимента.

Маркировку молока вводят для пользы потребителям, но она усложнит жизнь предпринимателям

Кроме того, с 2018 года в стране функционирует система электронной  сертификации «Меркурий», но она отслеживает сырье, а не конечный продукт, для которого и придумана маркировка с красноречивым именем «Честный знак».

Как известно, любые нововведения в сфере контроля за производимой продукцией – это новые затраты. Стоимость оборудования одной линии розлива молока составит шесть с половиной миллиона рублей, управленческие и складские системы обойдутся в шесть миллионов.

Притом средняя стоимость затрат на подготовку к печати одной крышки составит около одной копейки, затраты на нанесение ее на групповую упаковку – от 15 копеек. Причем детальный план-график подготовки молокозавода к внедрению системы (поставка оборудования, оснащение двух производственных линий, установка программ и т. д.) должна быть осуществлена за три месяца.

Наиболее проблемным внедрение новой системы станет для отдаленных территорий области, где не только установка нового оборудования, но и доставка к месту назначения – под вопросом из-за состояния транспортной инфраструктуры. Не пострадает ли малый бизнес – переработчики и производители молока, вынужденные тратиться на недешевое оборудование для маркировки? Не останутся ли труженики без работы? И не ударят ли эти затраты по карманам всех нас, потребителей?

– Справятся ли наши предприниматели с этой нагрузкой? – с такого вопроса председателя комиссии областной Общественной палаты по региональной политике, экономическому развитию и поддержке предпринимательства Мамикона Гекчяна началось обсуждение темы в палате. Интересно, что в Общественной палате соседней Вологодской области вопрос был снят с рассмотрения. Там держатся за свой молочный бренд и только рады, что новая система маркировки вводится в России. Прилавки Архангельской области заполнены вологодской молочной продукцией процентов на 40.

Как заявил представитель Партии Роста Александр Глебов, вводимая система несовершенна, она удлиняет сроки логистики.

– Министерство понимает озабоченность предпринимателей, – замминистра АПК и торговли, начальник управления сельского хозяйства и социального развития села Александр Шевелев рассказал о том, что внедрение новой системы будет происходить поэтапно: с 1 июня – сыры, с 1 сентября – продукты, чей срок хранения более 40 суток, с 1 декабря – молочка со сроком хранения до 40 суток. Государство, таким образом, дает время подготовиться к неизбежному нововведению. При этом крупные молочные компании готовы к маркировке.

Кроме того, областной бюджет субсидирует 40% затрат производителей на внедрение новой системы.

В то же время глава фермерского хозяйства, производящего козье молоко, Владимир Будейкин считает такую систему неконкурентной для малых форм хозяйствования в этой сфере, выгодной только агрохолдингам.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Иван Кулявцев отметил, что, безусловно, важна обратная связь между бизнесом и властью.

Цель введения новой системы – борьба с фальсификатом. Маркировка – это уже данность, притом в регионе имеется отсрочка, и вопрос можно более тщательно проработать с участием некрупных предпринимателей.

Евгения Толстикова (Шенкурский молокозавод) напомнила, что предприятие находится на труднодоступной территории (его связывает с внешним миром переправа через Вагу), отсутствие в районе федеральных торговых сетей, к тому же серьезные проблемы с Интернетом – все это может поставить вопрос о будущности как завода, так и снабжающих его молоком хозяйств. С внедрением новой системы вырастут затраты, придется увеличивать штат…

Прозвучало в ходе круглого стола и мнение, что производителям молочной продукции – крестьянам и фермерам – едва ли нужна маркировка. Не станет же деревенская бабушка производить фальсификат в ущерб самой себе.

В итоге участники круглого стола сочли необходимым разработать пошаговую дорожную карту.

– Мы хотим поддержать наших производителей, чтобы они и дальше продолжали работу, – заявил журналистам Мамикон Гекчян. – Одно из наших предложений – чтобы правительство Архангельской области поддержало приобретение ими оборудования, чтобы они уложились в эту программу.

Анатолий Беднов

Поделиться
82239