7 декабря 2015

Леспром и судострой – опоры региона

Наша область традиционно считалась всесоюзной, потом всероссийской лесопилкой и судоверфью. В 2012 году кораблестроительные и судоремонтные предприятия Северодвинска и Архангельска, САФУ вкупе с рядом других образовательных и научных учреждений были объединены в интеллектуально-индустриальный комплекс, именуемый кластером. Спустя два года по распоряжению губернатора был создан еще один кластер, лесопромышленный, включающий три десятка предприятий и организаций.

Проекты высокого качества

На совещании в правительстве области речь шла о том, как реализуется кластерная политика.

– Кластерная политика все больше набирает обороты, – отметил в разговоре с журналистами региональный министр экономического развития Виктор Иконников. – Мы много говорим про импортозамещение, инновации, и кластерное развитие – тот инструмент, который позволяет идти в этом направлении. Мы специально пригласили коллег, чтобы они ознакомились с потенциалом Архангельской области в двух ведущих отраслях – судостроительном и лесопромышленном кластерах.

Сегодня все подготовительные вещи подходят к концу. Вся необходимая документация сформирована. Пора выходить на конкретные проекты.

Регион уже два года участвует в конкурсе, проводимом Министерством экономического развития Российской Федерации, на финансирование кластеров. В нем участвуют только инновационные кластеры, в которые входит и наш судостроительный. «ПоморИнноваЛес», к сожалению, пока не входит. Сумма, полученная из федерального бюджета – сто миллионов рублей. На что она идет? 

В этом году была направлена и одобрена заявка на существенное увеличение материальной базы наших техникумов, которые работают в сфере судостроения, на современное оборудование для обучения специалистов, которые будут работать на наших предприятиях.

Гости – начальник отдела инновационных проектов федерального Минэкономразвития Семен Вуйменков и заведующий отделом кластерной политики Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Евгений Куценко – осмотрели все объекты судостроительного кластера, который уже второй год финансирует министерство. Представитель Минэкономразвития назвал реализуемые здесь проекты успешными и конструктивными – в частности, выпуск пропульсивных установок, которые осваивает «Звездочка». 

В этом году продолжается работа кластера по образовательным программам, идет переподготовка кадров. Проекты в лесопромышленной отрасли также, по его словам, «очень высокого качества». «Надеюсь, что в следующем году уже два кластера будут получать поддержку из федерального центра», – заявил гость.

Портал в Арктику

Среди заявленных проектов – строительство модульной шельфовой платформы, превосходящей по своим характеристикам норвежскую платформу «Эдвард Григ». Но для того чтобы осуществить этот смелый замысел, нужна специализированная судоверфь. На совещании была высказана мысль о необходимости создания в Архангельске дирекции арктических проектов со свободным доступом иностранных специалистов. 

Архангельск должен стать центром выхода в Арктику и завоевать арктический рынок, подчеркивали выступавшие. А для этого требуется поддержка федеральных структур, в частности – государственной комиссии по делам Арктики во главе с Дмитрием Рогозиным.

В лесной отрасли подготовлен ряд перспективных проектов – например, производство гранулированной золы, выращивание деревьев с заранее заданными генетическими свойствами. Здесь также необходима господдержка – прежде всего в развитии инфраструктуры (лесных дорог).

В 2015 г. судостроительный кластер получил 25 миллионов рублей на развитие образовательных центров.

Леспром и судострой – опоры региона

Проекты высокого качества

На совещании в правительстве области речь шла о том, как реализуется кластерная политика.

– Кластерная политика все больше набирает обороты, – отметил в разговоре с журналистами региональный министр экономического развития Виктор Иконников. – Мы много говорим про импортозамещение, инновации, и кластерное развитие – тот инструмент, который позволяет идти в этом направлении. Мы специально пригласили коллег, чтобы они ознакомились с потенциалом Архангельской области в двух ведущих отраслях – судостроительном и лесопромышленном кластерах.

Сегодня все подготовительные вещи подходят к концу. Вся необходимая документация сформирована. Пора выходить на конкретные проекты.

Регион уже два года участвует в конкурсе, проводимом Министерством экономического развития Российской Федерации, на финансирование кластеров. В нем участвуют только инновационные кластеры, в которые входит и наш судостроительный. «ПоморИнноваЛес», к сожалению, пока не входит. Сумма, полученная из федерального бюджета – сто миллионов рублей. На что она идет? 

В этом году была направлена и одобрена заявка на существенное увеличение материальной базы наших техникумов, которые работают в сфере судостроения, на современное оборудование для обучения специалистов, которые будут работать на наших предприятиях.

Гости – начальник отдела инновационных проектов федерального Минэкономразвития Семен Вуйменков и заведующий отделом кластерной политики Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Евгений Куценко – осмотрели все объекты судостроительного кластера, который уже второй год финансирует министерство. Представитель Минэкономразвития назвал реализуемые здесь проекты успешными и конструктивными – в частности, выпуск пропульсивных установок, которые осваивает «Звездочка». 

В этом году продолжается работа кластера по образовательным программам, идет переподготовка кадров. Проекты в лесопромышленной отрасли также, по его словам, «очень высокого качества». «Надеюсь, что в следующем году уже два кластера будут получать поддержку из федерального центра», – заявил гость.

Портал в Арктику

Среди заявленных проектов – строительство модульной шельфовой платформы, превосходящей по своим характеристикам норвежскую платформу «Эдвард Григ». Но для того чтобы осуществить этот смелый замысел, нужна специализированная судоверфь. На совещании была высказана мысль о необходимости создания в Архангельске дирекции арктических проектов со свободным доступом иностранных специалистов. 

Архангельск должен стать центром выхода в Арктику и завоевать арктический рынок, подчеркивали выступавшие. А для этого требуется поддержка федеральных структур, в частности – государственной комиссии по делам Арктики во главе с Дмитрием Рогозиным.

В лесной отрасли подготовлен ряд перспективных проектов – например, производство гранулированной золы, выращивание деревьев с заранее заданными генетическими свойствами. Здесь также необходима господдержка – прежде всего в развитии инфраструктуры (лесных дорог).

В 2015 г. судостроительный кластер получил 25 миллионов рублей на развитие образовательных центров.

Поделиться
11710