28 октября 2020

Легенда. Эпоха. Нетленка: песни Виктора Цоя и группы «Кино» прозвучали в Архангельске с симфоническим оркестром

Виктор Цой и группа «Кино» – феномен вне времени, один из самых влиятельных коллективов в русскоязычной музыке и неоспоримый идеал для поклонника отечественного рока любого толка. Северянам повезло услышать легенду в 1990 году – тогда состоялся первый и единственный концерт группы в Архангельске.

Легенда. Эпоха. Нетленка: песни Виктора Цоя и группы «Кино» прозвучали в Архангельске с симфоническим оркестром

И вот спустя 30 лет незабываемые хиты группы «Кино» снова звучали в столице Поморья. В этот раз в симфоническом обрамлении: Юрий Каспарян и Александр Цой привезли в Архангельск свой проект «Симфоническое КИНО». В Архдраме на одну сцену с Каспаряном, дирижером Антоном Шабуровым вышли музыканты двух архангельских оркестров – камерного филармонического и МЧС.

Услышать в новом формате любимые песни северяне смогли благодаря фестивалю «Международные недели музыки». Он проходит в Поморье при финансовой поддержке Министерства культуры РФ.

«Симфоническое КИНО» – проект уникальный и не имеет аналогов в истории русского рока. Конечно, отечественные рокеры сегодня уже нередко выступают в сопровождении симфонического оркестра. Успешно реализует это направление, например, «Би-2». Но дело в том, что они поют. «СимфоКИНО» – это только музыка. В проекте все песни группы звучат в исполнении симфонического оркестра, а все гитарные партии исполняет Юрий Каспарян.

С момента премьеры в 2010 году выступления проекта «Симфоническое КИНО» получили признание во многих уголках России и странах СНГ. Его успех и симфоническое звучание делает программу универсальной для понимания слушателей любого возраста и музыкального предпочтения. Первые, как впрочем, и все последующие оркестровые версии хитов написал известный российский композитор Игорь Вдовин для грандиозного фестиваля «20 лет без «КИНО». Восторженный отклик публики привел к решению подготовить сольную программу. И вот уже 10 лет «СимфоКИНО» путешествует по российским городам, подтверждая, что Виктор Цой по-прежнему живет в сердцах тысяч людей.

Буквально за час до концерта бессменный соло-гитарист группы «Кино» Юрий Каспарян и сын Виктора Цоя Александр рассказали журналистам о том, как развивался проект, и о планах на будущее.

Кино

– Этот проект достаточно развернутый музыкально и привносит дополнительные краски, раскрывает потенциал музыки «Кино». Это новый музыкальный взгляд на творчество Виктора и группы «Кино», – задал тон общению Юрий Каспарян и добавил, что «СимфоКИНО» для него «очень комфортная программа», которую он очень любит и играет с удовольствием.

Проекту уже 10 лет. Подводили ли вы и ваша команда какие-то его итоги? Или в них нет необходимости? задаю вопрос Юрию Каспаряну.

– Проект довольно сильно мутировал за это время. Он начинался без ритм-секции – без барабанов и бас-гитары. Это вначале было нечто совсем другое, и играть было довольно сложно. Сегодня и аранжировки поменялись, и коллектив подобрался сплоченный. На этом этапе мне все нравится. Но посмотрим, как будем развиваться дальше, ведь со временем меняется программа, появляются новые оркестровки старых песен. У нас были тематические концерты – юбилейные концерты альбомов. До этого мы играли «Группу крови». Сейчас – «Звезду по имени Солнце». В общем, проект живет своей жизнью, развивается, и, на мой взгляд, это развитие очевидно, – считает музыкант.

Сложно ли было вам как рок-музыканту ассимилироваться с симфоническим коллективом, сыграться?

– Я учился в детской музыкальной школе, и там был предмет «оркестр». Другое дело, что после музыкальной школы, играя в группе «Кино», мне приходилось довольно долго учиться играть ритмично, очень точно. Так что в «СимфоКИНО» пришлось вспоминать, как я это делал в восемь или девять лет.

Кстати, в одном из своих многочисленных интервью о проекте Юрий Каспарян рассказывал: «Когда мы впервые вышли играть «Симфоническое КИНО», для меня это стало довольно сильным эмоциональным стрессом. Я очень волновался и поначалу был довольно сильно недоволен некоторыми моментами звучания… Но постепенно, с годами пришла сыгранность и абсолютное понимание друг друга. Программа, на мой взгляд, сейчас в отличной форме, и я всем сейчас доволен».

Рассказал гитарист также о том, как проект работает с разными оркестрами. По-прежнему любимым коллективом для него, в частности, остается Петербургский оркестр. Он тоже, так сказать, сборный – как и тот, что вместе с Юрием Каспаряном и дирижером Антоном Шабуровым вышел на сцену Архангельского драмтеатра.

– Наш замечательный дирижер может привести в чувство любой оркестр буквально за две репетиции. Он очень четко знает, чего хочет от разных групп инструментов, и знает, как этого добиться, – поделился Юрий Каспарян.

К слову, в Архангельск команда «СимфоКИНО» привезла комбинированную программу. Ее основу составляют композиции из легендарных альбомов «Группа крови» и «Звезда по имени Солнце». Также в концерте звучат композиции из «Черного альбома», такие как «Кукушка», «Кончится лето», и несколько треков из раннего репертуара – «Дальше действовать будет мы», «Электричка» и другие.

Юрий Каспарян: «Кукушка»… Я помню, как Витя ее делал. Он целый день просидел в сарайчике, где была студия. Чувствовалось, что что-то серьезное происходит. Только после презентации сингла мы начали ее дополнять и аранжировать. Витя всегда придумывал песни сам, наедине с самим с собой. Нам – музыкантам – приносил всегда готовый материал…»

Не могу не отметить харизму рок-музыканта и его своеобразный стиль общения с журналистами. Мне, например, показалось из интервью гитариста разным изданиям, что он скуп на общение – немногословен и не очень эмоционален. Что греха таить, многие журналисты наверняка ждут от того, кто стоял на одной сцене с самим Цоем, больше эмоций, больше подробностей и каких-то эксклюзивных воспоминаний. Да, он действительно немногословен, но это совсем не значит, что необщителен. Был готов отвечать на все вопросы и в своей привычной манере тонко подтрунивал над журналистами. Например, после одного довольно обширного вопроса нашей коллеги, ответил протяжным «Да-а-а». А потом, увидев ее реакцию, рассмеялся и все же ответил более детально. Мне тут же вспомнилось, как тонко Юрий Каспарян подшутил над корреспондентом одного из питерских интернет-порталов. На вопрос, как он познакомился с сыном Виктора, музыкант выдал: «Познакомились мы очень давно. Но Александр тогда был сначала младенцем, потом подростком…» Посмеялась от души.

Александр – единственный сын Виктора Цоя. Он продюсер проекта. Также создает видеоарт для «Симфонического КИНО». Нам он рассказал, как песни «Кино» по-разному поддавались переводу в оркестровую партитуру:

– Музыка группы «Кино» – минималистичная, немножечко механичная, с драм-машинкой, может быть, неочевидно подходит для такого прочтения. Но мелодической фактуры, того именно, из чего получается красота, которую можно положить на целый симфонический оркестр, там более чем достаточно, поэтому получается классно.

Кстати, Александр продюсирует и еще один проект, где песни легендарной группы снова соберут на сцене всех музыкантов «Кино». Более того, основа программы – настоящий голос Виктора Цоя, оцифрованный с оригинальных многоканальных записей «Кино». В составе группы два оригинальных басиста группы разных лет – Александр Титов и Игорь Тихомиров – и, конечно, бессменный гитарист Юрий Каспарян.

– Это попытка, желание изобразить концерт группы уже в 2021 году на современном классном звуке, с современными возможностями концертного шоу. И дать возможность тем, кто не успел или успел, но хочет еще раз побывать на сольных концертах группы «Кино», – рассказал Александр Цой.

Сложно было реализовать новый проект технически. В частности, извлечь голос из старых записей? – спрашиваю я.

– Да, это был сложный процесс. У более поздних альбомов сохранились многоканальные записи, где есть отдельная дорожка голоса, и вопрос был только в оцифровке магнитных лент. А из старых записей… Там есть такой целый комплекс подходов. Для них и нейросети были использованы, и еще какие-то суперсовременные алгоритмы. Этим очень сложным процессом занималось несколько команд в разных частях земного шара. У кого-то лучше получалась одна песня, у кого-то другая, эти версии комбинировались, чтобы получилась одна финальная классная дорожка, с которой можно работать.

Александр Цой: «Он как человек и как музыкант нес какие-то важные для людей во все времена ценности, какую-то внутреннюю честность, внутренний стержень. Какой-то идеализм, который людям нужен и важен, которого им, может быть, всегда немножко не хватает. Какой-то в хорошем смысле героизм».

Осталось только дополнить, что двухчасовой концерт будет сопровождаться специально созданным видеорядом – практически полнометражным фильмом, состоящим из графики, анимации, новых и архивных съемок. Видео, свет и музыка синхронизированы в полноценное современное мультимедийное концертное шоу. Рисунки Виктора Цоя, абстрактный супрематизм обложек «Кино», кинохроника, небольшие документальные вставки, анимированные участники группы – вот некоторые темы, из которых будет состоять визуальная часть выступления. Производством видео занимается компания Firecat Films.

Александр, остается время для работы над собственным проектом «Ронин»?

– Очень плохо, к сожалению, со временем на него. У меня записан альбом барабанов и басов и в принципе целый альбом песен. Нужно сделать аранжировки – дописать гитары, клавиши, какую-то электронику. Все это записать на студии, свести…

В общем начать и закончить? – шучу.

– Точно. Но когда-нибудь это произойдет. Пока он (проект) существует в таком вот полуготовом виде…

Ну а в конце брифинга Юрий Каспарян допустил, что симфоническая интерпретация и ритмичность получившейся музыки «Виктору бы понравилась».

«А мне приснилось: миром правит Любовь…»

И вот, наконец, мы в зале, а на сцене разворачивается действо под названием «Симфоническое КИНО». И «минималистичная, немножечко механичная», усиленная классическими инструментами музыка заполняет сердца и души поклонников творчества Виктора Цоя. И это – настоящее чудо. Особенно хороши скрипки.

Пронизывающие насквозь мелодии с до боли знакомыми мотивами лично меня доводили до мурашек, а глаза застилали слезы. Кажется, всю душу вывернули наизнанку, окунув в океан эмоций. «Печаль», «Закрой за мной дверь, я ухожу», «В наших глазах», «Между землей и небом война», «Пачка сигарет», «Место для шага вперед», «Дальше действовать будем мы». И, конечно, легендарные хиты на все времена – «Перемен», «Группа крови» и «Звезда по имени Солнце»…

А на сцене творился синергетический хаос: уникальный видеоарт – работа Александра Цоя. Он сливался с музыкой, добавляя ей мощи, как и гитарные партии с узнаваемыми, неповторимыми рифами, присущими только «Кино», в исполнении Юрия Каспаряна. Не зря же музыканта называют «носителем языка» легендарной группы.

Что же, могу смело заявить, что чудо случилось – эмоциональный фон зрительного зала не просто зашкаливал – кипел. Пели все, взрываясь бурей оваций, когда с первых нот узнавали знакомые композиции. За моей спиной поклонники «Кино» с многолетним стажем басили: «Давай «Огурцы» и «Восьмиклассницу»!» Где-то в зале новый шквал эмоций переживал фанат группы, побывавший на концерте, состоявшемся в Архангельске 30 лет назад. Он даже билет сохранил – тот самый билет за шесть рублей в Архангельский Дворец спорта на 18 июня 1990 года. А через два месяца Цоя не стало. Ему было всего лишь 28…

Сегодня, спустя 30 лет, многие спорят, осталось бы «Кино» на пике популярности? Написал бы Виктор новые хиты? Стали бы они легендарными, как «Группа крови» или «Кукушка»? Увы, мы этого никогда не узнаем. Моя юная коллега, с которой мы вместе пришли на «СимфоКИНО», делясь впечатлениями от концерта, сказала: «Мне было грустно…» Да, как и всем, кто никогда не услышит Виктора Цоя вживую. Эпоха ушла. Но его творчество живет. И в таких проектах, как «Симфоническое КИНО», и в нас, кто вырос, затирая в старых кассетниках магнитные пленки с любимыми песнями, и в тех, кто родился намного позже, но полюбил творчество Виктора Цоя.

Ирина Колесникова

Фото Анны Колос

Поделиться
76610