9 апреля 2022

Лариса Спиранова: «Я должна петь – это моя ответственность перед Божьим даром»

Заслуженная артистка России Лариса Спиранова отметила 30-летие творческой деятельности. Много лет она была художественным руководителем и ведущей солисткой Поморской филармонии. Сейчас известная и любимая архангельской публикой певица, обладательница красивого лирико-драматического сопрано, живет и работает в Санкт-Петербурге, но связи с малой родиной не теряет.

Лариса Спиранова: «Я должна петь – это моя ответственность перед Божьим даром»

К Пелагее внучка приехала

Лариса Спиранова не могла не стать певицей. Петь она начала с раннего детства. Как говорит сама певица, «открыла рот и запела». В ее окружении музыкой увлекались все. Сестра бабушки по материнской линии была участницей Северного хора. Песенницей была и бабушка по отцовской линии, жившая на Брянщине.

– Я приезжала к бабушке в деревню на лето. Там не было моих ровесников, с кем можно было бы поиграть, поэтому я залезала на дерево и пела. Вся деревня знала, что к Пелагее внучка приехала, – вспоминает Лариса Спиранова.

Лариса росла в Соломбале, поучиться в музыкальной школе талантливой девочке не довелось. Нотную грамоту она осваивала сама, буквально добывая знания у одноклассников, которые посещали уроки игры на музыкальных инструментах и  сольфеджио. Занятия в детском хоре клуба лесной биржи под руководством хормейстера Василия Семеновича Сахарова позволили наверстать упущенное и поступить на дирижерско-хоровое отделение Архангельского музыкального училища.

– Оперу я слышала с детства по телевизору, где часто выступали Ирина Архипова, Елена Образцова, но я не думала, что когда-нибудь буду петь так же. Сначала я копировала Аллу Пугачеву. Увлечение оперной музыкой пришло постепенно, в музыкальном училище.  

Затем была учеба в Российской академии музыки имени Гнесиных и возвращение в родной Архангельск. Став в 1992 году солисткой Поморской филармонии, Лариса Спиранова завоевала множество профессиональных наград. Она обладатель Гран-при Международного конкурса имени Стефано Темпиа (Италия), лауреат IV Всероссийского конкурса исполнителей романса (г. Владимир), участник крупных международных проектов: Международный фестиваль «Северная Норвегия» в г. Харштадт (Норвегия, 1995 г.), Международный фестиваль камерной музыки в г. Кухмо (Финляндия, 2002 г.), Международный проект «Три сопрано» (Швеция, Финляндия, Россия, 2009 г.), фестиваль «Территория мира – территория музыки» (Калининград, 2018 г.) и многих других.


Поиски новой гармонии

На вокальном вечере «Любовь святая», который прошел в Поморской филармонии, заслуженная артистка России Лариса Спиранова и лауреат международных конкурсов Ирина Хайретдинова (солистка Поморской филармонии, орган) представили архангельским зрителям большую программу классической музыки.

Для слушателей прозвучали три легендарные «Аве Мария» (Иоганна Себастьяна Баха – Шарля Гуно, Франца Шуберта и Джулио Каччини), арии из опер «Джанни Скикки» Джакомо Пуччини и «Юлий Цезарь» Георга Фридриха Генделя», знаменитая мелодия A time for as Нино Рота из фильма «Ромео и Джульетта», ария сопрано из кантаты «Глория» Антонио Вивальди, романс Сергея Рахманинова «Сирень», сочинение «Отчалившая Русь» Герогия Свиридова на стихи Сергея Есенина, «Песня матери» Дворжака, «Богородица Дево, радуйся» Олега Янченко, а также музыка для органа соло.

Многие из этих произведений впервые прозвучали в сопровождении органа.

– Программа с органом – это обычно западноевропейская музыка, потому что это культура, пришедшая к нам не так давно Мне очень хотелось, чтобы в программу вошли произведения которые немножко выпадают из этого контекста.  Так появились в концерте
оперные арии, музыка Дворжака. Я решила попробовать спеть даже романсы русских композиторов, которые традиционно исполняются под рояль, – рассказывает Лариса Спиранова.  –  Я представила, как это может звучать на органе. На репетиции нас не все сразу устраивало, но мы нашли эти нужные краски, которые не давили бы органной мощью, а создавали бы эффект колокольного звона. Ведь каждый орган уникален. Ирина Хайретдинова поработала, нашла нужные регистры, чтобы каждый голос звучал. Иногда бывает, что может пропасть какая-то одна нота, и это изменит всю гармонию.
Но мы старались, и я осталась довольна этим экспериментом.

Центральное место в концертной программе заняло произведение Георгия Свиридова «Любовь святая». Неслучайно именно так был назван и весь концерт. В музыке, написанной в 1969 году к спектаклю Малого театра по трагедии А. Толстого «Царь Федор Иоаннович», композитор  использовал стиль старинного знаменного распева. В небольшом музыкальном сочинении всего три строчки: «Ты любовь святая,
От начала ты гонима, кровью политая…», но благодаря глубокому смыслу, неизъяснимо прекрасной музыке и проникновенному исполнению Ларисы Спирановой они заполнили собой и время и, казалось, даже все пространство Камерного зала. Когда-то эти слова были частушкой, но великий композитор возвысил их до молитвы.

– Я очень люблю эту музыку. Однажды я ее спела в Петербурге и подумала, почему бы не использовать эту краску на органе, и вдруг я услышала этот строй, эту гармонию. Эта музыка будто парит над всеми, это космос. В ней есть и надежда, и состояние какого-то ожидания. Я посвятила это исполнение тому, что сейчас происходит с нашей страной и безвременно ушедшему от нас руководителю Архангельской хоровой капеллы Владимиру Максимкову, так как именно с капеллой было связано первое исполнение этого произведения,  – призналась Лариса Спиранова.

По словам Ларисы Ивановны, ей хотелось, чтобы эта встреча с архангельским зрителем стала поддержкой в трудное время.

– Сейчас все в напряжении, в переживаниях, у многих родственники на Украине. Нам приходится бороться за справедливость. И на фоне всего этого хочется дать людям  отдушину, надежду.

Встреча с архангельским зрителем для Ларисы Спирановой – это радость, духовная и эмоциональная подпитка. То же можно сказать и о публике. В финале концерта зал стоя рукоплескал любимой певице.

– Слава Богу, что это связь не прервалась я приезжаю и, надеюсь, что буду приезжать. Ради этого я стараюсь не стареть, держать себя в форме, делаю зарядку, хожу пешком. Я должна петь – это моя ответственность перед Божьим даром.   

Татьяна Жгилева

Поделиться
119202