16 января 2015

Культуру – в массы!

Яркие премьеры, красочные вернисажи, жаркие споры, громкие юбилеи, тихие радости встреч с настоящим искусством и творческими людьми. Все это подарил 2014-й.

Он выдался культурным в широком смысле, ведь год был посвящен именно этой «тонкой кожуре на яблоке», которая прикрывает низменные инстинкты, делая из нас человеков.

Культура – она же везде нужна. Не только в театре, концертном или выставочном зале, но и за семейной трапезой, рабочим столом, в общественном транспорте, магазине и даже на лесной лыжне, куда вы выбрались наконец-то в эти зимние каникулы…

Правда о деревне

Ежели составлять рейтинг наиболее значимых культурных событий, то на первое место надо, несомненно, поставить кино. То, что всколыхнуло нынче не только Архангельскую область, но и всю Россию.

Едва на телеканале «Россия 1» вышел 26-серийный фильм «Две зимы и три лета» режиссера Тэмо Эсадзе по знаменитой тетралогии Федора Абрамова «Братья и сестры», среди зрителей вспыхнули яростные споры. От «не верю» и «из шедевра сделали халтуру» до «пусть каждый примерит на себя рубашку Миши Пряслина» и «может, фильм всколыхнет людей на прочтение книг Абрамова, заставляющих со слезами на глазах задуматься над тем, что происходит с нами, как мелеем мы душой…».

Однако все сошлись, что ничего подобного с советских времен наше телевидение не показывало. И почему эта проза – пронзительная, образная, удивительно созвучная любому времени, до сих пор не была экранизирована? Почему Абрамов не пришелся «ко двору» нашему гламурному ТВ и фильм основательно купировали и показывали в несмотрибельное время? Видно, скрыта здесь некая правда о деревне, чрезвычайно важный духовный смысл…

Потому-то сериал, несмотря на все ляпы, заставил людей с трепетом вспоминать о том времени и роли в нем все перетерпевшей русской женщины, переживать и оплакивать судьбу деревни, которая столько трудилась, кормила страну, а сейчас ее совсем не осталось…

Угаснувшая к началу лета дискуссия осенью вспыхнула с новой силой, когда фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» получил в Венеции «Серебряного льва». И опять два полюса мнений: «вот она настоящая Русь-матушка, которую санкциями не испугаешь» и «пьяная философия деревенских жителей, где чувствуется их невостребованность и обреченность». Красивые съемки природы Кенозерья, чарующая музыка, взлетающая в космос ракета и беспробудная тоска…

– Это московская правда о деревне, – считает директор Кенозерского национального парка Елена Шатковская. – Деревенская правда глубже и многообразнее. Деревне трудно, но она живет более интересно, насыщенно, я бы даже сказала – культурно: люди строят дома, держат скотину, возвращаются домой выпускники вузов, женятся, рожают детей. Жаль, что две эти правды в кино не пересеклись.

Спасает фильм его главный герой – деревенский почтальон. Не мультяшный карикатурный чудак Печкин, а настоящий – Тряпицын. Каждый день он отправляется в свое путешествие по кенозерской округе в 50 километров. Летом – на лодке по озеру, зимой – на снегоходе… Наверное, это главное – трудиться, помогать людям, жить по совести, что роднит две эти ленты про деревню.

Открытие концертного зала в музколледже

С куражом

Так получилось, что наиболее яркие театральные постановки случились еще весной, в прошлом сезоне. В театре драмы, несомненно, это «Царь Эдип. Прозрение» в постановке Андрея Тимошенко. Режиссер смело экспериментирует, вплетая в древнегреческую трагедию российскую поэзию Серебряного века, цитаты из Островского и Достоевского, зритель потрясен – театр разбудил его сердце.

А молодежный театр эпатировал публику: Елена Прокопьева из Питера поставила «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Лорки. Нечто среднее между балетом, театральной драмой и кинематографом Киры Муратовой. Действие элегантное, стильное, креативное, очень захватывающее и провокационное, и целых десять женских ролей – актрисы играли их эмоционально, с куражом. Рассказав в общем-то вечную историю – о жажде любви между мужчиной и женщиной, о простом счастье дома. О том, чего в нашем мире, где стремительно смываются границы полов, кому-то еще хочется.

На десерт в рамках IX Международного фестиваля «Европейская весна» Архангельску показали спектакли, отмеченные национальной театральной премией «Золотая Маска». Среди самых ожидаемых – «Дядя Ваня» Малого драматического театра – Театра Европы из Санкт-Петербурга. При казалось бы классическом прочтении чеховской пьесы, где много грустного, где действие течет традиционно вязко и скучно, как и сама жизнь чеховских персонажей, вдруг взрыв комического, бурлеска, где самая неожиданная Ксения Раппопорт в роли Елены Андреевны.

Кстати

На исходе 2014-го театру фольклора «Радеюшка» – первому в регионе – присвоено звание «Заслуженный коллектив народного творчества». В 2015 году «Радеюшка» отметит 80-летний юбилей.

Пофестивалили…

На IV театральном фестивале имени Ф. А. Абрамова «Родниковое слово» мы увидели полтора десятка спектаклей разных театров из России, Белоруссии, Турции, Германии. На всех были аншлаги, но что осталось в душах архангельских зрителей?

Публика восторженно встретила детские спектакли, плакала на весьма далеких от Грина, но душещипательных «Алых парусах» и смеялась сквозь слезы на «Похороните меня за плинтусом», спорила о «Пиковой даме», устроила овацию спектаклю «Мандельштама нет»… А лучшим современным прочтением классики признан спектакль «Ссора» вологодского «Своего Театра». Это было удивительно, как зал, заполненный в основном школьниками, внимал прозе Гоголя, разыгранной в лицах всего двумя артистами.

Из минусов фестиваля – совпадение с Маргаритинской ярмаркой. Но главное – на фестивале имени Абрамова самого Абрамова практически не было, да и абрамовский дух, показалось, несколько потерян. Потому очень хотелось бы побольше околофестивальных действ, творческих встреч, включения в его орбиту чтецов, народных театров…

Из прошумевших многочисленных фестивалей выделю, пожалуй, еще те, что организованы областным Домом народного творчества. День ВМФ здорово украсил и озвучил фестиваль «Дирекцион-Норд», в котором приняли участие семь духовых оркестров. Блеск меди, в которой отражается яркое солнце, молодцеватые, подтянутые военные, мелодии, создающие праздник.

Гран-при II межрегионального фестиваля «Костюм Русского Севера» получила коряжемская школа дизайна «Моделина» за коллекцию «Архангельская богатейка».

А всего в нем приняли участие коллективы из 10 районов области. Они показали оригинальные коллекции «Важские утютюшечки», «Мода из комода», «Мезенские потешки», «Джинсовые забавы»…

– Важно, чтобы традиция жила и в XXI веке, – говорит автор проекта, ведущий специалист областного Дома народного творчества Марина Филиппова, – чтобы молодые, используя элементы народных костюмов в своих одеждах, воспитали у себя эстетический вкус, не стали зариться на чужой ширпотреб, а носили бы свое. Чтобы видно было – вот идет русская девушка!

Кстати, это был первый год работы новой структуры – Дома народного творчества, выделившегося из Поморской филармонии.

У самой филармонии появился новый директор, и музыкальный год прошел ярко, плодотворно.

arh01x29x d1f3c

На выставке «От иконы до авангарда»: вглядываясь в образ

И сбоку бантик

А еще была Олимпиада и участие в ее культурной программе Северного хора, юных певцов из сводного хора под управлением Гергиева и наших народных мастеров. Нешуточный ажиотаж вызвали акции «Тотальный диктант» и «Открой рот».

Блистала на сцене театра драмы юбиляр-бенефецианка Гульсина Гусева в «Корсиканке», отметил великолепным концертом 30-летие творческой деятельности солист Поморской филармонии Игорь Перфильев, писатель Валерий Чубар стал лауреатом региональной премии в сфере культуры за книгу «Сон на закате».

Юбилеев в 2014-м было много, но самый громкий и веселый – Виктора Панова. Ведь Виктор Петрович из серьезного, пафосного мероприятия сделал какой-то тарарам и сбоку бантик.

Летом отметил полвека музей деревянного зодчества «Малые Корелы». На торжественном заседании его первый директор Лидия Бострем заметила, что установка была: «музей должен стать таким, чтобы сюда не стыдно было королей возить». Возят всех!

Именно в Архангельске стартовал передвижной выставочный проект, посвященный 100-летию Первой мировой войны. Занимательная, щемящая экспозиция из музея-заповедника «Петергоф» была развернута в только что открытой после реставрации северной части Гостиного двора.

arh01x38x 491c4

Юбилей Панова: примерить на себя клоуна

В красках и образах

Радостное удивление – уникальная коллекция старинных карт и книг на выставке в музее ИЗО «Край земли», описывающая северные и арктические территории Средних веков. Она пахла приключениями и таила в себе столько неизведанного!

В рейтинге выставок и красочная «Школа акварели» Сергея Андрияки. Его букеты хочется понюхать, а ломти арбуза и румяные булочки съесть. Радость для глаз – фарфоровая и стеклянная выставки в Старинном особняке на набережной. Впечатлил «Поморский натюрморт». Этот синтетический проект придумали сотрудники музея Степана Писахова. Натюрморт по определению «мертвая природа», однако поморский, запечатленный в красках и образах, дышит живым Севером, наполнен ветрами и насыщен запахами, вызывая трепетную ностальгию по ушедшему времени, людям, вещам.

Запали в сердце гравюры Николая Наговицына с видами незнакомого сегодняшним горожанам Архангельска, выразительными портретами в выставочном зале Усадебного дома Е. К. Плотниковой…

Однако самым любопытным, рискованным и довольно спорным стал проект «От иконы до авангарда. Духовные метаморфозы русского искусства». Своеобразная квинтэссенция пяти веков русской живописи – с семнадцатого века до 21-го. Противопоставления образов и навеянных ими образов кажутся очень интересными. Это послания, адресованные твоей душе, или своеобразные «информации к размышлению».

Меж тем Год культуры сменил Год литературы, от которого мы ждем не менее сильных впечатлений и открытий.

arh01x17x 65342

Бенефис Гульсины Гусевой в «Корсиканке»


Комментарии

Елена Кузьмина, председатель регионального отделения Союза писателей России:

arh01x44x be110– В этом году мы много ездили, провели фестиваль «Петровские строки» в Виноградовском районе, поэтические встречи в Плесецком районе, Устьянах, Сольвычегодске, в Котласе – на фестивале памяти Инэль Яшиной.

Кандидатом в члены СП принят Игорь Гуревич, литературные премии получили Михаил Попов, Илья Иконников, Валерий Чубар. Реализовали на губернаторский грант вторую часть видеоэнциклопедии «Литературный Север». Вышли новые книги у Олега Борисова, Ольги Корзовой, Галины Рудаковой, Александра Тутова и у меня – первая прозаическая книга «Колокольчики мои». Как издаем? Кто на свои деньги, кто спонсоров находит…

Что касается Года литературы, так у нас каждый день – литературы. Хотелось бы побывать в Ломоносово на родине нашего первого поэта, отметить юбилеи Шолохова и Абрамова, 90 лет Алексею Коткину – писателю-фронтовику. Собираемся ярко провести Дни славянской письменности, съездить в Лешуконию на «Петровские строки» ну и ближе к осени широко отпраздновать собственный юбилей Союза писателей…

Зоя Кулешова, заведующая отделом современного искусства музея ИЗО:

arh01x40x 711c8– Мы не прошли мимо Олимпиады, подготовив интересную выставку с работами, связанными со спортом. Хотя музей Писахова до сих пор закрыт, имя Степана Григорьевича звучало в разных проектах. Один из последних – «Писаховские осенины». «Поморский натюрморт» тоже можно рассматривать в контексте 135-летия Писахова, потому что это та поморская культура, которая его питала.

Важными считаю проекты из собственных коллекций, поскольку это одна из главных задач госзадания – открывать фонды. Яркий пример: выставка «От иконы до авангарда», которая, несмотря на наше некоторое беспокойство, произвела на всех очень хорошее впечатление.
Второй год на именины Архангела Михаила практикуем показ одного памятника, ныне это была икона «Спас Нерукотворный с вологодскими чудотворцами». Для меня лично знаковой получилась выставка почти забытого художника Николая Наговицына, усилиями многих людей заново его открыли. Оказывается, он был среди тех солдат, кто спасал Дрезденскую галерею…

И прекрасным завершением Года культуры для меня стало участие в Санкт-Петербургском культурном форуме, где самым интересным был юбилей Эрмитажа. От него осталось впечатление, что культура – главная составляющая всей нашей жизни.

Андрей Тимошенко, главный режиссер Архангельского театра драмы:

ТИмошенко 7b9c5– Одно из важных событий года – фестиваль «Родниковое слово». Хотя неверно были выбраны сроки – в сентябре, перед началом сезона. Поэтому многим из тех, кого мы хотели видеть, приехать не удалось. А те театры, что показали свои спектакли, – лучшее, что смогли пригласить. Мы и себя загнали, не успели вспомнить репертуар перед новым сезоном и его открытие, считаю, провалили. Даже на премьеру не было аншлагов, ведь у людей кошельки не безразмерные. Но сейчас – полные залы.

Поставили для детей на камерной сцене «Черную курицу», собираемся активно развивать эту площадку, для которой артисты делают самостоятельные работы. К Дню Победы с молодой женской частью труппы готовим «А зори здесь тихие», а с актерами-мужчинами репетируем «Ревизора»…

Он выдался культурным в широком смысле, ведь год был посвящен именно этой «тонкой кожуре на яблоке», которая прикрывает низменные инстинкты, делая из нас человеков.

Культура – она же везде нужна. Не только в театре, концертном или выставочном зале, но и за семейной трапезой, рабочим столом, в общественном транспорте, магазине и даже на лесной лыжне, куда вы выбрались наконец-то в эти зимние каникулы…

Правда о деревне

Ежели составлять рейтинг наиболее значимых культурных событий, то на первое место надо, несомненно, поставить кино. То, что всколыхнуло нынче не только Архангельскую область, но и всю Россию.

Едва на телеканале «Россия 1» вышел 26-серийный фильм «Две зимы и три лета» режиссера Тэмо Эсадзе по знаменитой тетралогии Федора Абрамова «Братья и сестры», среди зрителей вспыхнули яростные споры. От «не верю» и «из шедевра сделали халтуру» до «пусть каждый примерит на себя рубашку Миши Пряслина» и «может, фильм всколыхнет людей на прочтение книг Абрамова, заставляющих со слезами на глазах задуматься над тем, что происходит с нами, как мелеем мы душой…».

Однако все сошлись, что ничего подобного с советских времен наше телевидение не показывало. И почему эта проза – пронзительная, образная, удивительно созвучная любому времени, до сих пор не была экранизирована? Почему Абрамов не пришелся «ко двору» нашему гламурному ТВ и фильм основательно купировали и показывали в несмотрибельное время? Видно, скрыта здесь некая правда о деревне, чрезвычайно важный духовный смысл…

Потому-то сериал, несмотря на все ляпы, заставил людей с трепетом вспоминать о том времени и роли в нем все перетерпевшей русской женщины, переживать и оплакивать судьбу деревни, которая столько трудилась, кормила страну, а сейчас ее совсем не осталось…

Угаснувшая к началу лета дискуссия осенью вспыхнула с новой силой, когда фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» получил в Венеции «Серебряного льва». И опять два полюса мнений: «вот она настоящая Русь-матушка, которую санкциями не испугаешь» и «пьяная философия деревенских жителей, где чувствуется их невостребованность и обреченность». Красивые съемки природы Кенозерья, чарующая музыка, взлетающая в космос ракета и беспробудная тоска…

– Это московская правда о деревне, – считает директор Кенозерского национального парка Елена Шатковская. – Деревенская правда глубже и многообразнее. Деревне трудно, но она живет более интересно, насыщенно, я бы даже сказала – культурно: люди строят дома, держат скотину, возвращаются домой выпускники вузов, женятся, рожают детей. Жаль, что две эти правды в кино не пересеклись.

Спасает фильм его главный герой – деревенский почтальон. Не мультяшный карикатурный чудак Печкин, а настоящий – Тряпицын. Каждый день он отправляется в свое путешествие по кенозерской округе в 50 километров. Летом – на лодке по озеру, зимой – на снегоходе… Наверное, это главное – трудиться, помогать людям, жить по совести, что роднит две эти ленты про деревню.

Открытие концертного зала в музколледже

С куражом

Так получилось, что наиболее яркие театральные постановки случились еще весной, в прошлом сезоне. В театре драмы, несомненно, это «Царь Эдип. Прозрение» в постановке Андрея Тимошенко. Режиссер смело экспериментирует, вплетая в древнегреческую трагедию российскую поэзию Серебряного века, цитаты из Островского и Достоевского, зритель потрясен – театр разбудил его сердце.

А молодежный театр эпатировал публику: Елена Прокопьева из Питера поставила «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Лорки. Нечто среднее между балетом, театральной драмой и кинематографом Киры Муратовой. Действие элегантное, стильное, креативное, очень захватывающее и провокационное, и целых десять женских ролей – актрисы играли их эмоционально, с куражом. Рассказав в общем-то вечную историю – о жажде любви между мужчиной и женщиной, о простом счастье дома. О том, чего в нашем мире, где стремительно смываются границы полов, кому-то еще хочется.

На десерт в рамках IX Международного фестиваля «Европейская весна» Архангельску показали спектакли, отмеченные национальной театральной премией «Золотая Маска». Среди самых ожидаемых – «Дядя Ваня» Малого драматического театра – Театра Европы из Санкт-Петербурга. При казалось бы классическом прочтении чеховской пьесы, где много грустного, где действие течет традиционно вязко и скучно, как и сама жизнь чеховских персонажей, вдруг взрыв комического, бурлеска, где самая неожиданная Ксения Раппопорт в роли Елены Андреевны.

Кстати

На исходе 2014-го театру фольклора «Радеюшка» – первому в регионе – присвоено звание «Заслуженный коллектив народного творчества». В 2015 году «Радеюшка» отметит 80-летний юбилей.

Пофестивалили…

На IV театральном фестивале имени Ф. А. Абрамова «Родниковое слово» мы увидели полтора десятка спектаклей разных театров из России, Белоруссии, Турции, Германии. На всех были аншлаги, но что осталось в душах архангельских зрителей?

Публика восторженно встретила детские спектакли, плакала на весьма далеких от Грина, но душещипательных «Алых парусах» и смеялась сквозь слезы на «Похороните меня за плинтусом», спорила о «Пиковой даме», устроила овацию спектаклю «Мандельштама нет»… А лучшим современным прочтением классики признан спектакль «Ссора» вологодского «Своего Театра». Это было удивительно, как зал, заполненный в основном школьниками, внимал прозе Гоголя, разыгранной в лицах всего двумя артистами.

Из минусов фестиваля – совпадение с Маргаритинской ярмаркой. Но главное – на фестивале имени Абрамова самого Абрамова практически не было, да и абрамовский дух, показалось, несколько потерян. Потому очень хотелось бы побольше околофестивальных действ, творческих встреч, включения в его орбиту чтецов, народных театров…

Из прошумевших многочисленных фестивалей выделю, пожалуй, еще те, что организованы областным Домом народного творчества. День ВМФ здорово украсил и озвучил фестиваль «Дирекцион-Норд», в котором приняли участие семь духовых оркестров. Блеск меди, в которой отражается яркое солнце, молодцеватые, подтянутые военные, мелодии, создающие праздник.

Гран-при II межрегионального фестиваля «Костюм Русского Севера» получила коряжемская школа дизайна «Моделина» за коллекцию «Архангельская богатейка».

А всего в нем приняли участие коллективы из 10 районов области. Они показали оригинальные коллекции «Важские утютюшечки», «Мода из комода», «Мезенские потешки», «Джинсовые забавы»…

– Важно, чтобы традиция жила и в XXI веке, – говорит автор проекта, ведущий специалист областного Дома народного творчества Марина Филиппова, – чтобы молодые, используя элементы народных костюмов в своих одеждах, воспитали у себя эстетический вкус, не стали зариться на чужой ширпотреб, а носили бы свое. Чтобы видно было – вот идет русская девушка!

Кстати, это был первый год работы новой структуры – Дома народного творчества, выделившегося из Поморской филармонии.

У самой филармонии появился новый директор, и музыкальный год прошел ярко, плодотворно.

arh01x29x d1f3c

На выставке «От иконы до авангарда»: вглядываясь в образ

И сбоку бантик

А еще была Олимпиада и участие в ее культурной программе Северного хора, юных певцов из сводного хора под управлением Гергиева и наших народных мастеров. Нешуточный ажиотаж вызвали акции «Тотальный диктант» и «Открой рот».

Блистала на сцене театра драмы юбиляр-бенефецианка Гульсина Гусева в «Корсиканке», отметил великолепным концертом 30-летие творческой деятельности солист Поморской филармонии Игорь Перфильев, писатель Валерий Чубар стал лауреатом региональной премии в сфере культуры за книгу «Сон на закате».

Юбилеев в 2014-м было много, но самый громкий и веселый – Виктора Панова. Ведь Виктор Петрович из серьезного, пафосного мероприятия сделал какой-то тарарам и сбоку бантик.

Летом отметил полвека музей деревянного зодчества «Малые Корелы». На торжественном заседании его первый директор Лидия Бострем заметила, что установка была: «музей должен стать таким, чтобы сюда не стыдно было королей возить». Возят всех!

Именно в Архангельске стартовал передвижной выставочный проект, посвященный 100-летию Первой мировой войны. Занимательная, щемящая экспозиция из музея-заповедника «Петергоф» была развернута в только что открытой после реставрации северной части Гостиного двора.

arh01x38x 491c4

Юбилей Панова: примерить на себя клоуна

В красках и образах

Радостное удивление – уникальная коллекция старинных карт и книг на выставке в музее ИЗО «Край земли», описывающая северные и арктические территории Средних веков. Она пахла приключениями и таила в себе столько неизведанного!

В рейтинге выставок и красочная «Школа акварели» Сергея Андрияки. Его букеты хочется понюхать, а ломти арбуза и румяные булочки съесть. Радость для глаз – фарфоровая и стеклянная выставки в Старинном особняке на набережной. Впечатлил «Поморский натюрморт». Этот синтетический проект придумали сотрудники музея Степана Писахова. Натюрморт по определению «мертвая природа», однако поморский, запечатленный в красках и образах, дышит живым Севером, наполнен ветрами и насыщен запахами, вызывая трепетную ностальгию по ушедшему времени, людям, вещам.

Запали в сердце гравюры Николая Наговицына с видами незнакомого сегодняшним горожанам Архангельска, выразительными портретами в выставочном зале Усадебного дома Е. К. Плотниковой…

Однако самым любопытным, рискованным и довольно спорным стал проект «От иконы до авангарда. Духовные метаморфозы русского искусства». Своеобразная квинтэссенция пяти веков русской живописи – с семнадцатого века до 21-го. Противопоставления образов и навеянных ими образов кажутся очень интересными. Это послания, адресованные твоей душе, или своеобразные «информации к размышлению».

Меж тем Год культуры сменил Год литературы, от которого мы ждем не менее сильных впечатлений и открытий.

arh01x17x 65342

Бенефис Гульсины Гусевой в «Корсиканке»


Комментарии

Елена Кузьмина, председатель регионального отделения Союза писателей России:

arh01x44x be110– В этом году мы много ездили, провели фестиваль «Петровские строки» в Виноградовском районе, поэтические встречи в Плесецком районе, Устьянах, Сольвычегодске, в Котласе – на фестивале памяти Инэль Яшиной.

Кандидатом в члены СП принят Игорь Гуревич, литературные премии получили Михаил Попов, Илья Иконников, Валерий Чубар. Реализовали на губернаторский грант вторую часть видеоэнциклопедии «Литературный Север». Вышли новые книги у Олега Борисова, Ольги Корзовой, Галины Рудаковой, Александра Тутова и у меня – первая прозаическая книга «Колокольчики мои». Как издаем? Кто на свои деньги, кто спонсоров находит…

Что касается Года литературы, так у нас каждый день – литературы. Хотелось бы побывать в Ломоносово на родине нашего первого поэта, отметить юбилеи Шолохова и Абрамова, 90 лет Алексею Коткину – писателю-фронтовику. Собираемся ярко провести Дни славянской письменности, съездить в Лешуконию на «Петровские строки» ну и ближе к осени широко отпраздновать собственный юбилей Союза писателей…

Зоя Кулешова, заведующая отделом современного искусства музея ИЗО:

arh01x40x 711c8– Мы не прошли мимо Олимпиады, подготовив интересную выставку с работами, связанными со спортом. Хотя музей Писахова до сих пор закрыт, имя Степана Григорьевича звучало в разных проектах. Один из последних – «Писаховские осенины». «Поморский натюрморт» тоже можно рассматривать в контексте 135-летия Писахова, потому что это та поморская культура, которая его питала.

Важными считаю проекты из собственных коллекций, поскольку это одна из главных задач госзадания – открывать фонды. Яркий пример: выставка «От иконы до авангарда», которая, несмотря на наше некоторое беспокойство, произвела на всех очень хорошее впечатление.
Второй год на именины Архангела Михаила практикуем показ одного памятника, ныне это была икона «Спас Нерукотворный с вологодскими чудотворцами». Для меня лично знаковой получилась выставка почти забытого художника Николая Наговицына, усилиями многих людей заново его открыли. Оказывается, он был среди тех солдат, кто спасал Дрезденскую галерею…

И прекрасным завершением Года культуры для меня стало участие в Санкт-Петербургском культурном форуме, где самым интересным был юбилей Эрмитажа. От него осталось впечатление, что культура – главная составляющая всей нашей жизни.

Андрей Тимошенко, главный режиссер Архангельского театра драмы:

ТИмошенко 7b9c5– Одно из важных событий года – фестиваль «Родниковое слово». Хотя неверно были выбраны сроки – в сентябре, перед началом сезона. Поэтому многим из тех, кого мы хотели видеть, приехать не удалось. А те театры, что показали свои спектакли, – лучшее, что смогли пригласить. Мы и себя загнали, не успели вспомнить репертуар перед новым сезоном и его открытие, считаю, провалили. Даже на премьеру не было аншлагов, ведь у людей кошельки не безразмерные. Но сейчас – полные залы.

Поставили для детей на камерной сцене «Черную курицу», собираемся активно развивать эту площадку, для которой артисты делают самостоятельные работы. К Дню Победы с молодой женской частью труппы готовим «А зори здесь тихие», а с актерами-мужчинами репетируем «Ревизора»…

Поделиться
6892