Кукла – не игрушка
В рамках IV Межрегионального фестиваля «Костюм Русского Севера» прошел конкурс, посвященный кукле в народном наряде. В нем приняли участие тридцать мастериц из Пермского края, Республики Коми, Ненецкого автономного округа, Мурманской и Архангельской областей.
Хоровод судьбы
Здесь царили веселый дух творчества, радостная атмосфера ожидания чуда. Миниатюрные красавицы в костюмах, которые носили в Шенкурске, Усть-Цильме или Пинеге, невесты, молодожены на качелях, ненцы в паницах у чума, чаепитие крестьянок и дефиле модных городских барышень.
А вот хоровод из пяти кукол Татьяны Сусловой из Перми – «Судьба мезенской женщины». Девочка в простом платьице, девушка на выданье с рукоделием, невеста в парчовой коротене, яркая замужняя и старушка в темном. В коллекции Натальи Гончаровой из Детской школы народных ремесел не только свои работы, но и учениц. Вместе они выезжали в Лешуконию, где нашли у местных жительниц много удивительных кукол – на лучинках и щепочках, образцы из глубины веков – еще без рук.
– Мы изучаем разные северные костюмы, учимся их шить, вышивать, наряжать кукол, – говорит Наталья Владимировна, – а у меня самой здесь представлены авторские реконструкции из коллекции Журавского, что в Кунсткамере. Самым сложным было подобрать ткань, близкую к подлиннику, собрать конструкцию…
Интересные девицы из лыка у народного мастера из Мезени Людмилы Окуловой, показывающие, что у каждой деревни была своя традиция в ношении костюма. Так, в Кимже как-то по-особенному завязывали кустышки – концы шелковой косынки поверх повойника.
Примерь на себя
А победителем признана Елена Голдина (на снимке) из школы искусств № 7 «Гамма» Котласа.
– Я уже в семь лет умела прясть и ткать, из тряпочек куколок делать, – заметила лауреат. – Это мне все бабушка показывала, в котласской деревне, куда я приезжала на каникулы. Сейчас с детьми занимаюсь дизайном костюма, и большие коллекции создаем, и такие – на маленькие формы. Задача – поэкспериментировать с куклой, чтобы потом внести в современную одежду элементы народного стиля.
Специалисты говорят, кукла вовсе не игрушка, а серьезный элемент, встроенный в крестьянский быт, где девочки учились быть матерями, примеряли на себя семейные роли. Не зря мастера сейчас так ею увлечены – по ней можно изучать все – ткачество, вышивку, лоскутное шитье и шитье бисером, плетение поясов, старинные обряды и игры, праздники и будни русской деревни… А главное – кукла – это яркий национальный характер, в котором отражаются время, история родной страны и культуры. Она ведь так похожа на нас. Какие куклы – такие и мы.
Вне конкурса на выставке можно было полюбоваться на работы народного мастера Елены Диковой из Каргополя: сенокос, парочка, красильщики…
Хоровод судьбы
Здесь царили веселый дух творчества, радостная атмосфера ожидания чуда. Миниатюрные красавицы в костюмах, которые носили в Шенкурске, Усть-Цильме или Пинеге, невесты, молодожены на качелях, ненцы в паницах у чума, чаепитие крестьянок и дефиле модных городских барышень.
А вот хоровод из пяти кукол Татьяны Сусловой из Перми – «Судьба мезенской женщины». Девочка в простом платьице, девушка на выданье с рукоделием, невеста в парчовой коротене, яркая замужняя и старушка в темном. В коллекции Натальи Гончаровой из Детской школы народных ремесел не только свои работы, но и учениц. Вместе они выезжали в Лешуконию, где нашли у местных жительниц много удивительных кукол – на лучинках и щепочках, образцы из глубины веков – еще без рук.
– Мы изучаем разные северные костюмы, учимся их шить, вышивать, наряжать кукол, – говорит Наталья Владимировна, – а у меня самой здесь представлены авторские реконструкции из коллекции Журавского, что в Кунсткамере. Самым сложным было подобрать ткань, близкую к подлиннику, собрать конструкцию…
Интересные девицы из лыка у народного мастера из Мезени Людмилы Окуловой, показывающие, что у каждой деревни была своя традиция в ношении костюма. Так, в Кимже как-то по-особенному завязывали кустышки – концы шелковой косынки поверх повойника.
Примерь на себя
А победителем признана Елена Голдина (на снимке) из школы искусств № 7 «Гамма» Котласа.
– Я уже в семь лет умела прясть и ткать, из тряпочек куколок делать, – заметила лауреат. – Это мне все бабушка показывала, в котласской деревне, куда я приезжала на каникулы. Сейчас с детьми занимаюсь дизайном костюма, и большие коллекции создаем, и такие – на маленькие формы. Задача – поэкспериментировать с куклой, чтобы потом внести в современную одежду элементы народного стиля.
Специалисты говорят, кукла вовсе не игрушка, а серьезный элемент, встроенный в крестьянский быт, где девочки учились быть матерями, примеряли на себя семейные роли. Не зря мастера сейчас так ею увлечены – по ней можно изучать все – ткачество, вышивку, лоскутное шитье и шитье бисером, плетение поясов, старинные обряды и игры, праздники и будни русской деревни… А главное – кукла – это яркий национальный характер, в котором отражаются время, история родной страны и культуры. Она ведь так похожа на нас. Какие куклы – такие и мы.
Вне конкурса на выставке можно было полюбоваться на работы народного мастера Елены Диковой из Каргополя: сенокос, парочка, красильщики…