12 ноября 2015

Куда движется искусство…

Региональное отделение Союза художников России отметило юбилей несколькими знаковыми выставками.

Патриархи и Катя 

Одна из них – «Начало. 1930–1950-е» – открыта в музее изобразительных искусств. Красный флаг над арктическими скалами, самолет на Новой Земле, ударники соцтруда в красных косынках – все это картины и рисунки одного из тех, кто стоял у истоков архангельского Союза художников, – Степана Писахова. 

– Посмотрите на полотна Германа Кононова, – приглашает заведующая отделом современного искусства Зоя Кулешова, – мы намерено соединили его работы 30-х, где он много экспериментирует с формой и цветом, где витает дух свободы и творческого вдохновения, с картинами 50-х, написанными в более спокойной, реалистичной манере. То же самое можно сказать о Викторе Преображенском, ставшем классиком морского пейзажа. 

Однако узнаваемая набережная в районе улицы Садовой Кононова заставляет больше думать не о разных «измах», а о том, что «все вечно под луною»… Хотя в ранних работах Дмитрия Ширяева – интересных и ярких – явно видно влияние русских передвижников. 

А у молодого Ивана Котова, которого Писахов окрестил «Левитаном Русского Севера», – подражание любимому Пластову, впрочем, уже только с его – котовской – неповторимой лирической интонацией. 

Еще только нащупывающий свою ненецкую тему пишет рабочие будни «Красной кузницы» Дмитрий Свешников, в то время как Геннадий Семаков создает пленительный образ ненецкой Мадонны – девушки с острова Колгуев.

Удивляет живописными картинами Григорий Рябоконь, которого мы привыкли считать графиком. Радуют Федор Фатьянов и Борис Лукошков, всегда с большой любовью воспевавшие северную деревню…

Немало на выставке картинок Архангельска тех лет. Первое такси Ивана Архипова, деревянные домики окраины и зимняя сценка на углу Карла Либкнехта и Павлиновки Евгения Хвиюзова, паруса яхт-клуба Алексея Румянцева… 

Впервые на выставке – полотна Владимира Сараева, запечатлевшие заботы и забавы детишек 50-х: мальчишки вешают скворечники, а малыши лепят снежную бабу. 

– Мне очень понравились эти картины, – прокомментировала первоклассница Катя Семенова, – я сама жду не дождусь снега. Мы с бабушкой сюда пришли, надо же каникулы с пользой провести! 

Как выяснилось, Катя учится в художественной школе, и ее интерес к юби-лейной выставке можно назвать профессиональным. Чай, скоро и сама будет выставляться! 

У «Белой ночи» Ивана Котова. Фото: Сергей Сюрин

Не приелось 

За восемьдесят лет архангельские художники столько натворили, наваяли и даже наворотили, что для того, чтобы все показать, и десятка экспозиций мало. Однако в стенах Выставочного зала устроено всего две под общим незатейливым названием «80 лет». Но если первая, посвященная 60-м, скорее классического толка (она прошла в октябре, см. «Газету «Архангельск» № 40 за 15 октября), то про эту – авангардную, открытую 8 ноября, автор обеих экспозиций Борис Копылов сказал: «Мы покажем, куда движется искусство, такого вы еще не видели!». 

Действительно, здесь, кажется, еще не было такой концентрации красок, буйной фантазии, драматической экспрессии, замешанных на глубокой философии и яркости образов. 

Тонкая книжная графика Евгения Зимирева и правда чувств в живописи Сергея Шадрунова, эксперименты с кожей Бориса Копылова и пластика в камне Надежды Шек, декоративность работ Александра Кожина и знаменитые люди-гвозди Дмитрия Трубина, простые сюжеты с большими смыслами Елены Копыловой и сложные композиции, рождающие неожиданные ассоциации, Лидии Кузнецовой…

Тут много знакомого, уже не раз виденного, которое тем не менее не приелось. Более того, заставляет снова и снова вглядываться – в философские картины Сергея Егорова, любоваться – сочной «Морошкой» Зои Шадруновой, размышлять – об энергии «Извечного» Всеволода Видякина, а то и спорить с другом – о тайных знаках из жженых спичек Виктора Воробьева. 

Сегодня в региональном отделении СХ России 76 художников, среди патриархов – Иван Архипов, Владимир Щелин, Людмила Фатьянова, самые молодые – Алена Севастьянова и Константин Байдаков.

Рамка качества

– Наша задача была, – заметила председатель регионального отделения союза Ольга Попова, – как можно более полно представить многогранную и насыщенную жизнь архангельских художников. Сегодня организация переживает непростые времена, но мы ищем новые, альтернативные направления. 

Впрочем, когда у творческих, неуспокоенных людей были легкие времена? Алексей Григорьев уже с улыбкой вспоминает, что когда он был руководителем союза в 90-х, то переживал, что его отец – Семен Григорьев – этот союз создавал, а на нем он закончится. 

– Сегодня большой оптимизм мне внушает молодежь, – отметил Алексей Семенович, – например, компания из Северодвинска, которую мы приняли в организацию несколько лет назад, – очень интересные ребята.

Многие наши мастера кисти были награждены в этот вечер благодарностями от российского союза. Среди них есть и из той самой «компании». 

– Мне близка абстракция, люблю размышлять в красках, предпочитая акварель, – говорит Екатерина Ярунова, автор огненных протуберанцев «Норвежского солнца». – В члены союза принята в 2010-м. 

Это был для меня очень важный шаг на пути к мастерству, признанию коллег, своеобразная рамка качества. Я преподаю в художественной школе и могу утверждать, у нас много талантливых детей, а значит, у Союза художников есть будущее. 

Комментарий 
Вероника Яничек, министр культуры Архангельской области: 

– Эта выставка – хороший повод поговорить об архангельских художниках – людях самобытных и уникальных, которые прославляют наш край и открывают его для нас. Где-то прочла, что художнику нужны два чувства – нравственности и перспективы. Пусть они вас не покидают!

Куда движется искусство…

Патриархи и Катя 

Одна из них – «Начало. 1930–1950-е» – открыта в музее изобразительных искусств. Красный флаг над арктическими скалами, самолет на Новой Земле, ударники соцтруда в красных косынках – все это картины и рисунки одного из тех, кто стоял у истоков архангельского Союза художников, – Степана Писахова. 

– Посмотрите на полотна Германа Кононова, – приглашает заведующая отделом современного искусства Зоя Кулешова, – мы намерено соединили его работы 30-х, где он много экспериментирует с формой и цветом, где витает дух свободы и творческого вдохновения, с картинами 50-х, написанными в более спокойной, реалистичной манере. То же самое можно сказать о Викторе Преображенском, ставшем классиком морского пейзажа. 

Однако узнаваемая набережная в районе улицы Садовой Кононова заставляет больше думать не о разных «измах», а о том, что «все вечно под луною»… Хотя в ранних работах Дмитрия Ширяева – интересных и ярких – явно видно влияние русских передвижников. 

А у молодого Ивана Котова, которого Писахов окрестил «Левитаном Русского Севера», – подражание любимому Пластову, впрочем, уже только с его – котовской – неповторимой лирической интонацией. 

Еще только нащупывающий свою ненецкую тему пишет рабочие будни «Красной кузницы» Дмитрий Свешников, в то время как Геннадий Семаков создает пленительный образ ненецкой Мадонны – девушки с острова Колгуев.

Удивляет живописными картинами Григорий Рябоконь, которого мы привыкли считать графиком. Радуют Федор Фатьянов и Борис Лукошков, всегда с большой любовью воспевавшие северную деревню…

Немало на выставке картинок Архангельска тех лет. Первое такси Ивана Архипова, деревянные домики окраины и зимняя сценка на углу Карла Либкнехта и Павлиновки Евгения Хвиюзова, паруса яхт-клуба Алексея Румянцева… 

Впервые на выставке – полотна Владимира Сараева, запечатлевшие заботы и забавы детишек 50-х: мальчишки вешают скворечники, а малыши лепят снежную бабу. 

– Мне очень понравились эти картины, – прокомментировала первоклассница Катя Семенова, – я сама жду не дождусь снега. Мы с бабушкой сюда пришли, надо же каникулы с пользой провести! 

Как выяснилось, Катя учится в художественной школе, и ее интерес к юби-лейной выставке можно назвать профессиональным. Чай, скоро и сама будет выставляться! 

У «Белой ночи» Ивана Котова. Фото: Сергей Сюрин

Не приелось 

За восемьдесят лет архангельские художники столько натворили, наваяли и даже наворотили, что для того, чтобы все показать, и десятка экспозиций мало. Однако в стенах Выставочного зала устроено всего две под общим незатейливым названием «80 лет». Но если первая, посвященная 60-м, скорее классического толка (она прошла в октябре, см. «Газету «Архангельск» № 40 за 15 октября), то про эту – авангардную, открытую 8 ноября, автор обеих экспозиций Борис Копылов сказал: «Мы покажем, куда движется искусство, такого вы еще не видели!». 

Действительно, здесь, кажется, еще не было такой концентрации красок, буйной фантазии, драматической экспрессии, замешанных на глубокой философии и яркости образов. 

Тонкая книжная графика Евгения Зимирева и правда чувств в живописи Сергея Шадрунова, эксперименты с кожей Бориса Копылова и пластика в камне Надежды Шек, декоративность работ Александра Кожина и знаменитые люди-гвозди Дмитрия Трубина, простые сюжеты с большими смыслами Елены Копыловой и сложные композиции, рождающие неожиданные ассоциации, Лидии Кузнецовой…

Тут много знакомого, уже не раз виденного, которое тем не менее не приелось. Более того, заставляет снова и снова вглядываться – в философские картины Сергея Егорова, любоваться – сочной «Морошкой» Зои Шадруновой, размышлять – об энергии «Извечного» Всеволода Видякина, а то и спорить с другом – о тайных знаках из жженых спичек Виктора Воробьева. 

Сегодня в региональном отделении СХ России 76 художников, среди патриархов – Иван Архипов, Владимир Щелин, Людмила Фатьянова, самые молодые – Алена Севастьянова и Константин Байдаков.

Рамка качества

– Наша задача была, – заметила председатель регионального отделения союза Ольга Попова, – как можно более полно представить многогранную и насыщенную жизнь архангельских художников. Сегодня организация переживает непростые времена, но мы ищем новые, альтернативные направления. 

Впрочем, когда у творческих, неуспокоенных людей были легкие времена? Алексей Григорьев уже с улыбкой вспоминает, что когда он был руководителем союза в 90-х, то переживал, что его отец – Семен Григорьев – этот союз создавал, а на нем он закончится. 

– Сегодня большой оптимизм мне внушает молодежь, – отметил Алексей Семенович, – например, компания из Северодвинска, которую мы приняли в организацию несколько лет назад, – очень интересные ребята.

Многие наши мастера кисти были награждены в этот вечер благодарностями от российского союза. Среди них есть и из той самой «компании». 

– Мне близка абстракция, люблю размышлять в красках, предпочитая акварель, – говорит Екатерина Ярунова, автор огненных протуберанцев «Норвежского солнца». – В члены союза принята в 2010-м. 

Это был для меня очень важный шаг на пути к мастерству, признанию коллег, своеобразная рамка качества. Я преподаю в художественной школе и могу утверждать, у нас много талантливых детей, а значит, у Союза художников есть будущее. 

Комментарий 
Вероника Яничек, министр культуры Архангельской области: 

– Эта выставка – хороший повод поговорить об архангельских художниках – людях самобытных и уникальных, которые прославляют наш край и открывают его для нас. Где-то прочла, что художнику нужны два чувства – нравственности и перспективы. Пусть они вас не покидают!

Поделиться
11368