Креатив, чреватый суицидом

Рядом с телефоном и адресом питейного заведения – антиалкогольные пассажи, призывающие папу не пить, а сына «не пропить Родину». Дальше – колкости по адресу курящих девушек… В общем, тоже реклама, называемая социальной. С одной стороны – казалось бы, благое дело, с другой – есть же принятый в мае прошлого года федеральный закон, запрещающий  любую – хоть коммерческую, хоть социальную – рекламу на асфальте и обещающий карать за нее штрафами.   

Можно и нужно, но… 

Первой ласточкой в борьбе с «подножной» рекламой стала Мосгордума, запретившая превращать тротуары в рекламные носители в апреле 2013 года. Двумя годами ранее, по инициативе депутата Госдумы Олега Михеева была сделана первая неудачная попытка ввести федеральный запрет. В марте 2013-го законодатели его предложение отклонили, но уже в мае того же года российские парламентарии пошли по стопам столичных; запрет коснулся и растяжек над транспортными артериями. 

Можно ли оштрафовать за рекламу товаров и услуг на асфальте, ведь телефоны и адреса нарушителей указаны? Вроде бы, можно и нужно, но… 

Мы связались с Управлением федеральной антимонопольной службы по Архангельской области. Как пояснил пресс-секретарь Михаил Шабанов, попытки наказать за такие нарушения были, сотрудники управления звонили по указанным телефонам, но им отвечали, что это, мол, не наши телефоны и вообще не мы исписали городские улицы. Так что если и можно привлечь к ответственности, то скорее за хулиганство или порчу дорожной разметки. 

— Считать эти надписи рекламными нельзя, — заключил Михаил Алексеевич. То есть фактически реклама налицо, но юридически ее в данном случае нет. 

Креатив, чреватый суицидом

Теперь о «социальной» анонимной рекламе – не рекламе. Возможно, такие надписи наносят молодые борцы за здоровый образ жизни: в одной из архангельских групп ЗОЖ в социальной сети «В Контакте» можно увидеть несколько «антиалкогольных» трафаретов.

Фантазия поборников трезвости не знает границ. Вот бутылка с наклоненным горлышком, с которого капает то ли вино, то ли слеза и надпись «Кому ты нужен такой?» Вспоминается история французского винодела, который, доставив к столу короля Людовика бутылку с деформированным горлышком, остроумно объяснил свою оплошность тем, что посудина, мол, склонила стеклянную голову перед величием монарха. Здесь же речь совсем о другом. 

А «шедевр креатива» — то ли младенец, то ли еще эмбрион на дне бокала, пронзенный коктейльной соломинкой – жуть, да и только! Видимо, рисунок означает пагубность винопития во время беременности.

Алексей Сафонов из московского фонда «Антикризис» снял убиенного соломинкой младенца на мобильный телефон. Не для того, чтобы поделиться с друзьями «демотиватором» — просто он давно занимается темой воздействия рекламных и иных надписей на человеческую психику. 

К примеру, таблички «Выхода нет» на дверях, не содержащие вроде бы никакой задней мысли, способствуют росту числа самоубийств. «Если выхода нет, зачем жить?» — подумает человек, которого уже посетила мысль о суициде, и решится реализовать ее. А «плачущая» бутылка и слова «Кому ты такой нужен?» в лучшем случае побудит разочарованного в жизни человека напиться, в худшем воздействует так же, как и невинное вроде «Выхода нет». 

А если изображенный на асфальте мертвый младенец побудит мать избавиться от будущего дитя? Думают ли о возможных последствиях своих картинок борцы за трезвый-некурящий образ жизни, которые, в большинстве своем осуждают также аборты и суициды? 

Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 4 августа 2014 г.