«Краткий курс» Андрея Шестакова

Среди ученых-историков, родившихся или долгое время проживших в Архангельске, особняком стоит фигура Андрея Васильевича Шестакова: кроме профессионалов, коллег по историческому цеху, о нем мало кто знает, притом, что в Архангельске есть улица его имени. А между тем не одно поколение советских школьников узнавало о прошлом своей страны по написанному им учебнику. Но история – вещь лукавая: имена, некогда бывшие у всех на слуху, однажды исчезают в омуте забвения.

Семилетний труженик

Отец будущего ученого Василий Шестаков происходил из крестьян Вознесенской волости. Смолоду познал он две профессии, близкие жителям Архангельска, – матроса и лесопильщика. Сойдя на берег, поступил на работу на один из маймаксанских заводов, женился, молодая семья поселилась в Соломбале. Здесь в октябре 1877 года и появился на свет сын Андрей.

Мальчик трудился сызмальства: достаточно сказать, что уже в семь(!) лет ему довелось работать котлочистом на пароходах, приходивших в Архангельск из зарубежных портов. Представьте себе мальца, который драит огромный котел на судне.

Позднее он трудился утрамбовщиком зерна на пароходах, вывозящих основной предмет русского экспорта. В то время как его сверстники беззаботно резвились, он зарабатывал трудовую копеечку (в семье было девять детей, и на зарплату отца и матери их было просто не прокормить). Контраст между не по летам тяжким трудом юного соломбальца и жизнью детей из имущего класса порождал в сознании мальчика острое чувство несправедливости, которое в юношеские годы даст о себе знать. Между тем юный труженик сумел окончить пятиклассную городскую школу, после чего отправился опять-таки отцовским путем – трудиться на лесозавод: сначала учеником, затем слесарем и пилоставом.

Возмутитель спокойствия

Наверное, тогда же, в школьные годы, у него пробудился и интерес к истории. Впрочем, рассказы о деяниях предков он мог не только услышать на занятиях и прочесть в учебниках. Кто из поморов не знал о подвигах Ивана Рябова, Матвея Герасимова, робинзонаде на Груманте (Шпицбергене), живы еще были в памяти события Крымской войны, которая захватила ведь не только Крым, но и побережья Белого и Баренцева морей. Желание узнать больше об окружающем мире и его прошлом привело его, уже в Москве, на Пречистенские рабочие курсы. А стремление изменить жизнь к лучшему – в ряды социал-демократии, еще в Архангельске, где Андрей познакомился с политссыльными. Перебраться же в Москву его вынудили преследования архангельской полиции. Но завершить обучение на курсах ему так и не удалось. Зато стихия политической борьбы захватила и увлекла его: Андрей Шестаков организует социал-демократическую ячейку в Донбассе, руководит Одесской стачкой, участвует в создании Крестьянского союза.

Приехав в Архангельск навестить родных, Андрей Шестаков организует первую рабочую демонстрацию в родной Соломбале. Из Архангельска – снова в Москву, где он участвует в Декабрьском восстании 1905 года.

После поражения Первой русской революции Андрей Шестаков переключается на профсоюзную работу, не оставляя и нелегальной деятельности. Возмутитель спокойствия остается в поле зрения полиции; чтобы избежать ареста, уезжает в эмиграцию, затем возвращается в Россию.

С 1917 года Андрей Шестаков сменил множество мест и видов деятельности: от партийного агитпропа и до участия в частях особого назначения (ЧОН).

На научном фронте

Кончилась Гражданская война – и вчерашний пропагандист-агитатор, а до того подпольщик и забастовщик решает посвятить всю оставшуюся жизнь науке. Вот только для занятия научной деятельностью образования недостает. И тут в Москве открывается Институт красной профессуры, задача которого – в короткие сроки подготовить новые научные кадры.

Окончив институт, Андрей Шестаков сам становится преподавателем, заведует кафедрами в Коммунистическом университете трудящихся Востока, на этнологическом факультете МГУ, в МГПИ имени Ленина, Воронежском госуниверситете. Параллельно он – один из руководителей Общества историков-марксистов, действительный член Комакадемии при ЦИК СССР, профессор в Институте национальностей. Несколько лет работает замдиректора по научной части Музея революции, затем – и. о. директора.

Помимо организаторской и преподавательской Андрей Васильевич занимается научно-исследовательской работой. Основная сфера его научной деятельности – аграрная история страны: от Киевской Руси до революций 1905 и 1917 годов. Эта тема особенно близка ему как человеку, имеющему крестьянские корни, активному участнику дореволюционного Крестьянского союза. Однако главный труд нашего земляка, дело всей его жизни – впереди.

Новый учебник 

В тридцатых Андрею Шестакову предстояла важная и ответственная работа – подготовка «Краткого курса истории СССР» для школ. Учебник для третьих-четвертых классов появился на свет в 1937 году. Сочетание «краткий курс» и «1937 год» у многих вызовет довольно мрачные ассоциации. Но, во-первых, и Архангельская область была образована в 1937-м, во-вторых, не надо путать «Краткий курс истории СССР» под редакцией Шестакова с другим кратким курсом – истории КПСС, появившимся, кстати, на год позже. При этом, как и в наши дни, выбор учебника происходил на конкурсной основе, соперниками Андрея Шестакова были несколько маститых советских историков, обласканных властью. Но выиграл он.

Учебник, над которым трудился коллектив ученых под руководством Андрея Васильевича, должен был заменить морально устаревшие учебные пособия двадцатых годов, где, собственного говоря, истории как таковой и не было.

Были умозрительные социологические схемы, массы и классы, производительные силы и производственные отношения. А вот живая история с ее событиями, личностями, войнами и политическими интригами отсутствовала, такое преподавание истории считалось старорежимным и изгонялось из школ вместе с учителями. Точно так же обстояло дело и с преподаванием литературы. Помните: «сбросим Пушкина с корабля современности»? Вместо классиков изучали творения пролетарских поэтов, о которых сегодня вспоминают лишь специалисты-литературоведы. Но к середине тридцатых власть вдруг вспомнила о национальных традициях, деяниях предков, исторических корнях, классической культуре.

Одновременно было покончено с экспериментаторством, зачастую неоправданным, в педагогике. Требовались новые учебники, воспитывавшие патриотизм и гордость за страну, хотя и по-прежнему идеологизированные.

Из толщи веков

Над редактором учебника стояли еще два высокопоставленных редактора: сам Иосиф Сталин и главный партийный идеолог Андрей Жданов. Что касается Сталина, то он… вдвое сократил хвалебную статью о себе самом. А его ближайший соратник добавил в учебник множество пропагандистских поправок, касавшихся внутрипартийной борьбы. Но и после вмешательства Жданова учебник сохранил должную степень научности, насыщенность историческими фактами, доступность изложения. Неслучайно он в течение двух десятилетий был первым учебником, знакомящим юных жителей СССР с прошлым страны.

В учебнике под редакцией Шестакова утверждалось прогрессивное значение крещения Руси князем Владимиром, подчеркивались древность народов, населяющих территорию Советского Союза, богатство и самобытность их культур, ничем не уступающих европейским, а то и превосходящих их. Как положительный фактор оценивалось укрепление великокняжеской и царской вертикали власти. Упор делался на многонациональный характер государства. То есть примерно то же самое, что вкладывается в сознание юных россиян сегодня, за вычетом идеологических моментов, обязательных в те времена, когда шла работа над учебником. Прослужив, как сказано выше, двадцать лет, труд Шестакова и его команды отправился в архив, его сменили новые учебники.

Член-корреспондент Академии наук СССР Андрей Шестаков (он получил это звание в 1939 году) умер 29 июня 1941-го. Быть может, сердце историка-патриота не смогло перенести известий о нашествии гитлеровских войск.

Из забвения вернул нашего земляка архангельский профессор Андрей Зашихин, так охарактеризовавший вклад ученого в отечественную историческую науку: «Краткий курс истории СССР» прорастал к читателю из толщи веков, воскрешая тысячелетнюю историю Руси и сопредельных с нею стран и народов, взирая на потомков благородными и мужественными ликами многих великих предков, прославивших родимую землю». То есть пробуждал патриотизм, который должен быть востребован независимо от того, какая именно партия находится у власти.

Анатолий Беднов

На фото: Манифестация рабочих Соломбалы. 1906 г. Иллюстрация из кн. «Очерки истории Архангельской организации КПСС» (Архангельск, 1970); aonb.ru

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 6 октября 2020 г.