Кошмар на улице малого бизнеса

Условия и возможности 

22 мая в САФУ прошла 17-я конференция малого и среднего предпринимательства. Ее названием-девизом стало «Современные условия – как новые возможности». Надо понимать так, что для одних кризис – конец надеждам, а для других – новые перспективы развития. Вспоминается ставшая хрестоматийной история про итальянского иммигранта, приехавшего в США в самый разгар Великой депрессии и открывшего пиццерию. Когда через несколько лет его спросили, как он выжил и добился успехов в условиях кризиса, тот простодушно ответил: «Какой кризис? Не знаю, не слышал». Нам бы таких бизнесменов.

Перед конференцией делегатам (а их насчитывалось около 600) раздали планы библиотеки САФУ, где проходила конференция – чтобы не заблудились в новом здании. Но все равно аудитории круглых столов нашли не сразу: одни лифты шли исключительно на пятый этаж, другие – не выше четвертого, в результате искать пришлось долго. Однако все эти мелкие неудобства с лихвой компенсировались злободневностью тем, которые предстояло обсудить. Наряду с классическими круглыми столами были организованы семинары и мастер-классы для предпринимателей – всего полтора десятка мероприятий.

Открывший конференцию заместитель губернатора по экономике и финансам Алексей Гришков отметил, что российская экономика достаточно адаптивная, а наиболее мобильным и адаптивным является малый бизнес, притом что его доля в национальном хозяйстве значительно меньше, чем во многих странах Запада (21% против 50–80%), динамика развития сегодня не совсем благоприятная, а риски значительно превосходят возможные преференции. Административные барьеры, ограниченность доступа к госзакупкам и другие проблемы стали предметами дискуссий на круглых столах.

– Должны быть четкие форматы для постоянного общения бизнеса и власти, – отметил заместитель губернатора. По его словам, конференция предпринимателей – один из инструментов, созданных властью для делового сообщества, как и бизнес-инкубатор, инвестиционная компания «Архангельск», Корпорация развития, а министр экономического развития и конкурентной политики Виктор Иконников назвал мероприятие «площадкой для диалога». А состоялась конференция накануне российского Дня предпринимателя, 26 мая. 

До 20 марта сего года за самовольное занятие земельного участка налагался штраф от 10 до 20 тысяч рублей. В настоящее время минимальная сумма штрафа составляет уже сто тысяч или полтора-два процента от кадастровой стоимости участка. 

До «раскошмаривания» бизнеса еще далеко

«К вам пришла проверка» – так назван один из круглых столов, прошедших в стенах САФУ. Хотя уже который год говорится об упразднении излишних административных барьеров, сокращении числа проверок, проблема остается.

Как заявил Николай Евменов, федеральный бюджет ежегодно теряет полтора процента средств от частых проверок. Притом что по итогам контрольно-проверочных мероприятий он должен бы пополняться. Сколько теряют от назойливого внимания проверяющих инстанций предприниматели, трудно вообразить. И это, несмотря на то, что вводится реестр проверок, что плановые визиты проверяющих в бизнес-структуры должны происходить не реже раза в три года. Велика армия тех, кто наделен контрольно-надзорными полномочиями: Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Рособрнадзор, земельный надзор, МЧС и т. д. Их представители тоже приняли участие в круглом столе.

Как заявил прокурор по надзору за соблюдением федерального законодательства Николай Богданов, в 2014 году из 557 заявок контрольных и надзорных органов 209 признаны прокуратурой области необоснованными, им отказано в согласовании. «Чтобы дать оценку проверке, – заявил прокурор, – надо изучить ее материалы». При этом «определенный уровень нарушений присутствует всегда». Как говорится, нет здоровых – есть недообследованные. Кстати, для субъектов предпринимательской деятельности на сайте прокуратуры размещена памятка – как действовать при проведении проверок.

Корень проблем – в законодательстве

Недалеко то время, когда многие надзорные инстанции переведут с федерального уровня на региональный. Мера весьма неоднозначная: не приведет ли она к тому, что многочисленные надзоры окажутся в зависимости от местных руководителей, и в результате мы получим очередную серию фильма «Кошмар на улице малого бизнеса»? 

С другой стороны, делаются и реальные шаги для «раскошмаривания» предпринимателей: так, с 1 января 2016 года ожидается сокращение контрольных мероприятий для тех предпринимателей, у кого за три предшествующих года не выявлено серьезных нарушений. 

За последние годы вдвое сокращен перечень видов продукции, подлежащей госрегистрации, заявила представитель Роспотребнадзора Анастасия Мироновская, также вдвое уменьшилось и количество документов, предъявляемых для госрегистрации, более чем втрое сокращены сроки проверочных процедур с 30 до 8 дней.

Николай Евменов озвучил проблему, стоящую перед теми предпринимателями, кто работает по патентной системе. За нарушение сроков подачи декларации на два-три дня они лишаются льготного режима налогообложения и вынуждены платить в десятки раз больше. Так губится «микробизнес».

Проблемы предпринимателям создают прежде всего нормы федерального законодательства, которые постоянно меняются, и деловые люди просто не успевают уследить за ними. Но незнание закона не освобождает от ответственности. Так что претензии прежде всего следовало бы адресовать федеральным парламентариям – именно они порождают законы, серьезно усложняющие жизнь бизнесменам. 

К областным и местным нормотворцам претензий куда меньше: прокуратура активно опротестовывает решения, ущемляющие права сограждан. Винить проверяющих тоже неправильно – они выполняют работу в соответствии с федеральными законами. На этом аккорде и закончилось обсуждение больной темы. 

В поисках бренда

Еще один круглый стол был посвящен разработке локальных брендов и геомаркетингу. В нем приняли участие предприниматели, люди науки, представители общественных объединений. Сегодня каждый регион стремится обзавестись своим символом: у Ульяновской области это – стартующий самолет, у Омской – след медвежьей лапы, напоминающий карту региона. Особенно оригинален бренд НАО, сумевший объединить каплю нефти, чум, оленьи рога, рыбу – и все это на фоне летящей птицы. Чего бы нам придумать такого запоминающегося?

– Сила региона заключена в силе определенных брендов, – заявил вице-президент областной Ассоциации поморов Вадим Трескин. 

Житель Кегострова Вадим Медведков, к примеру, продемонстрировал свое детище – бренд «Кегостров – сердце Поморья» в виде этикетки на бутылке с водой, добытой им из местной скважины. Кегостровская водица вряд ли сможет стать конкурентом другим маркам питьевой воды, производимой в области, но почему бы не рискнуть? 

Участники круглого стола сошлись на том, что бренды надо делать грамотно, а в резолюции рекомендовали создать рабочую группу по брендированию региона и организовать в Архангельске выставочный центр для продвижения местной продукции.

Участники круглого стола отметили нехватку в регионе эффективных бренд-менеджеров, осуществляющих грамотное управление товарными знаками того или иного правообладателя.

Комментарии
Виктор Казаринов, председатель комитета по предпринимательству областного Собрания:

– Один из важных вопросов – это взаимодействие с контрольными органами. На самом деле, это – глобальная проблема, которая на протяжении последних лет все увеличивалась и увеличивалась. И здесь подвижки уже есть: более аккуратно стали подходить к проверкам, более мягкие меры принимаются по итогам проверок. Но, к сожалению, основных проблем, которые сохраняются для малого бизнеса, я в программе конференции не увидел. 

У предпринимателей громадная нагрузка на фонд оплаты труда, она является основным фактором, которая не дает развиваться малому и среднему бизнесу и, наоборот, приводит к закрытию части предприятий. 

На федеральный уровень мы обращение отправляли. Оно поддержано уже двадцатью субъектами Федерации. Его первый пункт – возвращение к исходному уровню страховых взносов, который существовал в 2013 году и который потом подняли в два с лишним раза. 

К сожалению, этот ключевой вопрос пока не решен. Здесь как раз нужна консолидированная позиция предпринимательского сообщества, и этот пункт должен попасть в резолюцию конференции. Второй важный вопрос – усложняющаяся с каждым годом процедура согласований. 

Елена Крафт, индивидуальный предприниматель (г. Северодвинск):

крафт 3e596– Хорошо, что такое заседание состоялось, что мы могли друг на друга посмотреть и высказать впечатления о того, как мы живем в экономической ситуации, в которую нас загнали, и как нам оттуда выбраться. Но после таких встреч вывод остается такой же, как и пять, и десять лет назад: «Вы подождите, мы тут разберемся, законодательство улучшим, и тогда вам станет лучше жить». Но это будет не сегодня и не завтра, я не знаю уж, в какой жизни.

Меня больше всего беспокоит налоговая политика. В девяностые годы была организованная преступность. Но с ней можно было договориться. А с налоговыми органами не договоришься никогда. Предприниматель у нас в стране не имеет ни одного шанса на ошибку. Всегда нужно доказывать, что ты не английский шпион.

Дмитрий Юрков, депутат Архангельской гордумы, председатель совета регионального отделения «Деловой России»:

– На конференции обсуждались достаточно острые вопросы. Я участвовал в работе площадки «Внедрение муниципального инвестиционного стандарта», где речь шла о том, как бизнес оценивает действия власти по созданию благоприятного инвестиционного климата. То есть, по сути, указывает на те пробелы, те ошибки, которые власть должна исправить для того, чтобы бизнес быстрее развивался: сроки, согласования и так далее. То есть состоялась достаточно яркая и оживленная беседа с конкретными предложениями. Не просто отчеты чиновников, а живая и конкретная дискуссия.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 31 мая 2015 г.