«Короны до небес у меня нет»

arh11 16 4 4e8aa

Его проект – северный арт-фестиваль «Тайбола. На краю земли» – невероятно популярен среди молодежи региона. За три года его посетили более 12 тысяч человек из городов России, ближнего зарубежья и стран Северной Европы.

Кто-то считает Илью высокомерным, другие называют молодежным лидером, третьи видят в нем соратника и творческую личность. Кто же на самом деле этот активист, который создает в Архангельской области культурное некоммерческое событие международного масштаба?

Здесь легче поймать большую рыбу

– Илья, как ты пришел к созданию фестиваля?

– Так получилось, что многие мои друзья уехали в Питер. Первый раз это случилось после окончания Севмашвтуза. Мне стало не с кем общаться, но постепенно у нас сложилась новая компания, некая богемная тусовка. Мы организовывали концерты, фестивали, играли музыку. Жили, как рок-элита Петербурга в начале 80-х: студенчество, бурная молодость… И как-то в один момент они тоже все взяли и уехали. Тогда я понял – надо что-то менять, оставил свои маленькие локальные мероприятия и решил сделать нечто большее. Так родилась идея «Тайболы».

– А почему сам не уехал?

– Конечно, такие мысли были и у меня. Но глядя на опыт друзей, я понимаю, что не хочу так жить. Переехав, они забросили творчество. В крупном городе ты либо выстреливаешь за год со своим проектом, либо вынужден трудиться на рутинной работе, тратя по многу часов на дорогу. Они даже на Дворцовой редко бывают. Максимум – раз в год в Турцию по горящей путевке. Я же практически не живу дома, постоянно учусь чему-то, делюсь опытом, путешествую и как волонтер, и как организатор «Тайболы».

К тому же я не очень люблю Питер, для меня это тот же самый Архангельск или Северодвинск. Там люди склонны рефлексировать. Москва с ее ритмом жизни и решительностью больше нравится. Но, как говорят, легче поймать большую рыбу в маленьком озере, чем наоборот. Там огромная конкуренция, меньше шансов стать заметным. В Подмосковье фестивалей наподобие «Тайболы» множество, здесь же люди не избалованы культурными событиями и нам удается делать что-то по-настоящему значимое для области.

Я сомневаюсь, что в крупных городах можно легко постучать в дверь к чиновнику даже самого низшего уровня. Здесь же мы легко договориваемся о встречах в управлении культуры или в отделе экологии в мэрии Северодвинска. Постоянно вместе работаем с областным министерством культуры, наши проекты поддерживает губернатор.

Теория одного шанса работает безотказно

– Кто ты по профессии?

– Мне 32 года, живу в Северодвинске, отучился в Севмашвтузе на программиста. Хотя, когда получил диплом, сразу все забыл. Даже когда учился, понимал, что не буду работать по специальности. Мечтал стать журналистом или режиссером. Пробовал себя на северо-
двинском радио «Модерн», писал новости, но вскоре понял, что в них очень мало творчества и это не для меня.

Мое отношение к этой профессии изменила книга с биографией Брайна Уорнела, после чего я заинтересовался его творчеством. Мэнсон тоже был журналистом, писал о музыке, но в какой-то момент понял, что все люди, с которыми общается, гораздо скучнее, тусклее и неинтереснее, чем он сам. Так и решил создать что-то свое, стал музыкантом.

– О «Тайболе» много говорят, как тебе удается создавать такое медиаполе вокруг своего проекта?

– Искренне верю в «теорию одного шанса». Она означает, что на любой встрече, где выступаю, в зале есть один, два, три человека, которые в итоге мне что-то предлагают. Некоторые боятся, стесняются или не считают нужным рассказывать о своих проектах, но я уверен, что это делать необходимо. Кто о них расскажет, если не мы сами? Практически всегда, за редким исключением, соглашаюсь на интервью, а после бережно собираю все публикации. Это помогает осознавать итог проделанной работы, да и важно для спонсоров, для отчетов по грантам.

Совсем недавно команда «Тайболы» вернулась с фестиваля «Баренцспектакль» в Киркенесе. На открывающем шоу ребята представили свой проект с огненными фигурами. 

Моя мама тоже волонтер

– Из чего состоит финансирование фестиваля, удается ли заработать что-то для себя?

– Финансирование я бы поделил на три части по 30 процентов. Первая часть – областное и муниципальное финансирование, вторая – федеральная поддержка. Например, в прошлом году мы выиграли грант Фонда Елены и Геннадия Тимченко «Культурная мозаика малых городов и сел». Последнюю часть мы зарабатываем сами с помощью фестивального кафе и продажи сувениров. Конечно, местные меценаты нам тоже помогают, но не так много, как хотелось бы. Никто не приходит со словами: «Илья, вот возьми сто, двести или триста тысяч». Мы рады любым деньгам, если спонсор дает десять тысяч, это уже хорошо.

Многие считают, что у меня дома золотые унитазы, что я бездельник и живу в шоколаде, но это не так. Прошлый наш фестиваль ушел в минус. И только благодаря федеральной премии «Я – гражданин» удалось покрыть долги.

– А как мама относится к твоему образу жизни?

– Сначала, конечно, беспокоилась, хотела, чтобы устроился на постоянную, официальную работу в офисе. У меня был такой опыт, работал в магазине музыкальной техники, арт-директором кафе, организовывал мероприятия… Сейчас мама меня очень поддерживает и гордится. Ей 60 лет, но она каждый раз приезжает на «Тайболу» в качестве волонтера. Причем реально помогает нам, например работает на кухне, занимается уборкой.

– Илья, многие считают, что ты высокого мнения о себе, ты с этим согласен?

– Распространенное мнение, что у меня корона до небес. Но это не так. Я верю в гороскопы и по натуре Рак. Вечно сомневающийся, склонный к самокопанию и самоанализу. Возможно, уверенность – это просто защитная реакция.

Во время организации «Тайболы» я не боюсь физической работы. Вместе со всеми копаю туалеты, таскаю доски, ношу воду, устанавливаю палатки. Немногие хотят этим заниматься. Каждый приходит на фестиваль со своими амбициями, и большинство хочет заниматься творчеством. Я понимаю, что, если не дать этого людям, они отвернутся.

– Как, кстати, друзья, вернулись?

– Не скажу, что все повально рванули обратно. Многие возвращаются по тем или иным причинам. Но, по крайней мере, на фестиваль они всегда приезжают.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 24 марта 2016 г.