6 февраля 2020

«Кормиличный промысел» и рожок с «жевками»: в СГМУ изучают проблематику грудного вскармливания в России

В Северном государственном медицинском университете (г. Архангельск) прошла научно-практическая конференция «Грудное вскармливание: оптимальное начало жизни и вызовы XXI века». С 2001 года конференция проводится в Архангельске, у ее истоков стоял коллектив кафедры неонатологии Северного государственного медицинского университета (СГМУ). Первая конференция в составе около 20 участников проходила на базе Архангельской детской областной больницы. Если первоначально мероприятие было ориентировано как образовательная площадка для медсестер, то со временем конференция приобрела значение образовательного форума для студентов профильного педиатрического факультета медуниверситета. В этом году конференция затронула вопросы взаимосвязи послеродовой депрессии и неуспешной лактации, пассивного курения, лекарственной терапии матери в период лактации. Тема недоношенных детей и грудного вскармливания также находилась в центре внимания. Одной из участниц конференции стала студентка первого курса педиатрического факультета СГМУ Мария Куликова. Ее участие переросло в полноценную научную работу, посвященную культуре грудного вскармливания в России. — Мария, разве есть какая-то российская специфика в грудном вскармливании? — Конечно. Прежде всего, это связано с тем, что не всегда в медицине длительное грудное вскармливание приветствовалось. Считалось правильным как можно быстрее отучить ребенка от материнского молока. В той или иной форме эти предрассудки сохранялись во многих странах. В связи с чем престижным считалось передать ребенка кормилице. — А в России разве было иначе? — С самого начала подчеркивались преимущества грудного вскармливания детей и гигиенические правила в трудах основоположника российской педиатрии Нестора Максимовича Максимовича-Амбодика. Однако обычай нанимать кормилицу к новорожденному младенцу во второй половине девятнадцатого века стал практически повсеместным среди тех слоев общества, которые могли оплатить ее услуги. Развился так называемый «кормиличный промысел». Найти при этом кормилицу было не всегда легко даже в провинции. К концу века промысел превращается в острую социальную проблему. Данное явление получает резкое осуждение со стороны врачей. — Интересно, а как народная культура относилась к институту кормилиц? — Резко отрицательно. К помощи кормилицы в крестьянских деревнях прибегали крайне редко, так как считали это неприемлемым по разным причинам: где-то думали, что кормление чужого ребенка могло привести к смерти своего собственного, в других губерниях кормилицу не допускали из-за опасения болезни ребенка после кормления «порченым» молоком, а в других верили, что ребенок, вскормленный чужой женщиной, не будет любить родную мать и станет для нее чужим. Однако грудному вскармливанию препятствовало то, что крестьянка должна была в летнее время ежедневно работать в поле. В связи с этим в некоторых местностях встречались такие традиции: новорожденного ребенка укутывали в пеленки, клали в колыбель со специально прорезанным отверстием для стока, вставляли ему в рот коровий рог с отрезанным концом, куда был набит смоченный сладкой водой ржаной хлеб, и уходили работать на весь день до вечера. При этом мыть «рожок» для новой порции «жевок» считалось совершенно необязательным! — Значит, несоблюдение санитарных норм – это главный враг грудного вскармливания? — Я бы даже сказала так: распространенность грудного вскармливания — один из главных критериев культуры общества. Можно судить о ней по количеству и состоянию общественных туалетов, но, быть может, более объективный критерий – это кормление грудью. Ведь это же целая вселенная: с помощью грудного кормления можно заниматься даже планированием семьи! — А это как возможно? — Дело в том, что продолжительность грудного вскармливания зависит от времени рождения малыша и в среднем составляет один-два года. Исторически Русская православная церковь регламентировала кормить грудью три больших поста — считались только Великий и Успенский. Кормить дольше считалось грехом, однако нередко кормление грудью продолжалось и до трех лет. Но известен был и его контрацептивный эффект. Он описан и в современной медицине как метод лактационной аменореи и может использоваться в качестве безопасного и эффективного способа регулирования рождаемости. На фоне кормления грудью поддерживается постоянная высокая секреция пролактина, необходимая для подавления овуляции и развития лактационной аменореи. Так что тема грудного вскармливания очень многогранна.

 Григорий Дитятев Фото: marialine.lv

«Кормиличный промысел» и рожок с «жевками»: в СГМУ изучают проблематику грудного вскармливания в России

С 2001 года конференция проводится в Архангельске, у ее истоков стоял коллектив кафедры неонатологии Северного государственного медицинского университета (СГМУ). Первая конференция в составе около 20 участников проходила на базе Архангельской детской областной больницы. Если первоначально мероприятие было ориентировано как образовательная площадка для медсестер, то со временем конференция приобрела значение образовательного форума для студентов профильного педиатрического факультета медуниверситета.

В этом году конференция затронула вопросы взаимосвязи послеродовой депрессии и неуспешной лактации, пассивного курения, лекарственной терапии матери в период лактации. Тема недоношенных детей и грудного вскармливания также находилась в центре внимания.

Одной из участниц конференции стала студентка первого курса педиатрического факультета СГМУ Мария Куликова. Ее участие переросло в полноценную научную работу, посвященную культуре грудного вскармливания в России.

— Мария, разве есть какая-то российская специфика в грудном вскармливании?

— Конечно. Прежде всего, это связано с тем, что не всегда в медицине длительное грудное вскармливание приветствовалось. Считалось правильным как можно быстрее отучить ребенка от материнского молока. В той или иной форме эти предрассудки сохранялись во многих странах. В связи с чем престижным считалось передать ребенка кормилице.

— А в России разве было иначе?

— С самого начала подчеркивались преимущества грудного вскармливания детей и гигиенические правила в трудах основоположника российской педиатрии Нестора Максимовича Максимовича-Амбодика. Однако обычай нанимать кормилицу к новорожденному младенцу во второй половине девятнадцатого века стал практически повсеместным среди тех слоев общества, которые могли оплатить ее услуги. Развился так называемый «кормиличный промысел».

Найти при этом кормилицу было не всегда легко даже в провинции. К концу века промысел превращается в острую социальную проблему. Данное явление получает резкое осуждение со стороны врачей.

— Интересно, а как народная культура относилась к институту кормилиц?

— Резко отрицательно. К помощи кормилицы в крестьянских деревнях прибегали крайне редко, так как считали это неприемлемым по разным причинам: где-то думали, что кормление чужого ребенка могло привести к смерти своего собственного, в других губерниях кормилицу не допускали из-за опасения болезни ребенка после кормления «порченым» молоком, а в других верили, что ребенок, вскормленный чужой женщиной, не будет любить родную мать и станет для нее чужим.

Однако грудному вскармливанию препятствовало то, что крестьянка должна была в летнее время ежедневно работать в поле. В связи с этим в некоторых местностях встречались такие традиции: новорожденного ребенка укутывали в пеленки, клали в колыбель со специально прорезанным отверстием для стока, вставляли ему в рот коровий рог с отрезанным концом, куда был набит смоченный сладкой водой ржаной хлеб, и уходили работать на весь день до вечера. При этом мыть «рожок» для новой порции «жевок» считалось совершенно необязательным!

— Значит, несоблюдение санитарных норм – это главный враг грудного вскармливания?

— Я бы даже сказала так: распространенность грудного вскармливания — один из главных критериев культуры общества. Можно судить о ней по количеству и состоянию общественных туалетов, но, быть может, более объективный критерий – это кормление грудью. Ведь это же целая вселенная: с помощью грудного кормления можно заниматься даже планированием семьи!

— А это как возможно?

— Дело в том, что продолжительность грудного вскармливания зависит от времени рождения малыша и в среднем составляет один-два года. Исторически Русская православная церковь регламентировала кормить грудью три больших поста — считались только Великий и Успенский. Кормить дольше считалось грехом, однако нередко кормление грудью продолжалось и до трех лет.

Но известен был и его контрацептивный эффект. Он описан и в современной медицине как метод лактационной аменореи и может использоваться в качестве безопасного и эффективного способа регулирования рождаемости. На фоне кормления грудью поддерживается постоянная высокая секреция пролактина, необходимая для подавления овуляции и развития лактационной аменореи. Так что тема грудного вскармливания очень многогранна.

 Григорий Дитятев
Фото: marialine.lv

Поделиться
54121