28 марта 2014

Кораблик уплыл

Местные жители всегда воспринимали стелу с корабликом на въезде в Архангельск как неотъемлемую часть города. И вдруг кораблик исчез. Остались лишь бетонные «руки». Говорили, что увезли на реставрацию. Но в последнее время пошли слухи, что будет построен совсем новый въездной знак. Чтобы узнать правду, мы провели небольшое расследование.

Неужели потеряли?

Напомним, что в сентябре прошлого года в связи с расширением федеральной трассы М-8 стелу демонтировали. Парочкам, отправившимся в загс как раз в этот период, как говорится, не повезло. Ведь именно это место давно стало традиционным для фотографирования на память.

Правда, молодые щедро «баловали» символ города шампанским. Никто не помнит, когда появилась дурацкая традиция забрасывать опорожненную бутылку на борт, но наполнялось суденышко очень быстро. И часто напоминало декоративную высотную урну. Горожане очень переживали по этому поводу. Потому что кораблик любили. Переживают и сейчас, по поводу потери.

Посмотреть на символ не разрешили

Городские чиновники успокаивают: мол, вернется 900-килограммовый символ, никуда не денется.

– Буквы «Архангельск» нуждаются в ремонте и очистке от «памятных» надписей, а сам корабль – в реставрации, – объяснили в пресс-службе мэрии. – И после ремонта федеральной трассы, предположительно в феврале 2016 года, корабль вернется, но только в обновленном виде и на другое место.

А мы теряемся в догадках. Где именно находится символ нашего города, что с ним?

За ответами обратились в ФКУ Упрдор «Холмогоры», организацию, обслуживающую трассу.

– Кораблик находится на ответственном хранении в ангаре. Для того чтобы его перевезти, с него сняли мачты. Стоит он в специальной деревянной кассете. Планируется его обновление. Бетонные «руки» сохранились, они останутся прежними, а деревянный корпус подгнил. Металлические буквы тоже изменились от времени, – сказали нам представители дорожного управления.

Но пустить нас в ангар, чтобы убедиться в этом собственными глазами, категорически отказались. Мол, на что там смотреть?

Копия будет. Материал неизвестен

Кстати, вопрос о материалах, из которых будет выполнен новый корпус кораблика, еще не решен. Но, скорее всего, это будет традиционное дерево.

Хотя в ООО «Автодороги» на тот же самый вопрос ответили по-другому:

 – Будет новая, точная копия из высокотехничных материалов. Она должна прослужить лет 20–25.
С материалами мы пока определяемся. Подрядная организация будет известна месяца через два.

Преображаться символ Архангельска будет за счет средств федерального бюджета в рамках дорожной реконструкции.

На днях официально утверждено новое место для стелы – на повороте трассы М-8 в районе железнодорожного переезда у поселка Новое Лукино.

Предполагается, что никаких неудобств молодожены и гости города от этого переезда не испытают. А чтобы прервать традицию забрасывания на борт бутылок, дорожные организации пообещали поставить у кораблика забор. От стекла такая мера, может, и спасет, но как этот комплекс сооружений будет выглядеть?!

Специалисты ФКУ Упрдор «Холмогоры» сказали, что кораблик долгое время ни у кого на балансе не числился. И, по сути, городским властям нужен не был. Раньше за стелой ухаживал «Автодор», подкрашивал, убирал мусор. А вандалы снова писали на нем, кидали стеклотару и даже сломали одну из досок на корпусе. И появление таблички с надписью «Бутылки кидать запрещено» ситуацию к лучшему не изменило. Вот такое отношение у нас. Что есть – не ценим, исчезло – ищем.

Мезенцы шили по госзаказу

Проект символа был выбран и исполнен больше 30 лет назад, в далеком 1983 году, накануне 400-летия Архангельска. Автор идеи – архитектор из Новодвинска Ольга Попова. Сам кораблик шили мастера промысловых судов из села Койда Мезенского района. Андрей Ружников, научный сотрудник, заведующий отделом Архангельского краеведческого музея, утверждает, что наш кораблик – прототип кораблей конца XVII – начала XVIII века.

– Это прототип первых судов, которые Петр Первый начал строить для государственного флота, – объясняет Андрей Ружников.

По сути, все лучшее для для было взято от европейских. Но были еще исконно северные лодьи. Правда, ходили они без вооружения, зато на приливе могли зайти в любую, даже самую мелкую речку, причалы были без надобности. И на борт брали не меньше чем «заморские».

Кстати, лодьи на Cевере бегали на протяжении шестисот лет. Их перестали строить только в 70-х годах XIX века.

В XIX веке стояли шлагбаумы и будки

Раньше на Cевере при въезде в города и районы культурные композиции не ставили. В начале XIX века границы обозначались простыми шлагбаумами и двумя будками по сторонам. Стелы появились примерно в 60-х годах XX века. Это коснулось и Архангельска. Но, как правило, ставят просто стелу с гербом того или иного города.

Комментарии

Могла быть и другая подача образа

Юрий Барашков, профессор САФУ, краевед, историк архитектуры Архангельска:

– На мой взгляд, такая скульптурная композиция – на руках поднят корабль – выполнена без особого глубокого смысла. К этому по-разному можно подходить. Архангельск больше прославился как центр лесопиления, то есть могла быть и другая подача этого образа города. Корабль – Петровская эпоха. Но, конечно, это давняя история. Сегодня мы въезжаем в Архангельск и надо передавать его характер, его базовые элементы. Вот, допустим, ныне одним из базовых элементов города является у нас САФУ.

Но все, так сказать, на совести проектировщика и того, кто оплачивает эту работу. Это субъективное видение. Автор проекта заметил только эту грань, только то, что в Архангельске первый корабль был построен. Хотя изначально исторически Архангельск – морской город. Это сейчас он отодвинулся от моря с экономической точки зрения.

Архангельск ассоциируется с поморами, с небольшими парусными судами. Но ведь, чтобы делать такую стелу, не обязательно в историю заглядывать. Можно отразить то, чем город сегодня дышит.

Дмитрий Яскорский, руководитель агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области, главный архитектор Архангельской области:

arh12 270314 43 194d1– Сама по себе идея художественного образа въездного знака в Архангельск, наверное, имела массу вариантов у автора. И был, вероятно, очень серьезный выбор. Слава богу, что мы ушли от вариантов шестеренок, изображения ряда бревен. Все-таки Архангельск – это наш порт, открытый еще Иваном Грозным, и это наше, по сути дела, первые морские ворота, которые активно использовались в те столетия до Санкт-Петербурга и до выхода России к Черному морю. По сути, Архангельск был единственной гаванью России, которая обеспечивала связь с внешним миром до определенного исторического этапа. Этот период жизни нашего города ассоциируется с деревянными парусниками, а не с паровыми и железными кораблями. 

И конечно, все это выглядит очень красиво.

Кораблик уплыл

Неужели потеряли?

Напомним, что в сентябре прошлого года в связи с расширением федеральной трассы М-8 стелу демонтировали. Парочкам, отправившимся в загс как раз в этот период, как говорится, не повезло. Ведь именно это место давно стало традиционным для фотографирования на память.

Правда, молодые щедро «баловали» символ города шампанским. Никто не помнит, когда появилась дурацкая традиция забрасывать опорожненную бутылку на борт, но наполнялось суденышко очень быстро. И часто напоминало декоративную высотную урну. Горожане очень переживали по этому поводу. Потому что кораблик любили. Переживают и сейчас, по поводу потери.

Посмотреть на символ не разрешили

Городские чиновники успокаивают: мол, вернется 900-килограммовый символ, никуда не денется.

– Буквы «Архангельск» нуждаются в ремонте и очистке от «памятных» надписей, а сам корабль – в реставрации, – объяснили в пресс-службе мэрии. – И после ремонта федеральной трассы, предположительно в феврале 2016 года, корабль вернется, но только в обновленном виде и на другое место.

А мы теряемся в догадках. Где именно находится символ нашего города, что с ним?

За ответами обратились в ФКУ Упрдор «Холмогоры», организацию, обслуживающую трассу.

– Кораблик находится на ответственном хранении в ангаре. Для того чтобы его перевезти, с него сняли мачты. Стоит он в специальной деревянной кассете. Планируется его обновление. Бетонные «руки» сохранились, они останутся прежними, а деревянный корпус подгнил. Металлические буквы тоже изменились от времени, – сказали нам представители дорожного управления.

Но пустить нас в ангар, чтобы убедиться в этом собственными глазами, категорически отказались. Мол, на что там смотреть?

Копия будет. Материал неизвестен

Кстати, вопрос о материалах, из которых будет выполнен новый корпус кораблика, еще не решен. Но, скорее всего, это будет традиционное дерево.

Хотя в ООО «Автодороги» на тот же самый вопрос ответили по-другому:

 – Будет новая, точная копия из высокотехничных материалов. Она должна прослужить лет 20–25.
С материалами мы пока определяемся. Подрядная организация будет известна месяца через два.

Преображаться символ Архангельска будет за счет средств федерального бюджета в рамках дорожной реконструкции.

На днях официально утверждено новое место для стелы – на повороте трассы М-8 в районе железнодорожного переезда у поселка Новое Лукино.

Предполагается, что никаких неудобств молодожены и гости города от этого переезда не испытают. А чтобы прервать традицию забрасывания на борт бутылок, дорожные организации пообещали поставить у кораблика забор. От стекла такая мера, может, и спасет, но как этот комплекс сооружений будет выглядеть?!

Специалисты ФКУ Упрдор «Холмогоры» сказали, что кораблик долгое время ни у кого на балансе не числился. И, по сути, городским властям нужен не был. Раньше за стелой ухаживал «Автодор», подкрашивал, убирал мусор. А вандалы снова писали на нем, кидали стеклотару и даже сломали одну из досок на корпусе. И появление таблички с надписью «Бутылки кидать запрещено» ситуацию к лучшему не изменило. Вот такое отношение у нас. Что есть – не ценим, исчезло – ищем.

Мезенцы шили по госзаказу

Проект символа был выбран и исполнен больше 30 лет назад, в далеком 1983 году, накануне 400-летия Архангельска. Автор идеи – архитектор из Новодвинска Ольга Попова. Сам кораблик шили мастера промысловых судов из села Койда Мезенского района. Андрей Ружников, научный сотрудник, заведующий отделом Архангельского краеведческого музея, утверждает, что наш кораблик – прототип кораблей конца XVII – начала XVIII века.

– Это прототип первых судов, которые Петр Первый начал строить для государственного флота, – объясняет Андрей Ружников.

По сути, все лучшее для для было взято от европейских. Но были еще исконно северные лодьи. Правда, ходили они без вооружения, зато на приливе могли зайти в любую, даже самую мелкую речку, причалы были без надобности. И на борт брали не меньше чем «заморские».

Кстати, лодьи на Cевере бегали на протяжении шестисот лет. Их перестали строить только в 70-х годах XIX века.

В XIX веке стояли шлагбаумы и будки

Раньше на Cевере при въезде в города и районы культурные композиции не ставили. В начале XIX века границы обозначались простыми шлагбаумами и двумя будками по сторонам. Стелы появились примерно в 60-х годах XX века. Это коснулось и Архангельска. Но, как правило, ставят просто стелу с гербом того или иного города.

Комментарии

Могла быть и другая подача образа

Юрий Барашков, профессор САФУ, краевед, историк архитектуры Архангельска:

– На мой взгляд, такая скульптурная композиция – на руках поднят корабль – выполнена без особого глубокого смысла. К этому по-разному можно подходить. Архангельск больше прославился как центр лесопиления, то есть могла быть и другая подача этого образа города. Корабль – Петровская эпоха. Но, конечно, это давняя история. Сегодня мы въезжаем в Архангельск и надо передавать его характер, его базовые элементы. Вот, допустим, ныне одним из базовых элементов города является у нас САФУ.

Но все, так сказать, на совести проектировщика и того, кто оплачивает эту работу. Это субъективное видение. Автор проекта заметил только эту грань, только то, что в Архангельске первый корабль был построен. Хотя изначально исторически Архангельск – морской город. Это сейчас он отодвинулся от моря с экономической точки зрения.

Архангельск ассоциируется с поморами, с небольшими парусными судами. Но ведь, чтобы делать такую стелу, не обязательно в историю заглядывать. Можно отразить то, чем город сегодня дышит.

Дмитрий Яскорский, руководитель агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области, главный архитектор Архангельской области:

arh12 270314 43 194d1– Сама по себе идея художественного образа въездного знака в Архангельск, наверное, имела массу вариантов у автора. И был, вероятно, очень серьезный выбор. Слава богу, что мы ушли от вариантов шестеренок, изображения ряда бревен. Все-таки Архангельск – это наш порт, открытый еще Иваном Грозным, и это наше, по сути дела, первые морские ворота, которые активно использовались в те столетия до Санкт-Петербурга и до выхода России к Черному морю. По сути, Архангельск был единственной гаванью России, которая обеспечивала связь с внешним миром до определенного исторического этапа. Этот период жизни нашего города ассоциируется с деревянными парусниками, а не с паровыми и железными кораблями. 

И конечно, все это выглядит очень красиво.

Поделиться
1201