2 сентября 2016

Конвои вели пустошинские лоцманы

2016 год ознаменован 75-летием прихода в порт Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш».

Воплощение коалиции

Караван, состоящий из шести судов под флагами Великобритании и Голландии, прибыл в столицу Русского Севера
31 августа 1941 года. Он доставил в порт важнейшие стратегические грузы, в том числе 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн», вспомогательное судно «Олдерсдейл» с топливом, а также 10 тысяч тонн каучука, 1,5 тонны форменных ботинок, олово, шерсть, инвентарь и оборудование.

Приход первого союзного конвоя «Дервиш» в Советский Союз послужил прологом к началу беспримерной в истории военной операции продолжительностью более четырех лет. Союзные конвои имели стратегическое значение как для Советского Союза, так и для западных держав. Поставляемые грузы имели неоспоримую ценность, в ходе действий по защите конвоев гитлеровским ВМФ и ВВС наносился значительный урон, однако не менее важной была их роль в достижении стратегического перелома всей Второй мировой войны на море. Огромное значение имела и моральная составляющая операций, которые благодаря усилиям рядовых моряков и летчиков на деле демонстрировали союзнический дух и являлись практическим воплощением сотрудничества стран антигитлеровской коалиции в деле борьбы с фашизмом.

Успех морских операций давался дорогой ценой. Наиболее трагическая судьба постигла конвой PQ-17, направившийся в СССР в июле 1942 г. Из 35 торговых судов лишь 11 прибыли в порты назначения.

Символ мужества

В 1941–1944 годах в северные порты Советского Союза был проведен 41 морской караван, в котором приняло участие свыше 800 транспортных судов. Всего по программе ленд-лиза только союзные конвои доставили в СССР свыше двух миллионов тонн крайне важных для страны стратегических грузов, в том числе 5 тысяч танков, 7 тысяч самолетов, тысячи автомобилей, десятки тысяч тонн боеприпасов, снаряжения и продовольствия. Корабли Северного флота для их защиты совершили 838 выходов в море. Арктические конвои стали синонимом мужества и стойкости в сражениях, где холод полярных широт, льды и штормы приумножали ужасы войны. Но именно в этих арктических морях прошел свою первую закалку союзнический долг стран антигитлеровской коалиции.

Учитывая значимость 75-летнего юбилея союзных конвоев, правительство Архангельской области вышло с инициативой проведения торжественных мероприятий в Архангельске, Мурманске и Санкт-Петербурге.

Приморцы обеспечивали навигацию

Центральным местом проведения торжеств по праву стала Архангельская область. В программу празднования вошел также и Приморский район. Одно из центральных мест занимает подвиг военных лоцманов Пустоши (некогда Лоцманского стана). Известным на всю страну пустошинским лоцманам Урпиным, Хабаровым, Котцовым, Пустошным в военное время пригодились полученные от дедов и отцов морские навыки и богатый опыт проводки судов в акватории Северной Двины.

Иван Федорович Котцов в годы войны возглавил ледовую службу Беломорской военной флотилии. При его непосредственном участии сквозь льды в порты Белого моря были проведены десятки транспортов, доставлявших военные грузы для фронта.

В сентябре 1941 года Борису Петровичу Пустошному поручили задание государственной важности: было необходимо провести в устье реки Маймаксы тяжелый английский крейсер «Лондон», на борту которого находились уполномоченный английского правительства и личный представитель президента Ф. Рузвельта.

ubm34 16 39 847ec

В 1942 году Петра Ивановича Котцова назначили капитаном г/c «Мурманец», который работал в водах Северного Ледовитого океана как ледовый и оперативный разведчик. 7 февраля 1942 года он вышел на разведку в Арктику. Именно в это время переживал трагедию союзный караван PQ-17. Большая часть спасенных с потопленных противником транспортных судов была подобрана именно экипажем «Мурманца».

Ледокол «Ленин», капитаном которого с 1943 года был Ф. М. Пустошный, работал в Белом море и участвовал в проводке судов на Бакарицу и Экономию. Он сыграл важную роль в обеспечении круглогодичной навигации в Архангельском порту.

ubm34 16 38 802ed

В числе пустошинских лоцманов и моряков, принявших участие в проводке и спасении союзных конвоев, также были Иван Михайлович Урпин, Иван Петрович Хабаров, Тимофей Александрович Дерягин, Михаил Сергеевич Хабаров, Яков Степанович Хабаров, Яков Степанович Сергеев.

– Проведение юбилейных мероприятий несомненно способствует привлечению внимания общественности к важному военно-историческому событию истории страны и Приморского района. Это очень важно для воспитания патриотизма и гражданственности, в первую очередь для молодого поколения, особенно тех, кто выбрал морскую профессию, – под-
черкнула глава Приморского района Валентина Рудкина.

Сергей ТОМИЛОВ

Конвои вели пустошинские лоцманы

Воплощение коалиции

Караван, состоящий из шести судов под флагами Великобритании и Голландии, прибыл в столицу Русского Севера
31 августа 1941 года. Он доставил в порт важнейшие стратегические грузы, в том числе 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн», вспомогательное судно «Олдерсдейл» с топливом, а также 10 тысяч тонн каучука, 1,5 тонны форменных ботинок, олово, шерсть, инвентарь и оборудование.

Приход первого союзного конвоя «Дервиш» в Советский Союз послужил прологом к началу беспримерной в истории военной операции продолжительностью более четырех лет. Союзные конвои имели стратегическое значение как для Советского Союза, так и для западных держав. Поставляемые грузы имели неоспоримую ценность, в ходе действий по защите конвоев гитлеровским ВМФ и ВВС наносился значительный урон, однако не менее важной была их роль в достижении стратегического перелома всей Второй мировой войны на море. Огромное значение имела и моральная составляющая операций, которые благодаря усилиям рядовых моряков и летчиков на деле демонстрировали союзнический дух и являлись практическим воплощением сотрудничества стран антигитлеровской коалиции в деле борьбы с фашизмом.

Успех морских операций давался дорогой ценой. Наиболее трагическая судьба постигла конвой PQ-17, направившийся в СССР в июле 1942 г. Из 35 торговых судов лишь 11 прибыли в порты назначения.

Символ мужества

В 1941–1944 годах в северные порты Советского Союза был проведен 41 морской караван, в котором приняло участие свыше 800 транспортных судов. Всего по программе ленд-лиза только союзные конвои доставили в СССР свыше двух миллионов тонн крайне важных для страны стратегических грузов, в том числе 5 тысяч танков, 7 тысяч самолетов, тысячи автомобилей, десятки тысяч тонн боеприпасов, снаряжения и продовольствия. Корабли Северного флота для их защиты совершили 838 выходов в море. Арктические конвои стали синонимом мужества и стойкости в сражениях, где холод полярных широт, льды и штормы приумножали ужасы войны. Но именно в этих арктических морях прошел свою первую закалку союзнический долг стран антигитлеровской коалиции.

Учитывая значимость 75-летнего юбилея союзных конвоев, правительство Архангельской области вышло с инициативой проведения торжественных мероприятий в Архангельске, Мурманске и Санкт-Петербурге.

Приморцы обеспечивали навигацию

Центральным местом проведения торжеств по праву стала Архангельская область. В программу празднования вошел также и Приморский район. Одно из центральных мест занимает подвиг военных лоцманов Пустоши (некогда Лоцманского стана). Известным на всю страну пустошинским лоцманам Урпиным, Хабаровым, Котцовым, Пустошным в военное время пригодились полученные от дедов и отцов морские навыки и богатый опыт проводки судов в акватории Северной Двины.

Иван Федорович Котцов в годы войны возглавил ледовую службу Беломорской военной флотилии. При его непосредственном участии сквозь льды в порты Белого моря были проведены десятки транспортов, доставлявших военные грузы для фронта.

В сентябре 1941 года Борису Петровичу Пустошному поручили задание государственной важности: было необходимо провести в устье реки Маймаксы тяжелый английский крейсер «Лондон», на борту которого находились уполномоченный английского правительства и личный представитель президента Ф. Рузвельта.

ubm34 16 39 847ec

В 1942 году Петра Ивановича Котцова назначили капитаном г/c «Мурманец», который работал в водах Северного Ледовитого океана как ледовый и оперативный разведчик. 7 февраля 1942 года он вышел на разведку в Арктику. Именно в это время переживал трагедию союзный караван PQ-17. Большая часть спасенных с потопленных противником транспортных судов была подобрана именно экипажем «Мурманца».

Ледокол «Ленин», капитаном которого с 1943 года был Ф. М. Пустошный, работал в Белом море и участвовал в проводке судов на Бакарицу и Экономию. Он сыграл важную роль в обеспечении круглогодичной навигации в Архангельском порту.

ubm34 16 38 802ed

В числе пустошинских лоцманов и моряков, принявших участие в проводке и спасении союзных конвоев, также были Иван Михайлович Урпин, Иван Петрович Хабаров, Тимофей Александрович Дерягин, Михаил Сергеевич Хабаров, Яков Степанович Хабаров, Яков Степанович Сергеев.

– Проведение юбилейных мероприятий несомненно способствует привлечению внимания общественности к важному военно-историческому событию истории страны и Приморского района. Это очень важно для воспитания патриотизма и гражданственности, в первую очередь для молодого поколения, особенно тех, кто выбрал морскую профессию, – под-
черкнула глава Приморского района Валентина Рудкина.

Сергей ТОМИЛОВ

Поделиться
17208