12 октября 2017

Концессии оживят ЖКХ

Теперь инвесторы в ЖКХ могут привлекать заемные средства на реализацию инфраструктурных проектов по льготной ставке. Кредитные средства можно направлять на подготовку проектов модернизации в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и обращения с твердыми коммунальными отходами.

Соответствующее постановление было подписано Председателем Правительства России Дмитрием Медведевым. Предполагается, что уже в этом году на цели господдержки будет распределено порядка 8 миллиардов рублей.

Как пояснил министр строительства и ЖКХ Российской Федерации Михаил Мень, предусматривается две формы возмещения процентов – ресурсоснабжающим организациям, то есть инвесторам, на уплату процентов по кредитам или банкам в части недополученных доходов от процентов по выданным льготным кредитам на реализацию проектов по концессионным соглашениям.

В Архангельской области планируется передать в концессию до семи тысяч объектов коммунальной инфраструктуры, из них почти 100 – от так называемых неэффективных муниципальных унитарных предприятий. На сегодняшний день в концессию передано более 350 объектов.

Также финансовая поддержка может быть предоставлена на подготовку проектов по созданию и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, в рамках которой средства могут быть направлены на оплату части расходов, связанных с проведением технического обследования, разработкой и внесением изменений в схемы ресурсоснабжения, подготовкой документов, необходимых для регистрации прав на объекты коммунальной инфраструктуры, разработкой бизнес-плана проектов модернизации и подготовкой конкурсной документации для проведения концессионных конкурсов. Средства будут предоставляться регионам через Фонд содействия реформированию ЖКХ.

– Регион самостоятельно определяет, на какие цели направлять средства финансовой поддержки, – отметил глава Минстроя России. – На уровне субъекта необходимо установить порядок отбора потенциальных проектов модернизации, размер и условия предоставления финансовой поддержки, а также порядок софинансирования процентной ставки.

Кому это выгодно?

По мнению экспертов, изменение структуры поддержки с прямого финансирования на компенсацию подготовки проекта или части расходов по кредиту будет стимулировать субъекты Российской Федерации к привлечению частных инвестиций. Ставка 5 процентов годовых – это более чем доступное финансирование, которое позволит вкладывать средства в развитие без дополнительной нагрузки на тариф. При этом по итогам 2018 года объем инвестиционных обязательств, взятых на себя концессионерами, должен в 10 раз превышать объем полученной ими поддержки.

По данным областного правительства, доля инвестиционных соглашений в форме концессий для Архангельской области достаточно велика даже в сравнении с другими регионами.

– Архангельская область входит в двадцатку регионов по развитию этого института. Речь идет прежде всего о муниципально-частном партнерстве в сфере ТЭК и ЖКХ, хотя сейчас активно прорабатываются инструменты внедрения концессий на региональном уровне в других отраслях экономики, – пояснил на энергетической конференции в Архангельске и. о. руководителя агентства стратегических разработок Архангельской области Игорь Девятко.

По информации регионального министерства ТЭК и ЖКХ, в 2016 году в рейтинге федерального Центра развития государственно-частного партнерства Архангельская область располагалась на 26-м месте из 85 регионов страны. Для сравнения: в 2015-м Поморье занимало 35-ю строчку, а в 2014 году находилось на 50-м месте.

В последние два года процесс заключения концессионных соглашений в коммунальном комплексе Архангельской области перешел в активную фазу. В 2015-м заключено 11 концессионных соглашений. В 2016 году было подписано еще 16. Общий объем инвестиций превышает миллиард рублей.

На сегодняшний день 21 концессионное соглашение действует в области теплоснабжения и шесть – на объектах водоснабжения и водоотведения. Средний срок действия заключенных договоров – 12 лет.

Заложники ситуации

Как бы ни радовала статистика, нужно признать, что в сфере ЖКХ заключить концессионное соглашение сложнее всего, ведь по такому договору инвестор обязан вкладывать средства в объекты концессионного соглашения, то есть строить новые или модернизировать существующие объекты коммунальной инфраструктуры.

Между тем с 2013 года концессия – это единственный способ передачи объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения сторонней организации. В противном случае органы власти и местного самоуправления нарушают Закон о концессионных соглашениях и Закон о защите конкуренции. Такие дела нередко рассматриваются в архангельском УФАС, но там подчеркивают – ситуация, в которой оказались главы муниципалитетов, неоднозначная.

– Есть вполне адекватные, ответственные руководители администраций, которые во исполнение закона много раз в течение ряда лет пытаются организовать конкурсы, но участников не находится. Инвесторы не заинтересованы в том имуществе, которое осталось с советских времен, – пояснил руководитель Управления ФАС по Архангельской области Денис Бугаев. Эта тема стала одной из основных в рамках публичных обсуждений работы антимонопольного органа 28 сентября 2017 года.

По словам Бугаева, вся соль концессионного соглашения заключается в том, что деньги на создание или ремонт объектов инвестор вкладывает сейчас, а отдачу от этого он получит потом – в течение 10–20 лет. Как выясняется, желающих делать такие долгосрочные вложения оказывается не очень много.

– В последний год-полтора органы местного самоуправления Поморья в большинстве своем нельзя обвинить в отсутствии инициативы в деле попыток проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения – так или иначе они пытаются их организовать. Но факт остается фактом – очень часто конкурсы признаются несостоявшимися из-за отсутствия заявок инвесторов, – отметил руководитель антимонопольного органа.

Так решил суд

Еще сложнее объективно оценивать практику концессионных соглашений стало после определения Верховного суда России. Судьи, рассматривая дело о передаче объектов электро- и теплоснабжения Петропавловска-Камчатского унитарному предприятию без проведения конкурсных процедур, пришли к выводу: действующее законодательство не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

По данным ФАС России, общее число лотов по торгам на право заключения концессионных соглашений, опубликованных на официальном сайте www.torgi.gov.ru в 2016 году, в отношении объектов ЖКХ составило 2728. Среднее количество потенциальных инвесторов, принимающих участие в конкурсах, – порядка 0,36.

Данная позиция суда вызвала недоумение у антимонопольных органов, ведь до этого все дела по концессионным соглашениям антимонопольщики выигрывали и правомерность их действий подтверждалась судами.

А чем руководствоваться сейчас – не совсем понятно. Очевидно, что законодательная норма о концессиях не учитывает реалии провинций и скорее рассчитана на крупные города. Что делать в этом случае муниципалитетам и антимонопольщикам – непонятно, ведь и та и другая сторона должны исполнять закон.

Сергей Дробов

ПРАКТИКА

Образцовый с точки зрения заключения концессионных соглашений в Архангельской области – Устьянский край

Несколько лет назад Устьянской теплоэнергетической компании (входит в Группу компаний «УЛК») на условиях концессии были переданы инженерные сети поселка Октябрьский. За три года на эти цели УТК инвестировала 900 миллионов рублей, более 50 процентов от этой суммы вложено в реконструкцию и модернизацию инженерных сетей. Через 5–7 лет, уверены специалисты, об авариях и утечках можно будет забыть на десятилетия вперед.

Летом 2016 года в Октябрьском была построена тепломагистраль протяженностью 1 км 970 м, что позволило подключить все объекты райцентра к новой мощной котельной. Еще один важный проект УТК в сфере жилищно-коммунального хозяйства – строительство станции водоочистки горячей воды. Инвестиции предприятия в строительство новых объектов и реконструкцию системы ЖКХ в 2017 году превысят 96 миллионов рублей.

Соответствующее постановление было подписано Председателем Правительства России Дмитрием Медведевым. Предполагается, что уже в этом году на цели господдержки будет распределено порядка 8 миллиардов рублей.

Как пояснил министр строительства и ЖКХ Российской Федерации Михаил Мень, предусматривается две формы возмещения процентов – ресурсоснабжающим организациям, то есть инвесторам, на уплату процентов по кредитам или банкам в части недополученных доходов от процентов по выданным льготным кредитам на реализацию проектов по концессионным соглашениям.

В Архангельской области планируется передать в концессию до семи тысяч объектов коммунальной инфраструктуры, из них почти 100 – от так называемых неэффективных муниципальных унитарных предприятий. На сегодняшний день в концессию передано более 350 объектов.

Также финансовая поддержка может быть предоставлена на подготовку проектов по созданию и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, в рамках которой средства могут быть направлены на оплату части расходов, связанных с проведением технического обследования, разработкой и внесением изменений в схемы ресурсоснабжения, подготовкой документов, необходимых для регистрации прав на объекты коммунальной инфраструктуры, разработкой бизнес-плана проектов модернизации и подготовкой конкурсной документации для проведения концессионных конкурсов. Средства будут предоставляться регионам через Фонд содействия реформированию ЖКХ.

– Регион самостоятельно определяет, на какие цели направлять средства финансовой поддержки, – отметил глава Минстроя России. – На уровне субъекта необходимо установить порядок отбора потенциальных проектов модернизации, размер и условия предоставления финансовой поддержки, а также порядок софинансирования процентной ставки.

Кому это выгодно?

По мнению экспертов, изменение структуры поддержки с прямого финансирования на компенсацию подготовки проекта или части расходов по кредиту будет стимулировать субъекты Российской Федерации к привлечению частных инвестиций. Ставка 5 процентов годовых – это более чем доступное финансирование, которое позволит вкладывать средства в развитие без дополнительной нагрузки на тариф. При этом по итогам 2018 года объем инвестиционных обязательств, взятых на себя концессионерами, должен в 10 раз превышать объем полученной ими поддержки.

По данным областного правительства, доля инвестиционных соглашений в форме концессий для Архангельской области достаточно велика даже в сравнении с другими регионами.

– Архангельская область входит в двадцатку регионов по развитию этого института. Речь идет прежде всего о муниципально-частном партнерстве в сфере ТЭК и ЖКХ, хотя сейчас активно прорабатываются инструменты внедрения концессий на региональном уровне в других отраслях экономики, – пояснил на энергетической конференции в Архангельске и. о. руководителя агентства стратегических разработок Архангельской области Игорь Девятко.

По информации регионального министерства ТЭК и ЖКХ, в 2016 году в рейтинге федерального Центра развития государственно-частного партнерства Архангельская область располагалась на 26-м месте из 85 регионов страны. Для сравнения: в 2015-м Поморье занимало 35-ю строчку, а в 2014 году находилось на 50-м месте.

В последние два года процесс заключения концессионных соглашений в коммунальном комплексе Архангельской области перешел в активную фазу. В 2015-м заключено 11 концессионных соглашений. В 2016 году было подписано еще 16. Общий объем инвестиций превышает миллиард рублей.

На сегодняшний день 21 концессионное соглашение действует в области теплоснабжения и шесть – на объектах водоснабжения и водоотведения. Средний срок действия заключенных договоров – 12 лет.

Заложники ситуации

Как бы ни радовала статистика, нужно признать, что в сфере ЖКХ заключить концессионное соглашение сложнее всего, ведь по такому договору инвестор обязан вкладывать средства в объекты концессионного соглашения, то есть строить новые или модернизировать существующие объекты коммунальной инфраструктуры.

Между тем с 2013 года концессия – это единственный способ передачи объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения сторонней организации. В противном случае органы власти и местного самоуправления нарушают Закон о концессионных соглашениях и Закон о защите конкуренции. Такие дела нередко рассматриваются в архангельском УФАС, но там подчеркивают – ситуация, в которой оказались главы муниципалитетов, неоднозначная.

– Есть вполне адекватные, ответственные руководители администраций, которые во исполнение закона много раз в течение ряда лет пытаются организовать конкурсы, но участников не находится. Инвесторы не заинтересованы в том имуществе, которое осталось с советских времен, – пояснил руководитель Управления ФАС по Архангельской области Денис Бугаев. Эта тема стала одной из основных в рамках публичных обсуждений работы антимонопольного органа 28 сентября 2017 года.

По словам Бугаева, вся соль концессионного соглашения заключается в том, что деньги на создание или ремонт объектов инвестор вкладывает сейчас, а отдачу от этого он получит потом – в течение 10–20 лет. Как выясняется, желающих делать такие долгосрочные вложения оказывается не очень много.

– В последний год-полтора органы местного самоуправления Поморья в большинстве своем нельзя обвинить в отсутствии инициативы в деле попыток проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения – так или иначе они пытаются их организовать. Но факт остается фактом – очень часто конкурсы признаются несостоявшимися из-за отсутствия заявок инвесторов, – отметил руководитель антимонопольного органа.

Так решил суд

Еще сложнее объективно оценивать практику концессионных соглашений стало после определения Верховного суда России. Судьи, рассматривая дело о передаче объектов электро- и теплоснабжения Петропавловска-Камчатского унитарному предприятию без проведения конкурсных процедур, пришли к выводу: действующее законодательство не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

По данным ФАС России, общее число лотов по торгам на право заключения концессионных соглашений, опубликованных на официальном сайте www.torgi.gov.ru в 2016 году, в отношении объектов ЖКХ составило 2728. Среднее количество потенциальных инвесторов, принимающих участие в конкурсах, – порядка 0,36.

Данная позиция суда вызвала недоумение у антимонопольных органов, ведь до этого все дела по концессионным соглашениям антимонопольщики выигрывали и правомерность их действий подтверждалась судами.

А чем руководствоваться сейчас – не совсем понятно. Очевидно, что законодательная норма о концессиях не учитывает реалии провинций и скорее рассчитана на крупные города. Что делать в этом случае муниципалитетам и антимонопольщикам – непонятно, ведь и та и другая сторона должны исполнять закон.

Сергей Дробов

ПРАКТИКА

Образцовый с точки зрения заключения концессионных соглашений в Архангельской области – Устьянский край

Несколько лет назад Устьянской теплоэнергетической компании (входит в Группу компаний «УЛК») на условиях концессии были переданы инженерные сети поселка Октябрьский. За три года на эти цели УТК инвестировала 900 миллионов рублей, более 50 процентов от этой суммы вложено в реконструкцию и модернизацию инженерных сетей. Через 5–7 лет, уверены специалисты, об авариях и утечках можно будет забыть на десятилетия вперед.

Летом 2016 года в Октябрьском была построена тепломагистраль протяженностью 1 км 970 м, что позволило подключить все объекты райцентра к новой мощной котельной. Еще один важный проект УТК в сфере жилищно-коммунального хозяйства – строительство станции водоочистки горячей воды. Инвестиции предприятия в строительство новых объектов и реконструкцию системы ЖКХ в 2017 году превысят 96 миллионов рублей.

Поделиться
24203