Концерт из «желтого чемодана» и Katoptromanti
3 октября в Архангельске камерный оркестр совместно с норвежским ансамблем Arktisk Sinfonietta (Тромсе) открывают творческий сезон. Новый масштабный проект музыкального сотрудничества объединил российских струнников и скандинавских духовиков.
Гадания на зеркалах и трагедия в Осло
В Архангельск прибыли семеро исполнителей на духовых и ударных инструментах. Сейчас они репетируют программу вместе с музыкантами-струнниками камерного оркестра. К ним присоединился известный пианист Сергей Главатских. Благодаря новому проекту The Arctic Symphoniette музыканты и композиторы объединились в ансамбль, который представит публике необычную программу.
– Она включает в себя как проверенную знакомую классику, так и смелые, но очень современные композиции. Такой емкой программы у нас не было давно, – сказал дирижер оркестра Владимир Онуфриев.
Обрамляют пласт разнообразной современной музыки две композиции классического толка: сюита вальсов Франца Шуберта, переложенная для оркестров советским композитором Эдисоном Денисовым, и сюита по произведениям Джоаккино Россини «Музыкальные вечера» британского композитора Бенджамина Бриттена.
В начинке этого пирога и два произведения молодых норвежских авторов. Один из них – Эрик Стифьелл – уже в Архангельске, будет выступать на ударных. Подробности своей пьесы с загадочным названием Katoptromanti не рассказывает.
– Она о гаданиях на зеркалах. Если посмотреться в два зеркала одновременно, то можно увидеть много интересного – только это и удалось выяснить у композитора.
Сочинение его соотечественницы Майи Ратке «Сказ о свинце и замерзшем свете» – отклик на трагические события 2011 года в Осло на острове Утойя, когда террорист расстрелял десятки молодых людей. Норвежские музыканты настаивали на исполнении этого произведения.
«Арктическая симфониетта» исполнит и концерт для семи духовых, ударных и струнного оркестра Франка Мартена 1949 года, где гости смогут показать все свое мастерство.
Оркестр будущего
Особое место в программе занимает концерт для фортепиано и камерного оркестра Александра Мосолова. Солирует московский пианист Сергей Главатских. Он буквально возродил произведение советского композитора, которое было потеряно им самим еще при жизни.
– В двадцатые годы Мосолов жил в Москве. У него не было своего жилья, скитался по квартирам друзей. Все сочинения возил с собой в желтом чемодане. Однажды он поехал на море и оставил чемодан у друзей, а когда вернулся, не нашел его. Позже композитор составил полный список своих сочинений, а те, которые потерялись, отмечал фразой «желтый чемодан», – рассказывает Владимир Онуфриев.
Спустя десятилетия концерт все же отыскался. Сергей Главатских лично сверял разные рукописи с оригиналом, в котором тоже были ошибки, и составил единую правильную версию.
– Концерт редко исполняется, но я считаю его шедевром русского авангарда. Это свежая и смелая музыка, которая крайне требовательна к музыкантам оркестра. Я рад, что с нами будут играть духовики из Норвегии, ведь наша духовая школа несколько отстает от западной, – признался пианист.
А вот российские струнники, наоборот, всегда были сильны. Так что зрители могут надеяться на невероятно качественное исполнение.
Будущее проекта The Arctic Symphoniette пока не расписано детально. Но известно, что будут выступления в Архангельске, Северодвинске и Мурманске и серия концертов в Северной Норвегии.
– Это еще не сам проект, а только пилотная его часть. Надеюсь, что наше музыкальное сотрудничество продлится несколько лет. Он должен быть представлен на нескольких северных фестивалях, в том числе и на Котласской летней музыкальной академии, – подчеркнул Владимир Онуфриев.
Ансамбль надеется на поддержку проекта публикой и Баренц-секретариатом.
– «Арктическая симфониетта» – оркестр будущего, который будет специализироваться на новых направлениях в музыке, – подытожил норвежский трубач и руководитель ансамбля Стен Ивар Фрюделюнд.
3 октября в Архангельске камерный оркестр совместно с норвежским ансамблем Arktisk Sinfonietta (Тромсе) открывают творческий сезон. Новый масштабный проект музыкального сотрудничества объединил российских струнников и скандинавских духовиков.
Гадания на зеркалах и трагедия в Осло
В Архангельск прибыли семеро исполнителей на духовых и ударных инструментах. Сейчас они репетируют программу вместе с музыкантами-струнниками камерного оркестра. К ним присоединился известный пианист Сергей Главатских. Благодаря новому проекту The Arctic Symphoniette музыканты и композиторы объединились в ансамбль, который представит публике необычную программу.
– Она включает в себя как проверенную знакомую классику, так и смелые, но очень современные композиции. Такой емкой программы у нас не было давно, – сказал дирижер оркестра Владимир Онуфриев.
Обрамляют пласт разнообразной современной музыки две композиции классического толка: сюита вальсов Франца Шуберта, переложенная для оркестров советским композитором Эдисоном Денисовым, и сюита по произведениям Джоаккино Россини «Музыкальные вечера» британского композитора Бенджамина Бриттена.
В начинке этого пирога и два произведения молодых норвежских авторов. Один из них – Эрик Стифьелл – уже в Архангельске, будет выступать на ударных. Подробности своей пьесы с загадочным названием Katoptromanti не рассказывает.
– Она о гаданиях на зеркалах. Если посмотреться в два зеркала одновременно, то можно увидеть много интересного – только это и удалось выяснить у композитора.
Сочинение его соотечественницы Майи Ратке «Сказ о свинце и замерзшем свете» – отклик на трагические события 2011 года в Осло на острове Утойя, когда террорист расстрелял десятки молодых людей. Норвежские музыканты настаивали на исполнении этого произведения.
«Арктическая симфониетта» исполнит и концерт для семи духовых, ударных и струнного оркестра Франка Мартена 1949 года, где гости смогут показать все свое мастерство.
Оркестр будущего
Особое место в программе занимает концерт для фортепиано и камерного оркестра Александра Мосолова. Солирует московский пианист Сергей Главатских. Он буквально возродил произведение советского композитора, которое было потеряно им самим еще при жизни.
– В двадцатые годы Мосолов жил в Москве. У него не было своего жилья, скитался по квартирам друзей. Все сочинения возил с собой в желтом чемодане. Однажды он поехал на море и оставил чемодан у друзей, а когда вернулся, не нашел его. Позже композитор составил полный список своих сочинений, а те, которые потерялись, отмечал фразой «желтый чемодан», – рассказывает Владимир Онуфриев.
Спустя десятилетия концерт все же отыскался. Сергей Главатских лично сверял разные рукописи с оригиналом, в котором тоже были ошибки, и составил единую правильную версию.
– Концерт редко исполняется, но я считаю его шедевром русского авангарда. Это свежая и смелая музыка, которая крайне требовательна к музыкантам оркестра. Я рад, что с нами будут играть духовики из Норвегии, ведь наша духовая школа несколько отстает от западной, – признался пианист.
А вот российские струнники, наоборот, всегда были сильны. Так что зрители могут надеяться на невероятно качественное исполнение.
Будущее проекта The Arctic Symphoniette пока не расписано детально. Но известно, что будут выступления в Архангельске, Северодвинске и Мурманске и серия концертов в Северной Норвегии.
– Это еще не сам проект, а только пилотная его часть. Надеюсь, что наше музыкальное сотрудничество продлится несколько лет. Он должен быть представлен на нескольких северных фестивалях, в том числе и на Котласской летней музыкальной академии, – подчеркнул Владимир Онуфриев.
Ансамбль надеется на поддержку проекта публикой и Баренц-секретариатом.
– «Арктическая симфониетта» – оркестр будущего, который будет специализироваться на новых направлениях в музыке, – подытожил норвежский трубач и руководитель ансамбля Стен Ивар Фрюделюнд.