22 марта 2020

Константин Виноградов: «Сбербанк – это больше, чем просто финансовые услуги»

Руководитель Архангельского отделения Сбербанка в эксклюзивном интервью рассказал об эволюции банка на пути от сберкассы к суперсовременной технологической компании.

Константин Виноградов:    «Сбербанк – это больше, чем просто финансовые услуги»

Константин Виноградов — хорошо известен в профессиональных кругах, занимающихся финансами, инвестициями и бизнесом, но почти незнаком жителям Поморья. С августа прошлого года он возглавляет Архангельское  отделение Сбербанка России, и это его первое интервью в этой должности.

Константин Сергеевич Виноградов родился и вырос в Мурманске. Сразу после окончания института поступил на работу в один из крупных мурманских коммерческих банков и прошел весь карьерный путь от специалиста до председателя правления банка. Затем был опыт работы в течение четырех лет в должности заместителя управляющего Мурманским отделением Сбербанка, курирующего работу с корпоративными клиентами. И вот новое назначение, теперь в его зоне ответственности филиал крупнейшего российского банка на огромной территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа.

— Готовясь к встрече с вами, мы попытались найти в Интернете дополнительную информацию о будущем собеседнике, но практически ничего не нашли. Такая закрытость от прессы – это ваш фирменный стиль?

— На самом деле я всегда считал, что скромность украшает, и с возрастом  убеждаюсь в этом все больше и больше. В личном плане я не очень публичный человек, просто не вижу в этом никакого смысла.  Могу сказать, что люблю разные виды спорта –  всегда бегал на лыжах, занимался боксом. Мои мурманские земляки рассказали мне, что в Малых Карелах есть очень хороший лыжный стадион. К сожалению, я там был только прошлым летом, а зимой пока так до сих пор и не получилось.  Причина  в довольно плотном графике работы.
Из доступных мне сейчас видов спорта остается плавание. С удовольствием хожу  в бассейн по утрам, потому что вечером не остается времени.

Пять лет назад я начал заниматься серфингом, встал на доску.  Для меня это стало настоящим вызовом, поэтому в отпуске стараюсь уехать куда-нибудь подальше на неделю-две, где продолжаю свои занятия. Опытные серферы сказали, что, для того чтобы достичь определенного уровня мастерства, нужно заниматься в течение трех месяцев без выходных по 4-5 часов в день. Прикинув это на свой график, я посчитал, что мне на это потребуется около 5-7 лет. Но, поверьте, это стоит затраченных усилий!

— Практически вся ваша трудовая деятельность прошла в еще более суровых климатических условиях, чем наши, в Заполярье. Как вас встретило Поморье и что запомнилось больше всего?

 — Так сложилось, что я приехал в Архангельск впервые, если не считать пересадки в аэропорту в детстве.  Мне здесь очень понравилось  летом, природа тут более похожа на природу средней полосы России, особенно по сравнению с Мурманской областью.

Мама у меня родом из Вологды, и мы в детстве, в 70-80-е годы,  часто проезжали через Котлас, поэтому  в целом  я очень хорошо представляю и регион, и его жителей,  особенно тех, кто живет в сельской местности. Конечно, по говору люди в Поморье отличаются от жителей Вологодской области, но все северные  российские территории  мне близки по духу. Я ощущаю здесь меньше культурных различий, чем в средней полосе или в той же Москве. На Севере все органично и более искренне в плане человеческих отношений.

Считаю, что знакомство с регионом прошло хорошо,  думаю, что коллектив меня принял – со всеми у меня выстроились  очень хорошие рабочие отношения.

— Вы всю жизнь работаете в финансово-кредитной  сфере. На ваш взгляд, где сложнее работать – в государственном или негосударственном банке?

— Свои нюансы есть, безусловно, везде. Но по  плотности графика и объему стоящих задач требования в Сбербанке самые высокие, и это оправдано теми стратегическими задачами, которые ставит перед нами его руководство.


Нужно заметить, что за последние годы банковская индустрия очень сильно изменилась. Если раньше от топ-менеджера в первую очередь требовались навыки и профессионализм, связанные с финансами, то сейчас компетенция по чисто финансовым вопросам составляет всего около 10%. Очень важное значение приобрели цифровые навыки, коммуникативные способности, умение работать с персоналом.

Для того чтобы сейчас возглавить Сбербанк в регионе, нужно пройти внутреннее мероприятие, которое напоминает известный многим конкурс «Лидер России». Каждого кандидата сканируют с помощью самых современных нейроинструментов. Изучают   когнитивные способности в момент решения сложных задач, смотрят на тебя, когда ты работаешь в группе. Далее проверяют навыки и знания в области финансов и рисков. Герман Оскарович  лично утверждает каждого руководителя.

В целом это очень сложный и энергозатратный процесс, и мы порой шутим, что нас готовят, как космонавтов. На каждом из руководителей отделений лежит огромная ответственность, ведь под нашим непосредственным руководством работают до нескольких тысяч человек, и мы отвечаем за любую ситуацию, которая касается нас, пусть даже и косвенно.


 — Одной из первых деловых встреч после вашего назначения на нынешнюю должность, как и полагается, стала встреча в администрации области с губернатором Игорем Орловым. Как продвигается сотрудничество и какие совместные проекты вы  намерены развивать в ближайшее время и на перспективу?

—  Мы планируем в ближайшее время  провести в администрации Архангельской области  «цифровой день», собрать министров, технических специалистов из разных отраслей, чтобы рассказать им о возможностях и перспективах новых технологий, основанных на платформенных и облачных решениях. Также ознакомить с решениями наших дочерних компаний в области цифровизации процессов.

Дело в том, что в настоящее время многие администрации, предприятия и коммерческие организации имеют свои ИТ-парки, где они размещают различные сервисы и услуги.  Под каждый сервис необходимо приобретать компьютеры, настраивать программное обеспечение, содержать штат технических специалистов. При этом, как правило, имеющееся оборудование работает с эффективностью всего на 10-15 процентов. Мы же предлагаем другие, так называемые облачные решения, которые существенно повышают эффективность работы техники и минимизируют затраты на ее приобретение и обслуживание. 

Логика развития событий в мировом масштабе показывает, что к этому придут абсолютно все, вопрос только — рано или поздно.  Поэтому наша цель – поделиться имеющимся у нас опытом с администрациями, чтобы они не изобретали что-то заново, а брали уже готовые опробованные решения, платили меньше денег и внедряли у себя в регионах на пользу жителей.

Из уже реализуемых городских проектов в фокусе внимания нашего банка транспорт. За последний год мы сделали больший шаг в развитии безналичной оплаты услуг общественного транспорта. Сегодня в Архангельске проезд можно оплатить уже в 150 автобусах, за прошлый год прошло 998 тысяч безналичных оплат. Сейчас к этому проекту присоединяется и Северодвинск.

— Малый и средний бизнес стал в последнее время одним из трендов.  О важности этой темы говорит и тот факт, что даже среди национальных проектов он выделен в отдельное направление. Что делается в вашем банке для того, чтобы помочь предпринимателям, особенно начинающим?
 
 — Мы считаем, что помогать малому и среднему бизнесу можно и нужно не только с помощью финансовых инструментов, хотя и они очень важны. На официальном сайте Сбербанка есть масса предложений для наших клиентов по бухгалтерским, кадровым услугам, аналитике данных и многим другим темам. Часть них они могут получить бесплатно, часть — за небольшую плату.

Наша главная задача в данном вопросе — сэкономить время предпринимателя на второстепенные вещи (взаимоотношения с регулирующими органами, рутинные процессы, связанные с кадрами и бухгалтерией). Мы хотим, чтобы предприниматель  думал больше  не об этом, а о развитии своего бизнеса.
Так, например, для открытия бизнеса мы совместно с дочерней компанией «Деловая среда» реализуем сервис, который позволяет начать дело без личного визита в налоговую, сбора пакета необходимых документов. Отмечу, что для части партнеров этот сервис бесплатный. Поэтому они могут  сэкономить и на госпошлине.

О том, что поддержка малого бизнеса у нас в приоритете, говорят и цифры отчетности. Только за прошлый год наш кредитный портфель  по микро- и малому бизнесу вырос на 20 процентов и превысил 3 миллиарда рублей.

— Электронные платежи – это, безусловно, огромное благо и для людей, и для бизнеса. Но есть и обратная сторона этой медали, так называемое кибермошенничество. Каждый день в криминальных сводках рассказывают немало страшных историй о том, как слишком доверчивые люди перевели на счет злоумышленников свои деньги и остались, понятное дело, ни с чем. Как же обезопасить себя от таких случаев?

— Такая проблема не только существует, но и становится все острее. В целом же взломать трехуровневую защитную систему Сбербанка практически невозможно – наши специалисты ежегодно фиксируют огромное количество так называемых DDOS-атак, при этом защита банка успешна в 99,99 процентах случаев. Именно поэтому злоумышленники ищут другие способы воровства чужих денег и постоянно придумывают все новые и новые схемы.

Существует несколько основных правил так называемой «цифровой гигиены», которые каждый из нас должен знать и выполнять практически на автоматическом уровне. 

Первый момент, связанный со звонками от имени сотрудников нашего банка. Если у вас возникли сомнения в том, кто звонит, прервите разговор, позвоните на наш многоканальный телефон 900 и уточните, был ли запрос из банка конкретно по вашему поводу.

Второе важное правило: никогда и ни при каких условиях  не  сообщайте звонившему данные вашей банковской карты. Настоящим сотрудникам это просто-напросто не нужно, и они никогда не будут спрашивать эту информацию у вас.

Если вас вдруг просит о срочной материальной помощи какой-то родственник или знакомый, прервите разговор и перезвоните сами. В большинстве случае оказывается, что знакомые вас и не думали беспокоить. Расчет злоумышленников сделан на внезапность сообщения, на то, что человек окажется в стрессе и не сможет себя контролировать.

По статистике, самые крупные мошенничества совершаются на карточных счетах. Здесь совет тоже достаточно простой и эффективный. Держите на расчетной карте столько денег, сколько вам нужно для текущих жизненных расчетов примерно на один-два дня.

Все остальные средства размещайте на депозитных счетах или счетах до востребования, к которым получить доступ мошенникам практически невозможно.  При необходимости в системе «Сбербанк Онлайн» вы сможете пополнить карту до необходимого уровня всего за несколько секунд.  Даже если мошенники ухитрятся и спишут с вашей карты имеющиеся там деньги, то потеря будет не столь велика, как если бы вы потеряли все накопления.

Мы постоянно говорим обо всех этих правилах и считаем, что это нужно продолжать делать это и дальше.  Главный вопрос – это наша личная ответственность за самих себя и за наши финансы. Чем раньше каждый это поймет, тем меньше шансов у нас будет оказаться в неприятной ситуации.

— Понятно, что трансформация Сбербанка в крупную и мощную технологическую компанию мирового уровня — это процесс необратимый, хоть и не одномоментный. Каким вы видите будущее вашего банка в ближайшие годы и в более отдаленной перспективе?

— Пока большинство россиян нас действительно продолжают воспринимать как финансово-кредитное учреждение, но трансформация уже идет полным ходом.

Наша главная задача – максимально перейти из офлайн в онлайн, то есть сделать все процессы цифровыми. За 2019 год количество активных пользователей  мобильного приложения «Сбербанк Онлайн» в Северо-Западном федеральном округе достигло семи миллионов. Рост по сравнению с 2018 годом составил 11 процентов, что говорит о растущей популярности приложeния.

Важно, что  цифровизация не приведет к значительному сокращению физического присутствия банка. На данный момент  в России работает около 14 тысяч офисов Сбербанка, и это является нашим существенным преимуществом по сравнению с онлайн-банками. Мы планируем использовать их для привлечения клиентопотока, причем не только для получения финансовых услуг.

Сейчас Сбербанк создает цифровую экосистему финансовых и нефинансовых сервисов. Мы рассчитываем, что сможем удовлетворять не менее 90 процентов бытовых потребностей клиентов в наших офисах, экономя для них, таким образом, огромное количество времени.

Главная цель нашей компании – выход на новый уровень конкурентоспособности, оставаясь при этом лучшим банком для населения и бизнеса.

На данный момент экосистема объединила уже более 40 компаний. Среди них — телемедицина (DocDoc), недвижимость (ДомКлик), телекоммуникации (СберМобайл), облачные сервисы (SberCloud), поиск вакансий и сотрудников (Rabota.ru) и многие другие.

Жители Поморья уже активно пользуются нефинансовыми сервисами: только за первые месяцы 2020 года более 2500 наших клиентов стали абонентами СберМобайл и свыше 8500 воспользовались уникальными предложениями от онлайн-кинотеатра «Окко». На данный момент это лучшие показатели по Северо-Западному региону.

Данная статистика говорит о том, что это не просто наши мечты, а реальные проекты, которые уже начинают работать и достаточно скоро будут доступны для большинства граждан нашей страны.


                                                                                                    Алексей Новиков 

Поделиться
57894