18 мая 2018

Кому выгодны прямые договоры?

В России начал действовать закон о переходе к прямым договорам между потребителями и ресурсоснабжающими организациями (РСО), дающий возможность исключить управляющие организации из цепочки платежей за коммунальные услуги. Новая норма позволит снизить долги недобросовестных управляющих компаний, которые приходят на рынок, чтобы управлять чужими деньгами, а не домами.

Напомним, закон о переходе на прямые договоры был подписан президентом 4 апреля 2018 года. Первые дома могут перейти на новую систему взаимоотношений уже в середине мая – решение принимается большинством голосов на общем собрании собственников, о котором необходимо уведомить управляющую компанию (УК). В случае если компания уже имеет просроченную задолженность перед поставщиками за тепло, воду или электроэнергию, РСО может самостоятельно перевести дом на прямой договор. Однако задолженность должна быть признана самой управляющей организацией или подтверждена решением суда.

– Если до суда долг не погашен, впоследствии вернуться к прежней системе расчетов будет невозможно. В любом случае, если после получения уведомления компания продолжает выставлять счета собственникам за коммунальные ресурсы, это не только административная ответственность, но и уголовно наказуемое деяние, – объяснила и. о. руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области Наталья Силуянова.

В преддверии вступления закона в силу она провела совещание с управляющими организациями Поморья, на котором обсуждались вопросы реализации новой системы с участием представителей муниципальных образований.

Прямые расчеты или договор?

Право собственников, которое закреплено вступившим в силу Федеральным законом № 59, вызвало оживленную дискуссию. И это понятно, ведь речь идет о платежах за водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электроэнергию. Руководителей УК главным образом интересовало – нужно ли проводить общие собрания собственников для легализации уже фактически сложившихся прямых расчетов с ПАО «ТГК-2». Мнение ГЖИ в этом вопросе однозначно – если юридически оформленного решения собственников нет, значит, прямого договора не существует.

– Скорее всего, речь идет об агентских договорах, которые не имеют отношения к прямым договорам, их нужно оформлять. Решение об этом должно быть зафиксировано в протоколе общего собрания собственников. При этом с каждым гражданином заключать договор не требуется, – отмечает Наталья Силуянова.

Таким образом, в ближайшее время в домах необходимо проводить собрания собственников, что потребует от управляющих организаций отвлечения ресурсов. Несомненно, дело это хлопотное и не всегда приводит к нужному результату. На это Наталья Силуянова пояснила, что в Минстрое вообще хотят обязать проводить собрания раз в квартал, чтобы в оперативном порядке решать вопросы управления домами и отчитываться перед жильцами.

Новый закон о прямых договорах фактически перечеркивает будущее единых расчетных центров. Если квитанции будут приходить напрямую от «Водоканала» или генерирующей компании, то непонятен смысл дальнейшей работы расчетных организаций, которые создавали управляющие компании. Будут ли ресурсники пользоваться их услугами – пока непонятно. Ясно одно – переход на новую систему расчетов выгоден в случае, если домом управляет недобросовестная компания. В выигрыше и ТСЖ: в случае прямых договоров им уже не придется гасить долги за нерадивых жильцов.

Обязанности те же

При заключении прямых договоров УК и жилищные объединения по-прежнему обязаны контролировать качество предоставления коммунальных услуг, обеспечивать исправность инженерных систем, принимать жалобы граждан и обеспечивать взаимодействие с РСО.

В случае снижения качества поставляемых ресурсов жильцам необходимо сначала обращаться в управляющую компанию и лишь только потом к поставщику или в жилищную инспекцию.

– Вопросы низкого качества поставляемых ресурсов могут быть связаны с неисправностью внутридомовых сетей – они остаются зоной ответственности управляющей компании, – сказала Наталья Силуянова.

Время на ответ сокращено

С апреля в жилищном законодательстве действуют и другие нормы, меняющие работу жилищных компаний. Соответствующие изменения внесены в Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, в которых появился новый раздел – «Порядок раскрытия информации управляющей организацией, товариществом или кооперативом».

Для управляющих компаний установлено обязательное размещение информации на вывесках у входа в офис УК и на информационных стендах в помещении компании, на досках объявлений в подъездах или в пределах земельного участка, на котором расположен дом, а также в ГИС ЖКХ dom.gosuslugi.ru. Для ТСЖ и кооперативов – на досках объявлений в подъездах или в пределах земельного участка, на котором расположен дом, а также в ГИС ЖКХ.

Обязательны к размещению не только телефоны аварийно-диспетчерской службы, но и уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, уведомления о предстоящих работах, проверках оборудования, восстановительных работах, иных мероприятиях, которые могут повлечь неудобство для собственников, с указанием времени их проведения.

В офисе УК на стенде должна появиться информационная памятка, содержащая сведения о составе ежемесячной платы за жилое помещение и коммунальные услуги; контактные телефоны лиц, ответственных за начисление платы; образцы заполнения заявок, жалоб и иных обращений граждан и организаций; перечень предлагаемых управляющей организацией работ и услуг.

Важные изменения коснулись и сроков ответов на запросы граждан. Напомним, ранее на обращения граждан УК имела право отвечать в течение 30 дней. Теперь это время значительно сократилось.

Например, срок не позднее трех рабочих дней установлен для предоставления сведений о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, копии акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме, копии акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ.

Получить ответ на запрос иной информации гражданин может в сроки, которые предусмотрены соответствующими нормативными правовыми актами. Так, статьей 45 Жилищного кодекса установлен пятидневный срок предоставления реестра собственников инициатору проведения общего собрания, и именно в этот срок УК и ТСЖ обязаны предоставить реестр по письменному запросу.

На запросы по иным вопросам дается время на ответ не более 10 рабочих дней.

Ответ на индивидуальный либо коллективный запрос лиц, не являющихся собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме, направляется заявителю в течение 30 календарных дней со дня регистрации запроса.

Плату – обосновать

Изменился и порядок определения платы за содержание жилого помещения. В новой редакции изложен п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Теперь управляющая организация обязана представить собственникам помещений предложение о размере платы за содержание не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания посредством размещения такого предложения на досках объявлений во всех подъездах дома или в пределах земельного участка, на котором расположен дом.

В предложении управляющей организации должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения. В случае если предлагаемый размер платы превышает установленный органом местного самоуправления

(в домах, где способ управления домом не выбран), необходимо разместить детализацию расчетов с указанием годовой стоимости каждого вида работ и услуг и периодичность их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

В Госжилинспекции Архангельской области напоминают: все перечисленные требования являются лицензионными для управляющих компаний. Их несоблюдение ведет к штрафным санкциям.

В тему

Минстрой ответил на вопросы

Ввиду значительного числа вопросов, поступающих в Минстрой России от органов государственной власти субъектов РФ, ведомство подготовило разъяснения в связи с принятием 3 апреля 2018 года Федерального закона № 59-ФЗ. Соответствующее письмо от 4 мая 2018 года направлено в регионы.

В частности, ведомство полагает, что в случае одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации (РСО) от договора ресурсоснабжения с управляющей организацией решения общего собрания собственников не требуется. После заключения собственниками прямого договора соответствующие изменения должны быть внесены в договор управления многоквартирным домом.

Переход на прямой договор предусматривает, что обязанность по передаче показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета закрепляется за лицом, осуществляющим управление домом. Плата за содержание общего имущества и ее составная часть – плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества, должны выставляться управляющей организацией или ТСЖ.

Минстрой разъяснил вопрос, как разграничиваются обязанности РСО и УК в случае заключения прямого договора при предоставлении некачественных коммунальных услуг? По мнению федерального ведомства, управляющая организация, ТСЖ выступают «единым окном» для приема жалоб потребителей на нарушения качества услуг и обязаны отвечать за надлежащее содержание внутридомовых инженерных коммуникаций, тогда как ресурсоснабжающая организация отвечает за качество коммунальных услуг, предоставляемых до границы внутридомовых инженерных систем. Выставление двойных счетов за коммунальные ресурсы после заключения прямого договора может расцениваться как нарушение лицензионных требований управляющей организацией.

Напомним, закон о переходе на прямые договоры был подписан президентом 4 апреля 2018 года. Первые дома могут перейти на новую систему взаимоотношений уже в середине мая – решение принимается большинством голосов на общем собрании собственников, о котором необходимо уведомить управляющую компанию (УК). В случае если компания уже имеет просроченную задолженность перед поставщиками за тепло, воду или электроэнергию, РСО может самостоятельно перевести дом на прямой договор. Однако задолженность должна быть признана самой управляющей организацией или подтверждена решением суда.

– Если до суда долг не погашен, впоследствии вернуться к прежней системе расчетов будет невозможно. В любом случае, если после получения уведомления компания продолжает выставлять счета собственникам за коммунальные ресурсы, это не только административная ответственность, но и уголовно наказуемое деяние, – объяснила и. о. руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области Наталья Силуянова.

В преддверии вступления закона в силу она провела совещание с управляющими организациями Поморья, на котором обсуждались вопросы реализации новой системы с участием представителей муниципальных образований.

Прямые расчеты или договор?

Право собственников, которое закреплено вступившим в силу Федеральным законом № 59, вызвало оживленную дискуссию. И это понятно, ведь речь идет о платежах за водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электроэнергию. Руководителей УК главным образом интересовало – нужно ли проводить общие собрания собственников для легализации уже фактически сложившихся прямых расчетов с ПАО «ТГК-2». Мнение ГЖИ в этом вопросе однозначно – если юридически оформленного решения собственников нет, значит, прямого договора не существует.

– Скорее всего, речь идет об агентских договорах, которые не имеют отношения к прямым договорам, их нужно оформлять. Решение об этом должно быть зафиксировано в протоколе общего собрания собственников. При этом с каждым гражданином заключать договор не требуется, – отмечает Наталья Силуянова.

Таким образом, в ближайшее время в домах необходимо проводить собрания собственников, что потребует от управляющих организаций отвлечения ресурсов. Несомненно, дело это хлопотное и не всегда приводит к нужному результату. На это Наталья Силуянова пояснила, что в Минстрое вообще хотят обязать проводить собрания раз в квартал, чтобы в оперативном порядке решать вопросы управления домами и отчитываться перед жильцами.

Новый закон о прямых договорах фактически перечеркивает будущее единых расчетных центров. Если квитанции будут приходить напрямую от «Водоканала» или генерирующей компании, то непонятен смысл дальнейшей работы расчетных организаций, которые создавали управляющие компании. Будут ли ресурсники пользоваться их услугами – пока непонятно. Ясно одно – переход на новую систему расчетов выгоден в случае, если домом управляет недобросовестная компания. В выигрыше и ТСЖ: в случае прямых договоров им уже не придется гасить долги за нерадивых жильцов.

Обязанности те же

При заключении прямых договоров УК и жилищные объединения по-прежнему обязаны контролировать качество предоставления коммунальных услуг, обеспечивать исправность инженерных систем, принимать жалобы граждан и обеспечивать взаимодействие с РСО.

В случае снижения качества поставляемых ресурсов жильцам необходимо сначала обращаться в управляющую компанию и лишь только потом к поставщику или в жилищную инспекцию.

– Вопросы низкого качества поставляемых ресурсов могут быть связаны с неисправностью внутридомовых сетей – они остаются зоной ответственности управляющей компании, – сказала Наталья Силуянова.

Время на ответ сокращено

С апреля в жилищном законодательстве действуют и другие нормы, меняющие работу жилищных компаний. Соответствующие изменения внесены в Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, в которых появился новый раздел – «Порядок раскрытия информации управляющей организацией, товариществом или кооперативом».

Для управляющих компаний установлено обязательное размещение информации на вывесках у входа в офис УК и на информационных стендах в помещении компании, на досках объявлений в подъездах или в пределах земельного участка, на котором расположен дом, а также в ГИС ЖКХ dom.gosuslugi.ru. Для ТСЖ и кооперативов – на досках объявлений в подъездах или в пределах земельного участка, на котором расположен дом, а также в ГИС ЖКХ.

Обязательны к размещению не только телефоны аварийно-диспетчерской службы, но и уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, уведомления о предстоящих работах, проверках оборудования, восстановительных работах, иных мероприятиях, которые могут повлечь неудобство для собственников, с указанием времени их проведения.

В офисе УК на стенде должна появиться информационная памятка, содержащая сведения о составе ежемесячной платы за жилое помещение и коммунальные услуги; контактные телефоны лиц, ответственных за начисление платы; образцы заполнения заявок, жалоб и иных обращений граждан и организаций; перечень предлагаемых управляющей организацией работ и услуг.

Важные изменения коснулись и сроков ответов на запросы граждан. Напомним, ранее на обращения граждан УК имела право отвечать в течение 30 дней. Теперь это время значительно сократилось.

Например, срок не позднее трех рабочих дней установлен для предоставления сведений о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, копии акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме, копии акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ.

Получить ответ на запрос иной информации гражданин может в сроки, которые предусмотрены соответствующими нормативными правовыми актами. Так, статьей 45 Жилищного кодекса установлен пятидневный срок предоставления реестра собственников инициатору проведения общего собрания, и именно в этот срок УК и ТСЖ обязаны предоставить реестр по письменному запросу.

На запросы по иным вопросам дается время на ответ не более 10 рабочих дней.

Ответ на индивидуальный либо коллективный запрос лиц, не являющихся собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме, направляется заявителю в течение 30 календарных дней со дня регистрации запроса.

Плату – обосновать

Изменился и порядок определения платы за содержание жилого помещения. В новой редакции изложен п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Теперь управляющая организация обязана представить собственникам помещений предложение о размере платы за содержание не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания посредством размещения такого предложения на досках объявлений во всех подъездах дома или в пределах земельного участка, на котором расположен дом.

В предложении управляющей организации должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения. В случае если предлагаемый размер платы превышает установленный органом местного самоуправления

(в домах, где способ управления домом не выбран), необходимо разместить детализацию расчетов с указанием годовой стоимости каждого вида работ и услуг и периодичность их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

В Госжилинспекции Архангельской области напоминают: все перечисленные требования являются лицензионными для управляющих компаний. Их несоблюдение ведет к штрафным санкциям.

В тему

Минстрой ответил на вопросы

Ввиду значительного числа вопросов, поступающих в Минстрой России от органов государственной власти субъектов РФ, ведомство подготовило разъяснения в связи с принятием 3 апреля 2018 года Федерального закона № 59-ФЗ. Соответствующее письмо от 4 мая 2018 года направлено в регионы.

В частности, ведомство полагает, что в случае одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации (РСО) от договора ресурсоснабжения с управляющей организацией решения общего собрания собственников не требуется. После заключения собственниками прямого договора соответствующие изменения должны быть внесены в договор управления многоквартирным домом.

Переход на прямой договор предусматривает, что обязанность по передаче показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета закрепляется за лицом, осуществляющим управление домом. Плата за содержание общего имущества и ее составная часть – плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на содержание общего имущества, должны выставляться управляющей организацией или ТСЖ.

Минстрой разъяснил вопрос, как разграничиваются обязанности РСО и УК в случае заключения прямого договора при предоставлении некачественных коммунальных услуг? По мнению федерального ведомства, управляющая организация, ТСЖ выступают «единым окном» для приема жалоб потребителей на нарушения качества услуг и обязаны отвечать за надлежащее содержание внутридомовых инженерных коммуникаций, тогда как ресурсоснабжающая организация отвечает за качество коммунальных услуг, предоставляемых до границы внутридомовых инженерных систем. Выставление двойных счетов за коммунальные ресурсы после заключения прямого договора может расцениваться как нарушение лицензионных требований управляющей организацией.

Поделиться
27041