8 декабря 2018

Кольцо Кончиты

В молодежном театре в рамках режиссерской лаборатории «Голоса из прошлого» известный драматург Сергей Коковкин прочел новую пьесу «Шквал» – о легендарном адмирале Павле Нахимове – герое обороны Севастополя, для которого Архангельск был, наверное, болью всей его жизни.

Скелет корабля

В театре Панова поставлены уже три спектакля Сергея Борисовича, посвященные истории Русского Севера, – «Раненый зверь», «Россия молодая» и «Страстотерпцы».

Эту он писал два года, и читки на четыре часа, но сжалился над нами и уложился в два с полтиной. Оказывается, Коковкин родня по отцовской линии знаменитого флотоводца, но и сам знает о Нахимове не так уж много. Павел Степанович был довольно закрытым человеком, а в советское время о нем была сочинена масса фальшивок, потому, как признался автор, пьеса больше основана на родовых преданиях, чем на реальных фактах. Хотя, как ни парадоксально, все в этой фантасмагории – правда.

«Скелет корабля – это все, что осталось, а сверху – океан, шквал истории» – так начинается пьеса.

Сюжет строится в излюбленной манере драматурга – ретроспективе и реконструкции событий, когда герой пытается дать оценку своей жизни, беседуя и споря с кем-то, кто имеет влияние на его судьбу. В «Страстотерпцах» у Иоанна было его альтер эго. А у Нахимова, мечущегося в бреду в какой-то гамбургской клинике, сам апостол Павел. Тезка, который его хранил, но и строго спрашивал и гибель накануне именин в Севастополе предрек.

Не для меня…

Всплывают города, люди, корабли и моря… Соломбала, куда молодой лейтенант прибыл в команду Михаила Лазарева и готовил к военным действиям спущенный здесь на воду «Азов», его сослуживцы и друзья – будущие декабристы, кругосветка длиною в три года, Мальта, бередящая душу вина за смерть матроса Егора… Санкт-Петербург и принципиальный отказ от участия в декабрьском восстании («Я готов биться с реальным врагом, а свою родину бичевать не буду»), Сан-Франциско и та самая Кончита, что все еще ждет своего графа Резанова, пивная в Портсмуте, где у него похищают кольцо, которое верная Кончита передала русскому офицеру для его возлюбленной. И еще шторма и битвы – Наварин, Синоп, Малахов курган, где любимца матросов нашла пуля…

В финале зазвучит знаменитая песня «Не для меня» – это вовсе не народная казачья, как думают многие, а авторская: стихи офицера Молчанова, служившего на нахимовской «Силистрии», в первоисточнике – «не для меня Буг разольется».

Сергей Борисович читал в какие-то моменты тихо и с лирическими нотами в голосе, где-то страстно – с криком – и снова понижал тон, чтобы рассказать о тех, кого любил Павел и кто любил его…

Ой, скажут знатоки истории флота и сошлются на Тарле, который утверждал: «За недосугом и за слишком большой поглощенностью морскими интересами он забыл влюбиться, забыл жениться, забыл часть себя, посвятив важному делу. Он был фанатиком морского дела».

Двина глазами адмирала

Ан нет – влюблен Павел был и очень сильно. В соломбалку – падчерицу капитана порта Натали, да отказала та ему, разбив сердце, считая виновным в аресте за лихоимство отца. А ведь он для нее берег то кольцо. Не потому ли иногда казалось, что ищет храбрец смерти в жестоких морских сражениях? Что слишком неистов на службе? Впрочем, утверждает Коковкин, и Павла любила некая англичанка Эмми, с которой он тоже познакомился в Архангельске. Но наши страны враждовали, ее брат адмирал Кодрингтон потом осаждал Севастополь… Вот такая история об отважном герое и мятущейся душе, влюбленной в паруса – символ русского флота – и в красивую девушку из Архангельска. Сергей Коковкин признался, что смотрел в этот день на Двину его глазами.

«Шквал» будет скоро поставлен в молодежном театре.

– Это уже второй после «Страстотерпцев» пример сотрудничества Сергея Коковкина, Виктора Панова и фонда «Император», – заметил секретарь фонда Владимир Станулевич. – Надеюсь, будет и третий. Я передал Сергею Борисовичу книгу краеведа Антонины Гагариной «Деревня Тулгас. 1918–1920 гг.», где описаны реальные события из истории Гражданской войны на Севере.

Скелет корабля

В театре Панова поставлены уже три спектакля Сергея Борисовича, посвященные истории Русского Севера, – «Раненый зверь», «Россия молодая» и «Страстотерпцы».

Эту он писал два года, и читки на четыре часа, но сжалился над нами и уложился в два с полтиной. Оказывается, Коковкин родня по отцовской линии знаменитого флотоводца, но и сам знает о Нахимове не так уж много. Павел Степанович был довольно закрытым человеком, а в советское время о нем была сочинена масса фальшивок, потому, как признался автор, пьеса больше основана на родовых преданиях, чем на реальных фактах. Хотя, как ни парадоксально, все в этой фантасмагории – правда.

«Скелет корабля – это все, что осталось, а сверху – океан, шквал истории» – так начинается пьеса.

Сюжет строится в излюбленной манере драматурга – ретроспективе и реконструкции событий, когда герой пытается дать оценку своей жизни, беседуя и споря с кем-то, кто имеет влияние на его судьбу. В «Страстотерпцах» у Иоанна было его альтер эго. А у Нахимова, мечущегося в бреду в какой-то гамбургской клинике, сам апостол Павел. Тезка, который его хранил, но и строго спрашивал и гибель накануне именин в Севастополе предрек.

Не для меня…

Всплывают города, люди, корабли и моря… Соломбала, куда молодой лейтенант прибыл в команду Михаила Лазарева и готовил к военным действиям спущенный здесь на воду «Азов», его сослуживцы и друзья – будущие декабристы, кругосветка длиною в три года, Мальта, бередящая душу вина за смерть матроса Егора… Санкт-Петербург и принципиальный отказ от участия в декабрьском восстании («Я готов биться с реальным врагом, а свою родину бичевать не буду»), Сан-Франциско и та самая Кончита, что все еще ждет своего графа Резанова, пивная в Портсмуте, где у него похищают кольцо, которое верная Кончита передала русскому офицеру для его возлюбленной. И еще шторма и битвы – Наварин, Синоп, Малахов курган, где любимца матросов нашла пуля…

В финале зазвучит знаменитая песня «Не для меня» – это вовсе не народная казачья, как думают многие, а авторская: стихи офицера Молчанова, служившего на нахимовской «Силистрии», в первоисточнике – «не для меня Буг разольется».

Сергей Борисович читал в какие-то моменты тихо и с лирическими нотами в голосе, где-то страстно – с криком – и снова понижал тон, чтобы рассказать о тех, кого любил Павел и кто любил его…

Ой, скажут знатоки истории флота и сошлются на Тарле, который утверждал: «За недосугом и за слишком большой поглощенностью морскими интересами он забыл влюбиться, забыл жениться, забыл часть себя, посвятив важному делу. Он был фанатиком морского дела».

Двина глазами адмирала

Ан нет – влюблен Павел был и очень сильно. В соломбалку – падчерицу капитана порта Натали, да отказала та ему, разбив сердце, считая виновным в аресте за лихоимство отца. А ведь он для нее берег то кольцо. Не потому ли иногда казалось, что ищет храбрец смерти в жестоких морских сражениях? Что слишком неистов на службе? Впрочем, утверждает Коковкин, и Павла любила некая англичанка Эмми, с которой он тоже познакомился в Архангельске. Но наши страны враждовали, ее брат адмирал Кодрингтон потом осаждал Севастополь… Вот такая история об отважном герое и мятущейся душе, влюбленной в паруса – символ русского флота – и в красивую девушку из Архангельска. Сергей Коковкин признался, что смотрел в этот день на Двину его глазами.

«Шквал» будет скоро поставлен в молодежном театре.

– Это уже второй после «Страстотерпцев» пример сотрудничества Сергея Коковкина, Виктора Панова и фонда «Император», – заметил секретарь фонда Владимир Станулевич. – Надеюсь, будет и третий. Я передал Сергею Борисовичу книгу краеведа Антонины Гагариной «Деревня Тулгас. 1918–1920 гг.», где описаны реальные события из истории Гражданской войны на Севере.

Поделиться
29864