13 июня 2017

Коллектив быстрого захвата зрителя. Надежда Бабкина – о своем ансамбле и струнах души

Яркая, неукротимая, неистовая. Влюбленная в свое дело и в русскую песню. Она не играет на публику, искренняя и в то же время дерзкая. Такой мы увидели Надежду Бабкину – народную артистку России, Чеченской Республики и Карелии, художественного руководителя ансамбля «Русская песня» и Московского Государственного центра «Русская песня». Встреча прошла в рамках празднования 100-летия Нины Мешко.

Чьей страны уроженцы

– Ансамбль был создан в 1975-м, когда я еще училась в Гнесинке. Надо сказать, нам тогда шикарно жилось и работалось. Выезжали в фольклорные экспедиции за песнями, из которых формировали репертуар, всегда знали, что получим поддержку. Сегодня творческим государственным коллективам приходится карабкаться самим. И я, как депутат, бьюсь, чтобы Госдума приняла закон о сохранении нематериального наследия России. Ведь мы не должны отказываться от своей истории, наших духовных ценностей, важно сохранить мощный духовный потенциал нации. Тем более сейчас, когда происходит отчуждение людей друг от друга, когда из нас делают потребителей. А русская земля всегда славилась добротой, где любого приветят, накормят. Помню, как в студенческие годы мы бывали на Севере, добирались в самые глухие места по бездорожью. Нас встречали бабушки, угощали пирогами – с брусникой, клюквой. А у них невероятно красивые лица, кожа гладкая, щечки розовые. И эта красота шла изнутри. Она есть у каждого из нас, но надо ее разбудить. Вот мы песней и трогаем эти заветные струны души. Чтобы люди помнили, чьей страны они уроженцы. Думаю, что сегодня смотрит Нина Константиновна на своих учеников, радуется и думает: какие они молодцы!

Взялся – держись!

– Мешко много вкладывала в своих учеников, требовательная была, жесткая. Критиковала сильно: я же крепкий орешек, да еще с низким голосом. Но Нина Константиновна знала, что делала, ей нужен был качественный продукт, результат. И не было бы этих тумаков, критики – не было бы и меня! За мной идет такой шлейф – Бабкина все неправильно делает, однако те, кто впереди меня гарцевал, давно исчезли с горизонта. Меня папа учил: сомневаешься – не берись, а взялся – до конца держись. Коллективу уже 40 лет– это что-то значит! У нас не было ни одного провала! Мы взяли высокую планку, и нельзя делать хуже. Конечно, в 1976-м, когда в Сочи на Всероссийском конкурсе советской песни мы заявили о себе – заняли третье место, о том, что ансамбль проживет четыре десятка лет, даже не мечтала. Выступали с акапельной песней под валдайские колокольчики «Завивайся, березка», а нашими конкурентами были «Самоцветы», Лещенко, Пугачева… Сегодня со мной – девятый состав. Мы все из одной школы – гнесинской, разговариваем на одном языке.

Непохожие

– Я изначально хотела сделать коллектив, непохожий на другие, а тогда и было всего два – «Карагод» и ансамбль Покровского. Мы экспериментировали. Подбирала певцов тщательно, мне нужны не мощные голоса, не сила звука, а сочетание тембров, чтобы они вливались в общий мотив, чтобы вибрация шла, от которой волосики на руках шевелятся, мурашки бегают. Вначале были одни девушки, потом пригласили парней – бас-профундо, баритон, тоже красивые тембры, которые обогащают, дают глубину песне… Позже балет появился – как продолжение звука, танец растягивает его, дает нам вытянуть номер. Считаю, любое фольклорное произведение, привезенное из экспедиции, мало расшифровать и спеть. Зачем гундосить? Сейчас время другое, динамика должна быть. Поэтому мы оставляем текст, мелодию, но обязательно добавляем свое, чтобы опять же происходила лирическая вибрация. Лопатим не только фольклор, но и то, что композиторы приносят. Они потом восхищаются, какое у них красивое произведение получилось. Не у них – у нас!

Концерт нон-стоп

– Всегда чувствую дух времени, но иду не на поводу у зрителя, а пытаюсь понять, что ему сейчас нужно. Для нас важна лирика, душевность, что-то такое сакраментально-важное. Чтобы задевали те самые струны у человека. Вот слушаешь иного – ноты выдает, а души нет, теплоты нет. И нет захвата аудитории. А «Русская песня» – это коллектив быстрого захвата, мы умеем ориентироваться на местности. Концертные программы идут в режиме нон-стоп, без объявлений – кто поет и что. Нужно схватить зрителя с самого начала и не отпускать до финала, тогда успех. Но это труд, надо постоянно работать, уходить от примитивизма. Что надо делать, чтобы привлечь к народному искусству? У нас есть детская студия «Наследие». Мы не делаем отбора, если ребенок хочет – принимаем. Однако нет цели подготовить профессионала, главное – развить творческий потенциал, который проявится обязательно и где угодно. А самое важное, повторяю это много раз, – они будут помнить, какой земли уроженцы.

Шесть народных

– Кроме того, у нас молодежная группа «XXI век», фолк-рок-проект «После 11», Театр народной песни, девичий ансамбль «Славяне»… В театре на 1000 мест все площади заняты. Подписаны творческие договоры с регионами России, которые на нашей сцене демонстрируют свое искусство. Привлекаем драматических режиссеров – они делают постановки с народными песнями. Например, «Ночь перед Рождеством» с участием Глеба Матвейчука, Федора Добронравова, Петра Астахова… Спектакль востребован и зимой и летом. Или «Бабий бунт» по Шолохову с Николаем Добрыниным, Сергеем Колесниковым. Хотим сделать целый репертуар с такими постановками – не менее десяти. Это новое направление в фольклорной деятельности. Еще о двух проектах хочу рассказать. Готовим «Яму» по Куприну. О том, как обесценивается человек в безнравственном обществе. Здесь будет городской фольклор, много горьких песен. А в проекте «Россия, слово о тебе» занято шесть народных артистов – Людмила Чурсина, Ирина Мирошниченко, Ольга Волкова, Игорь Скляр, Дмитрий Харатьян, Андрей Дементьев. Звучат Рахманинов, проза Толстого и Чехова, стихи Есенина. Уже вывозили спектакль в Сибирь. Огромный успех.

КОММЕНТАРИЙ

Екатерина Прокопьева, заместитель председателя правительства Архангельской области:
– На концерте, посвященном памяти Нины Мешко, звучали в исполнении Северного хора и ансамбля Надежды Бабкиной очень разные песни, но такие родные, такие любимые… Народная песня, как родник, питает души, в ней мощь и сила нашего народа. И от всей души хочу подарить Надежде Георгиевне шаль. Ее вязали наши мастерицы, вплетая в узор всю красоту Русского Севера. Спасибо вам, добра, здоровья и процветания!

Чьей страны уроженцы

– Ансамбль был создан в 1975-м, когда я еще училась в Гнесинке. Надо сказать, нам тогда шикарно жилось и работалось. Выезжали в фольклорные экспедиции за песнями, из которых формировали репертуар, всегда знали, что получим поддержку. Сегодня творческим государственным коллективам приходится карабкаться самим. И я, как депутат, бьюсь, чтобы Госдума приняла закон о сохранении нематериального наследия России.

Ведь мы не должны отказываться от своей истории, наших духовных ценностей, важно сохранить мощный духовный потенциал нации. Тем более сейчас, когда происходит отчуждение людей друг от друга, когда из нас делают потребителей.

А русская земля всегда славилась добротой, где любого приветят, накормят. Помню, как в студенческие годы мы бывали на Севере, добирались в самые глухие места по бездорожью. Нас встречали бабушки, угощали пирогами – с брусникой, клюквой. А у них невероятно красивые лица, кожа гладкая, щечки розовые. И эта красота шла изнутри. Она есть у каждого из нас, но надо ее разбудить.

Вот мы песней и трогаем эти заветные струны души. Чтобы люди помнили, чьей страны они уроженцы. Думаю, что сегодня смотрит Нина Константиновна на своих учеников, радуется и думает: какие они молодцы!

Взялся – держись!

– Мешко много вкладывала в своих учеников, требовательная была, жесткая. Критиковала сильно: я же крепкий орешек, да еще с низким голосом. Но Нина Константиновна знала, что делала, ей нужен был качественный продукт, результат. И не было бы этих тумаков, критики – не было бы и меня!

За мной идет такой шлейф – Бабкина все неправильно делает, однако те, кто впереди меня гарцевал, давно исчезли с горизонта. Меня папа учил: сомневаешься – не берись, а взялся – до конца держись. Коллективу уже 40 лет– это что-то значит! У нас не было ни одного провала! Мы взяли высокую планку, и нельзя делать хуже.

Конечно, в 1976-м, когда в Сочи на Всероссийском конкурсе советской песни мы заявили о себе – заняли третье место, о том, что ансамбль проживет четыре десятка лет, даже не мечтала. Выступали с акапельной песней под валдайские колокольчики «Завивайся, березка», а нашими конкурентами были «Самоцветы», Лещенко, Пугачева…

Сегодня со мной – девятый состав. Мы все из одной школы – гнесинской, разговариваем на одном языке.

Непохожие

– Я изначально хотела сделать коллектив, непохожий на другие, а тогда и было всего два – «Карагод» и ансамбль Покровского. Мы экспериментировали. Подбирала певцов тщательно, мне нужны не мощные голоса, не сила звука, а сочетание тембров, чтобы они вливались в общий мотив, чтобы вибрация шла, от которой волосики на руках шевелятся, мурашки бегают. Вначале были одни девушки, потом пригласили парней – бас-профундо, баритон, тоже красивые тембры, которые обогащают, дают глубину песне… Позже балет появился – как продолжение звука, танец растягивает его, дает нам вытянуть номер.

Считаю, любое фольклорное произведение, привезенное из экспедиции, мало расшифровать и спеть. Зачем гундосить? Сейчас время другое, динамика должна быть. Поэтому мы оставляем текст, мелодию, но обязательно добавляем свое, чтобы опять же происходила лирическая вибрация. Лопатим не только фольклор, но и то, что композиторы приносят. Они потом восхищаются, какое у них красивое произведение получилось. Не у них – у нас!

Концерт нон-стоп

– Всегда чувствую дух времени, но иду не на поводу у зрителя, а пытаюсь понять, что ему сейчас нужно. Для нас важна лирика, душевность, что-то такое сакраментально-важное. Чтобы задевали те самые струны у человека. Вот слушаешь иного – ноты выдает, а души нет, теплоты нет. И нет захвата аудитории. А «Русская песня» – это коллектив быстрого захвата, мы умеем ориентироваться на местности. Концертные программы идут в режиме нон-стоп, без объявлений – кто поет и что. Нужно схватить зрителя с самого начала и не отпускать до финала, тогда успех. Но это труд, надо постоянно работать, уходить от примитивизма.

Что надо делать, чтобы привлечь к народному искусству? У нас есть детская студия «Наследие». Мы не делаем отбора, если ребенок хочет – принимаем. Однако нет цели подготовить профессионала, главное – развить творческий потенциал, который проявится обязательно и где угодно. А самое важное, повторяю это много раз, – они будут помнить, какой земли уроженцы.

Шесть народных

– Кроме того, у нас молодежная группа «XXI век», фолк-рок-проект «После 11», Театр народной песни, девичий ансамбль «Славяне»… В театре на 1000 мест все площади заняты. Подписаны творческие договоры с регионами России, которые на нашей сцене демонстрируют свое искусство. Привлекаем драматических режиссеров – они делают постановки с народными песнями. Например, «Ночь перед Рождеством» с участием Глеба Матвейчука, Федора Добронравова, Петра Астахова… Спектакль востребован и зимой и летом. Или «Бабий бунт» по Шолохову с Николаем Добрыниным, Сергеем Колесниковым. Хотим сделать целый репертуар с такими постановками – не менее десяти. Это новое направление в фольклорной деятельности.

Еще о двух проектах хочу рассказать. Готовим «Яму» по Куприну. О том, как обесценивается человек в безнравственном обществе. Здесь будет городской фольклор, много горьких песен. А в проекте «Россия, слово о тебе» занято шесть народных артистов – Людмила Чурсина, Ирина Мирошниченко, Ольга Волкова, Игорь Скляр, Дмитрий Харатьян, Андрей Дементьев. Звучат Рахманинов, проза Толстого и Чехова, стихи Есенина. Уже вывозили спектакль в Сибирь. Огромный успех.

КОММЕНТАРИЙ

Екатерина Прокопьева, заместитель председателя правительства Архангельской области:

– На концерте, посвященном памяти Нины Мешко, звучали в исполнении Северного хора и ансамбля Надежды Бабкиной очень разные песни, но такие родные, такие любимые… Народная песня, как родник, питает души, в ней мощь и сила нашего народа. И от всей души хочу подарить Надежде Георгиевне шаль. Ее вязали наши мастерицы, вплетая в узор всю красоту Русского Севера. Спасибо вам, добра, здоровья и процветания!

Поделиться
22053