14 апреля 2016

Хороший глава должен быть стратегом

Светлана Смирнова

Год назад в Архангельской области началась реформа местного самоуправления – изменился порядок формирования муниципальной власти. Главу муниципалитета по представлению конкурсных комиссий теперь избирают депутаты местных Собраний и Советов. Напомним, что в соответствии с федеральным и областным законами изменения коснулись всех уровней муниципальной власти.

Подведем итог: с марта 2015 года по март 2016-го власть сформирована по-новому в Архангельске, Коряжме, Новодвинске, в четырех районах и 16 поселениях. Как отметил губернатор Игорь Орлов, за год новая система власти доказала свою состоятельность и эффективность.

Суть нововведений, поясняет заместитель директора департамента по местному самоуправлению администрации губернатора и правительства Архангельской области Алексей Хоробров, в повышении профессионализма и ответственности местной власти.

– Не секрет, что раньше главой района или поселения мог стать случайный человек. Прикрываясь народным избранием, такой «руководитель» умудрялся парализовать работу муниципалитета на несколько лет: замалчивал проблемы, не привлекал ресурсы на развитие, а иногда и просто не ходил на работу… В конечном итоге страдали люди.

Реформа местного самоуправления, как считает председатель комитета областного Собрания депутатов по региональной политике и вопросам местного самоуправления Александр Поликарпов, создает механизм защиты от непрофессионалов. Не случайно новый порядок формирования власти поддержали практически все главы муниципальных образований.

Напомним, что на главу МО сегодня возлагается управление хозяйством, финансами, имуществом, организация решения местных полномочий. Готов ли к этому кандидат – оценивают члены специально создаваемой конкурсной комиссии.

– В ее состав обязательно входят депутат областного Собрания и представители общественности. Это решение было принято по инициативе губернатора Игоря Орлова после публичного обсуждения реформы местного самоуправления, оно закреплено областным законом, – поясняет Алексей Хоробров. – Более того, при организации конкурсов на должности сельских глав мы рекомендуем местным властям придерживаться такого же подхода: это делает процедуру более открытой.

На суд комиссии кандидаты представляют также программы развития территорий: хороший глава должен быть стратегом. Очень часто программа свидетельствует об уровне подготовки кандидата: есть, к примеру, написанные на одном листочке… Одним словом, комиссия – это сито, через которое уже год проходят все претенденты во власть.

– Конкурс ни в коем случае не должен быть формальностью – будущие главы обязаны доказать профессиональную состоятельность, грамотность, понимание сути проблем, защитить свои планы развития территории, – считает Алексей Хоробров.

Есть еще один большой плюс нововведений: они усиливают взаимную ответственность глав и депутатов муниципалитета. Ведь задача перед ними стоит общая – улучшить качество жизни людей.

Комментарии

Оценку итогам дадут горожане

Игорь Годзиш, глава Архангельска:

– Я как градоначальник считаю, что депутаты в этой ситуации представляют взгляды избирателей и должны быть заинтересованы, чтобы жизнь в городе стала лучше. А моя задача – абсолютно такая же, поэтому каких-то разногласий быть просто не может. Конечно, понадобилось время на притирку, но сегодня у администрации Архангельска с городской Думой выстроен конструктивный диалог, который дает свои результаты в рамках комиссии гордумы, сессии и рабочей группы. Скоро начнется бюджетный процесс, в котором активное взаимодействие – определяющий фактор. Грубо говоря, мы вынесем на бумагу будущее города и оценим возможности с финансовой точки зрения.

Что касается самой реформы, я слышал разные мнения, но уверен, что конечная точка будет поставлена не политиками, и не чиновниками. Горожане оценят нашу работу, и, если народ заметит продвижение к лучшему, для нас это будет большим достижением.

Успех – в совместной работе

Сергей Андреев, глава Новодвинска:

andreev 661d4– Моя первоочередная задача на посту главы города – формирование команды, готовой эффективно работать на благо Новодвинска и горожан. Наш успех – в совместной работе администрации города, депутатов Городского Совета, лидеров городских общественных, политических и некоммерческих организаций, представителей бизнеса и активных новодвинцев.

Сейчас перед новодвинской властью стоит основная задача – выстроить взаимоотношения с городскими предприятиями и администрацией региона. Это два основных партнера Новодвинска. Крупные успешные предприятия в городе – гарант стабильности, а регион на 64 процента формирует бюджет Новодвинска.

Если говорить о перспективах Новодвинска, то первые серьезные шаги в городе уже сделаны. Сегодня особое значение приобретает разрабатываемый в инновационно-территориальном лесопромышленном кластере «ПоморИнноваЛес» в сотрудничестве с администрацией Новодвинска проект «Арендное жилье». Эти долгосрочные планы, реализация которых стала возможной в рамках муниципально-частного партнерства, выведут решение проблемы ветхого и аварийного жилья на новый уровень.

Второе направление в развитии Новодвинска связано с реализацией действующего в России алгоритма стратегического развития территорий. С 2018 года моногорода (к таковым относится и Новодвинск) смогут участвовать в программе по созданию территорий опережающего развития – зон с льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и рядом других привилегий.

Без корректировок не обойтись

Виктор Новожилов, председатель Архангельского областного Собрания депутатов:

novojilov 74f40– При подготовке реформы за предыдущие годы властями всех уровней проведена огромная работа. Реформа запущена – это главное. Нередко можно услышать критические отзывы о критериях и методах выбора глав муниципалитетов, но, поверьте, все то, что связано с выборами, – это лишь маленькая и далеко не основная часть масштабного проекта по реформированию системы местного самоуправления. Вполне возможно, что где-то не все удалось полностью предусмотреть, учесть все интересы, но, с другой стороны, я не помню ни одной масштабной реформы, которая прошла бы без корректировок.

Приведу небольшой пример: в начале года в Архангельск приезжали депутаты Астраханской областной Думы. Наших коллег интересовал опыт в поддержке территориального общественного самоуправления и в реформе местного самоуправления. У нас действительно есть чем поделиться с другими регионами.

Если говорить о новой схеме избрания главы муниципального образования, то можно с уверенностью сказать, что областной центр возглавил опытный, грамотный человек, который настроен на результат. Другое дело, что результаты в таких сложных отраслях, как государственное или муниципальное управление, можно ощутить далеко не сразу.

На уровне ответственности главы реформа никак не скажется. Повышается мера ответственности всей государственной системы управления, в связке с которой выступает глава муниципалитета. Раньше работал принцип «меня выбрал народ» и спросить особо было не с кого. Теперь за успехи или неудачи главы спрос и с исполнительной, и с законодательной власти. Система становится более эффективной.

Кандидатов немного, но они профессионалы

Юрий Сердюк, зампредседателя Архангельского областного Собрания депутатов:

serduk 4e5fa– За не столь длительное время внедрения реформы, закон уже претерпел изменения. Еще чуть больше года назад мы выбирали так называемого сити-менеджера. Так было в Мезенском и Онежском районах, где я являлся членом комиссии по отбору кандидатур на должность руководителя исполнительного органа власти. Сейчас же в Архангельске, Новодвинске, Коряжме и ряде других муниципальных районов кандидаты отбирались на должность главы муниципального образования, где он будет высшим должностным лицом и возглавит администрацию.

Модель начала жить, но внесенные изменения, на мой взгляд, делают ее более взвешенной. Единоначалие власти, которое существовало в России всегда, было и до реформы и после нее. Единственное изменение – это отсутствие прямых выборов, а избрание главы через представительный орган власти.

Конкурс для отбора кандидатур каждый раз проводится абсолютно открыто, сроки установлены, положение понятно и читаемо. Почему не так много человек участвует в конкурсе? Возможно, каждый реально взвешивает свои силы и возможности. Комиссии после прохождения конкурсных процедур уровень подготовки и профессионализма каждого кандидата становится предельно понятен. Затем это еще раз проверяется депутатским корпусом. И если они не довольны предлагаемой кандидатурой, всегда есть выбор отказаться и проголосовать против. Хотя, как правило, кандидатуры, отобранные комиссией, получают депутатское одобрение.

Получается, что в самом законе заложен отбор профессионала на конкретную должность. Ведь выборы раньше тоже по-разному проходили, и результат на них зависел от многих слагаемых – административной поддержки кандидата, финансовой составляющей, возможности привлекать бизнес. Здесь же на результат работает опыт и знания самого кандидата, отзывы о нем и, конечно же, объективка по его трудовой деятельности.

Вертикаль должна работать в унисон

Максим Корельский, депутат гордумы Архангельска:

korelsky 04027– Принять изменения в порядок формирования главы города с помощью нового механизма стало не правом, а обязанностью городских депутатов. Это не было нашим волеизъявлением, потому что изначально такое решение приняли областные депутаты, а мы уже должны были привести муниципальные правовые акты в соответствие с этой инициативой.

Что касается городских депутатов, мы говорили, что и в случае прямых выборов, и в ситуации с комиссией существуют и плюсы, и минусы.

Например, когда назначение главы города происходит через городскую комиссию, мы минуем большую и бурную избирательную кампанию, которая предполагает огромные финансовые затраты, и сразу выходим на управление городом. Получается, депутаты экономят время и деньги.

Второе, таким образом, мы точно формируем вертикаль власти от области до города. Об этом можно говорить однозначно, ведь раньше в случае выборов во власть мог прийти абсолютно любой человек. Кроме того, в случае с комиссией областные власти делегируют в нее до 50 процентов состава – это прописано в регламенте – а значит, несут ответственность за свой выбор, а после разделяют ее с муниципалитетом за решения, которые принимались от первого лица. Теперь невозможно переложить вину с города на область и наоборот. Все проблемы, так же как и успехи, – это совместные достижения и неудачи города и области. Это самый главный позитив. А значит, по всем вопросам будет общая позиция, исключающая разногласия. Вертикаль должна работать в унисон.

Что касается отчетности главы города перед депутатами. Да, по регламенту она есть, но конструктивная работа с мэром у нас была выстроена и до внедрения нового механизма. По моему мнению, конкретные результаты работы нового главы города, а значит, и механизма в целом мы увидим через два полных года работы Игоря Годзиша.

Хороший глава должен быть стратегом

Год назад в Архангельской области началась реформа местного самоуправления – изменился порядок формирования муниципальной власти. Главу муниципалитета по представлению конкурсных комиссий теперь избирают депутаты местных Собраний и Советов. Напомним, что в соответствии с федеральным и областным законами изменения коснулись всех уровней муниципальной власти.

Подведем итог: с марта 2015 года по март 2016-го власть сформирована по-новому в Архангельске, Коряжме, Новодвинске, в четырех районах и 16 поселениях. Как отметил губернатор Игорь Орлов, за год новая система власти доказала свою состоятельность и эффективность.

Суть нововведений, поясняет заместитель директора департамента по местному самоуправлению администрации губернатора и правительства Архангельской области Алексей Хоробров, в повышении профессионализма и ответственности местной власти.

– Не секрет, что раньше главой района или поселения мог стать случайный человек. Прикрываясь народным избранием, такой «руководитель» умудрялся парализовать работу муниципалитета на несколько лет: замалчивал проблемы, не привлекал ресурсы на развитие, а иногда и просто не ходил на работу… В конечном итоге страдали люди.

Реформа местного самоуправления, как считает председатель комитета областного Собрания депутатов по региональной политике и вопросам местного самоуправления Александр Поликарпов, создает механизм защиты от непрофессионалов. Не случайно новый порядок формирования власти поддержали практически все главы муниципальных образований.

Напомним, что на главу МО сегодня возлагается управление хозяйством, финансами, имуществом, организация решения местных полномочий. Готов ли к этому кандидат – оценивают члены специально создаваемой конкурсной комиссии.

– В ее состав обязательно входят депутат областного Собрания и представители общественности. Это решение было принято по инициативе губернатора Игоря Орлова после публичного обсуждения реформы местного самоуправления, оно закреплено областным законом, – поясняет Алексей Хоробров. – Более того, при организации конкурсов на должности сельских глав мы рекомендуем местным властям придерживаться такого же подхода: это делает процедуру более открытой.

На суд комиссии кандидаты представляют также программы развития территорий: хороший глава должен быть стратегом. Очень часто программа свидетельствует об уровне подготовки кандидата: есть, к примеру, написанные на одном листочке… Одним словом, комиссия – это сито, через которое уже год проходят все претенденты во власть.

– Конкурс ни в коем случае не должен быть формальностью – будущие главы обязаны доказать профессиональную состоятельность, грамотность, понимание сути проблем, защитить свои планы развития территории, – считает Алексей Хоробров.

Есть еще один большой плюс нововведений: они усиливают взаимную ответственность глав и депутатов муниципалитета. Ведь задача перед ними стоит общая – улучшить качество жизни людей.

Комментарии

Оценку итогам дадут горожане

Игорь Годзиш, глава Архангельска:

– Я как градоначальник считаю, что депутаты в этой ситуации представляют взгляды избирателей и должны быть заинтересованы, чтобы жизнь в городе стала лучше. А моя задача – абсолютно такая же, поэтому каких-то разногласий быть просто не может. Конечно, понадобилось время на притирку, но сегодня у администрации Архангельска с городской Думой выстроен конструктивный диалог, который дает свои результаты в рамках комиссии гордумы, сессии и рабочей группы. Скоро начнется бюджетный процесс, в котором активное взаимодействие – определяющий фактор. Грубо говоря, мы вынесем на бумагу будущее города и оценим возможности с финансовой точки зрения.

Что касается самой реформы, я слышал разные мнения, но уверен, что конечная точка будет поставлена не политиками, и не чиновниками. Горожане оценят нашу работу, и, если народ заметит продвижение к лучшему, для нас это будет большим достижением.

Успех – в совместной работе

Сергей Андреев, глава Новодвинска:

andreev 661d4– Моя первоочередная задача на посту главы города – формирование команды, готовой эффективно работать на благо Новодвинска и горожан. Наш успех – в совместной работе администрации города, депутатов Городского Совета, лидеров городских общественных, политических и некоммерческих организаций, представителей бизнеса и активных новодвинцев.

Сейчас перед новодвинской властью стоит основная задача – выстроить взаимоотношения с городскими предприятиями и администрацией региона. Это два основных партнера Новодвинска. Крупные успешные предприятия в городе – гарант стабильности, а регион на 64 процента формирует бюджет Новодвинска.

Если говорить о перспективах Новодвинска, то первые серьезные шаги в городе уже сделаны. Сегодня особое значение приобретает разрабатываемый в инновационно-территориальном лесопромышленном кластере «ПоморИнноваЛес» в сотрудничестве с администрацией Новодвинска проект «Арендное жилье». Эти долгосрочные планы, реализация которых стала возможной в рамках муниципально-частного партнерства, выведут решение проблемы ветхого и аварийного жилья на новый уровень.

Второе направление в развитии Новодвинска связано с реализацией действующего в России алгоритма стратегического развития территорий. С 2018 года моногорода (к таковым относится и Новодвинск) смогут участвовать в программе по созданию территорий опережающего развития – зон с льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и рядом других привилегий.

Без корректировок не обойтись

Виктор Новожилов, председатель Архангельского областного Собрания депутатов:

novojilov 74f40– При подготовке реформы за предыдущие годы властями всех уровней проведена огромная работа. Реформа запущена – это главное. Нередко можно услышать критические отзывы о критериях и методах выбора глав муниципалитетов, но, поверьте, все то, что связано с выборами, – это лишь маленькая и далеко не основная часть масштабного проекта по реформированию системы местного самоуправления. Вполне возможно, что где-то не все удалось полностью предусмотреть, учесть все интересы, но, с другой стороны, я не помню ни одной масштабной реформы, которая прошла бы без корректировок.

Приведу небольшой пример: в начале года в Архангельск приезжали депутаты Астраханской областной Думы. Наших коллег интересовал опыт в поддержке территориального общественного самоуправления и в реформе местного самоуправления. У нас действительно есть чем поделиться с другими регионами.

Если говорить о новой схеме избрания главы муниципального образования, то можно с уверенностью сказать, что областной центр возглавил опытный, грамотный человек, который настроен на результат. Другое дело, что результаты в таких сложных отраслях, как государственное или муниципальное управление, можно ощутить далеко не сразу.

На уровне ответственности главы реформа никак не скажется. Повышается мера ответственности всей государственной системы управления, в связке с которой выступает глава муниципалитета. Раньше работал принцип «меня выбрал народ» и спросить особо было не с кого. Теперь за успехи или неудачи главы спрос и с исполнительной, и с законодательной власти. Система становится более эффективной.

Кандидатов немного, но они профессионалы

Юрий Сердюк, зампредседателя Архангельского областного Собрания депутатов:

serduk 4e5fa– За не столь длительное время внедрения реформы, закон уже претерпел изменения. Еще чуть больше года назад мы выбирали так называемого сити-менеджера. Так было в Мезенском и Онежском районах, где я являлся членом комиссии по отбору кандидатур на должность руководителя исполнительного органа власти. Сейчас же в Архангельске, Новодвинске, Коряжме и ряде других муниципальных районов кандидаты отбирались на должность главы муниципального образования, где он будет высшим должностным лицом и возглавит администрацию.

Модель начала жить, но внесенные изменения, на мой взгляд, делают ее более взвешенной. Единоначалие власти, которое существовало в России всегда, было и до реформы и после нее. Единственное изменение – это отсутствие прямых выборов, а избрание главы через представительный орган власти.

Конкурс для отбора кандидатур каждый раз проводится абсолютно открыто, сроки установлены, положение понятно и читаемо. Почему не так много человек участвует в конкурсе? Возможно, каждый реально взвешивает свои силы и возможности. Комиссии после прохождения конкурсных процедур уровень подготовки и профессионализма каждого кандидата становится предельно понятен. Затем это еще раз проверяется депутатским корпусом. И если они не довольны предлагаемой кандидатурой, всегда есть выбор отказаться и проголосовать против. Хотя, как правило, кандидатуры, отобранные комиссией, получают депутатское одобрение.

Получается, что в самом законе заложен отбор профессионала на конкретную должность. Ведь выборы раньше тоже по-разному проходили, и результат на них зависел от многих слагаемых – административной поддержки кандидата, финансовой составляющей, возможности привлекать бизнес. Здесь же на результат работает опыт и знания самого кандидата, отзывы о нем и, конечно же, объективка по его трудовой деятельности.

Вертикаль должна работать в унисон

Максим Корельский, депутат гордумы Архангельска:

korelsky 04027– Принять изменения в порядок формирования главы города с помощью нового механизма стало не правом, а обязанностью городских депутатов. Это не было нашим волеизъявлением, потому что изначально такое решение приняли областные депутаты, а мы уже должны были привести муниципальные правовые акты в соответствие с этой инициативой.

Что касается городских депутатов, мы говорили, что и в случае прямых выборов, и в ситуации с комиссией существуют и плюсы, и минусы.

Например, когда назначение главы города происходит через городскую комиссию, мы минуем большую и бурную избирательную кампанию, которая предполагает огромные финансовые затраты, и сразу выходим на управление городом. Получается, депутаты экономят время и деньги.

Второе, таким образом, мы точно формируем вертикаль власти от области до города. Об этом можно говорить однозначно, ведь раньше в случае выборов во власть мог прийти абсолютно любой человек. Кроме того, в случае с комиссией областные власти делегируют в нее до 50 процентов состава – это прописано в регламенте – а значит, несут ответственность за свой выбор, а после разделяют ее с муниципалитетом за решения, которые принимались от первого лица. Теперь невозможно переложить вину с города на область и наоборот. Все проблемы, так же как и успехи, – это совместные достижения и неудачи города и области. Это самый главный позитив. А значит, по всем вопросам будет общая позиция, исключающая разногласия. Вертикаль должна работать в унисон.

Что касается отчетности главы города перед депутатами. Да, по регламенту она есть, но конструктивная работа с мэром у нас была выстроена и до внедрения нового механизма. По моему мнению, конкретные результаты работы нового главы города, а значит, и механизма в целом мы увидим через два полных года работы Игоря Годзиша.

Поделиться
13934