22 марта 2020

Каждый охотник желает знать: что изменится в законодательстве о сохранении охотничьих ресурсов

Для жителей Архангельской области охота во все времена имела важное значение:  кого-то она кормила, кому-то помогала активно отдыхать на природе. Однако за минувшие годы и в этой, казалось бы, не очень зависимой от властей  сфере накопилось немало проблем.

Именно поэтому комитет областного Собрания по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии выходит на  апрельскую  сессию с докладом «Об охоте и о сохранении  охотничьих ресурсов в Архангельской области». О проблемах и предполагаемых изменениях в законодательстве мы поговорили  с заместителем председателя комитета Ириной Фроловой.

Статистика знает все

Как оказалось, количество  граждан,  занимающихся охотой в Архангельской области,  сопоставимо с маленькой армией и составляет 56 тысяч человек. Для того чтобы оценить численность промысловых животных в регионе, сотрудники лесничеств, работники охотпользователей, а также  профессиональные охотники ежегодно с 1 января  до конца февраля проводят так называемый маршрутный учет. Поскольку в этом году эта работа завершилась совсем недавно, для понимания ситуации воспользуемся  данными минувшего года.
В целом специалисты отметили  стабильную численность большинства видов охотничьих ресурсов, при этом увеличение численности белки, тетерева, белой куропатки, а вот количество зайцев-беляков, глухарей, рыси, наоборот, немного сократилось.

Профессию охотинспектора вряд ли можно назвать легкой прогулкой на свежем воздухе. Ежегодно  эти отважные  люди проводят огромное количество мероприятий по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора.

Только в минувшем году по итогам 613 рейдов ими  было составлено  526 протоколов об административных правонарушениях на общую сумму штрафов 1,7 млн рублей. Кроме того, по итогам деятельности охотинспекторов  было возбуждено четыре уголовных дела за незаконную добычу охотничьих ресурсов, шесть граждан лишены права охотиться, изъято девять объектов незаконной добычи и 40 орудий добывания (капканы, петли, ножи, оружие). При этом в докладе  комитета  по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии отмечается, что после реорганизации службы количество инспекторов и, соответственно, финансирование резко сократилось.

— Если в 2005-2009 годах в системе Россельхознадзора России и охотдепартамента Минсельхоза России на территории Архангельской области и в Ненецком автономном округе данные полномочия исполняли до 140 охотинспекторов с ежегодным финансированием из федерального бюджета более 70 млн рублей, то в настоящее время этой работой занимаются 25  сотрудников обособленных подразделений территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и шесть сотрудников отдела охраны и использования объектов животного мира министерства, — рассказала Ирина Фролова.

По информации депутата, на одного инспектора приходится от 1 до 3 млн гектаров подконтрольной территории, при этом современной техники в их распоряжении практически нет, а финансирование  деятельности охотинспекторов  в 2019 году составило всего порядка 24 млн рублей.

Комиссия облсобрания считает, что необходимо обеспечить охотинспекторов  быстроходной и надежной внедорожной техникой (снегоходы, квадроциклы, вездеходы), современными приборами обнаружения браконьеров (тепловизоры, квадрокоптеры), средствами выживания в лесу (спецодежда, спецсредства). При этом у депутатов есть понимание, что без помощи федерального центра решить эти задачи будет просто-напросто невозможно.

— Мы предлагаем областному Собранию депутатов обратиться к министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д. Н. Кобылкину с вопросом об увеличении финансирования из федерального бюджета полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов для Архангельской области, — рассказала Ирина Фролова. – Помимо современных транспортных средств охотоведов необходимо обеспечить устойчивой связью, Интернетом, современными многофункциональными устройствами и компьютерами. Без всего этого значительно повысить качество осуществления переданных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Архангельской области не представляется возможным.

Лося – за волка

Минувшей осенью и зимой жителям Поморья пришлось немало поволноваться: в небольшие населенные пункты  и даже предместья крупных городов стали  заходить волки и охотиться на домашних собак.

В областном законодательстве предусмотрены стимулирующие меры для охотников в рамках регулирования численности данных хищников – согласно документу  за одного добытого волка  охотнику на выбор выдается разрешение на добычу одного взрослого лося или одного бурого медведя. Однако охота на медведей не так популярна в нашем регионе, и охотники в большинстве своем заинтересованы в получении разрешения на добывание лося.

— Учитывая сложившуюся ситуацию, мы предлагаем выдавать разрешение на добычу одного взрослого лося или одного лося в возрасте до одного года, — рассказала Ирина Фролова. – Полагаем, что это  станет хорошим стимулом для охотников, будет способствовать  регулированию численности  хищников и, как  следствие, спокойному проживанию людей в населенных пунктах рядом с лесными массивами.
Депутат особо подчеркнула, что поскольку разрешения на добычу лося выдаются в пределах установленных лимитов и квот, то  добыча его по разрешениям, выданным за добытых волков, не сможет повлиять на сокращение популяции.

 Не забыли и о лесопользователях

Анализируя положения федерального законодательства, регулирующие возмещение вреда объектам животного мира  — среде их обитания и охотничьим ресурсам — в процессе лесопользования,  депутаты Архангельского областного Собрания отметили  необходимость их  совершенствования. 

— Российское природоохранное законодательство допускает возникновение имущественной ответственности, в том числе за вред, причиненный правомерными действиями арендатора лесного участка. Речь идет о штрафных санкциях за ущерб животному миру при лесопользовании, —  рассказала Ирина Фролова. — Споры об исчислении размера такого вреда, как правило, разрешаются в судебном порядке. Таким образом, лесопользователи в своей хозяйственной деятельности сталкиваются с дополнительными рисками в виде незапланированных расходов. Мы предлагаем включить расходы на устранение такого вреда в расчет арендной платы за пользование лесным участком.

Данная депутатская инициатива областных депутатов потребует внесения изменений в федеральные законы «О животном мире», «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Об охране окружающей среды». Предложения направлены на рассмотрение в Совет Федерации, Государственную думу, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и в Федеральное агентство лесного хозяйства.

P.S.  Еще одним приятным  для каждого охотника решением станет  увеличение периода приема заявлений на нелимитируемые виды до 45 календарных дней до открытия очередного сезона охоты.  Наконец-то уйдут в прошлое  ажиотаж и очереди, ведь  за две недели выдать такое количество разрешений бывает очень непросто.

Василий Лучников
  

Каждый охотник желает знать: что изменится в законодательстве о сохранении охотничьих ресурсов

Только в минувшем году по итогам 613 рейдов ими  было составлено  526 протоколов об административных правонарушениях на общую сумму штрафов 1,7 млн рублей. Кроме того, по итогам деятельности охотинспекторов  было возбуждено четыре уголовных дела за незаконную добычу охотничьих ресурсов, шесть граждан лишены права охотиться, изъято девять объектов незаконной добычи и 40 орудий добывания (капканы, петли, ножи, оружие). При этом в докладе  комитета  по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии отмечается, что после реорганизации службы количество инспекторов и, соответственно, финансирование резко сократилось.

— Если в 2005-2009 годах в системе Россельхознадзора России и охотдепартамента Минсельхоза России на территории Архангельской области и в Ненецком автономном округе данные полномочия исполняли до 140 охотинспекторов с ежегодным финансированием из федерального бюджета более 70 млн рублей, то в настоящее время этой работой занимаются 25  сотрудников обособленных подразделений территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и шесть сотрудников отдела охраны и использования объектов животного мира министерства, — рассказала Ирина Фролова.

По информации депутата, на одного инспектора приходится от 1 до 3 млн гектаров подконтрольной территории, при этом современной техники в их распоряжении практически нет, а финансирование  деятельности охотинспекторов  в 2019 году составило всего порядка 24 млн рублей.

Комиссия облсобрания считает, что необходимо обеспечить охотинспекторов  быстроходной и надежной внедорожной техникой (снегоходы, квадроциклы, вездеходы), современными приборами обнаружения браконьеров (тепловизоры, квадрокоптеры), средствами выживания в лесу (спецодежда, спецсредства). При этом у депутатов есть понимание, что без помощи федерального центра решить эти задачи будет просто-напросто невозможно.

— Мы предлагаем областному Собранию депутатов обратиться к министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д. Н. Кобылкину с вопросом об увеличении финансирования из федерального бюджета полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов для Архангельской области, — рассказала Ирина Фролова. – Помимо современных транспортных средств охотоведов необходимо обеспечить устойчивой связью, Интернетом, современными многофункциональными устройствами и компьютерами. Без всего этого значительно повысить качество осуществления переданных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Архангельской области не представляется возможным.

Лося – за волка

Минувшей осенью и зимой жителям Поморья пришлось немало поволноваться: в небольшие населенные пункты  и даже предместья крупных городов стали  заходить волки и охотиться на домашних собак.

В областном законодательстве предусмотрены стимулирующие меры для охотников в рамках регулирования численности данных хищников – согласно документу  за одного добытого волка  охотнику на выбор выдается разрешение на добычу одного взрослого лося или одного бурого медведя. Однако охота на медведей не так популярна в нашем регионе, и охотники в большинстве своем заинтересованы в получении разрешения на добывание лося.

— Учитывая сложившуюся ситуацию, мы предлагаем выдавать разрешение на добычу одного взрослого лося или одного лося в возрасте до одного года, — рассказала Ирина Фролова. – Полагаем, что это  станет хорошим стимулом для охотников, будет способствовать  регулированию численности  хищников и, как  следствие, спокойному проживанию людей в населенных пунктах рядом с лесными массивами.
Депутат особо подчеркнула, что поскольку разрешения на добычу лося выдаются в пределах установленных лимитов и квот, то  добыча его по разрешениям, выданным за добытых волков, не сможет повлиять на сокращение популяции.

 Не забыли и о лесопользователях

Анализируя положения федерального законодательства, регулирующие возмещение вреда объектам животного мира  — среде их обитания и охотничьим ресурсам — в процессе лесопользования,  депутаты Архангельского областного Собрания отметили  необходимость их  совершенствования. 

— Российское природоохранное законодательство допускает возникновение имущественной ответственности, в том числе за вред, причиненный правомерными действиями арендатора лесного участка. Речь идет о штрафных санкциях за ущерб животному миру при лесопользовании, —  рассказала Ирина Фролова. — Споры об исчислении размера такого вреда, как правило, разрешаются в судебном порядке. Таким образом, лесопользователи в своей хозяйственной деятельности сталкиваются с дополнительными рисками в виде незапланированных расходов. Мы предлагаем включить расходы на устранение такого вреда в расчет арендной платы за пользование лесным участком.

Данная депутатская инициатива областных депутатов потребует внесения изменений в федеральные законы «О животном мире», «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Об охране окружающей среды». Предложения направлены на рассмотрение в Совет Федерации, Государственную думу, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и в Федеральное агентство лесного хозяйства.

P.S.  Еще одним приятным  для каждого охотника решением станет  увеличение периода приема заявлений на нелимитируемые виды до 45 календарных дней до открытия очередного сезона охоты.  Наконец-то уйдут в прошлое  ажиотаж и очереди, ведь  за две недели выдать такое количество разрешений бывает очень непросто.

Василий Лучников
  

Поделиться
57888