Казаков-баян
В столице Поморья побывал народный артист СССР выдающийся российский баянист-новатор Юрий Казаков. А 12 января на большом праздничном Рождественском концерте в областном театре драмы ему был вручен знак «За заслуги перед городом Архангельском».
Казакову вполне можно присвоить модное и в чем-то даже гламурное звание «Бренд Архангельской области». Но считаю, не подходит виртуозу-исполнителю и изобретателю уникального четырехголосного многотембрового готово-выборного баяна это слово, скорее «достояние», «гордость Русского Севера». Между прочим, в городе Кастельфидардо недалеко от Рима, где почти сто аккордеонных фабрик, на пьедестале памятника «Меркурий с аккордеоном», установленного в честь 140-летия инструмента, выбито среди других имен знаменитых музыкантов и имя русского баяниста.
А ведь он живет среди нас, наш современник!
В декабре Юрий Иванович отметил 90-летие и, конечно, не мог не посетить свою малую родину, где не был уже 30 лет. Его тепло приняли артисты и руководители Северного хора, пригласили на генеральную репетицию Рождественского концерта…
Еще 14-летним Юрий вместе с отцом участвовал в концертах Северного русского народного хора. Много лет он дружил с Антониной Яковлевной Колотиловой, их творческое сотрудничество было на редкость плодотворным.
Кстати, что это за чудо – его баян? Музыканту не хватало возможностей обычного инструмента при исполнении некоторых фортепьянных пьес: «Мне требовался такой баян, в левой клавиатуре которого обычные «готовые» басы и аккорды переключались бы в «выборный» (хроматический) звукоряд. Правую же сторону я мечтал усилить и дополнить несколькими тембрами».
За полтора года мастер Фиганов выполнил заказ – новый баян весил 18 килограммов, стоил по тем временам 18 тысяч рублей (это было дорого – пришлось продать собственность – полдома на улице Розы Люксембург) и побывал со своим хозяином в 18 странах мира. Вся баянная Россия заиграла на инструменте «системы Казакова», он утвердил его реноме как сольного инструмента. С ним он выступал перед первыми космонавтами – Гагариным, Терешковой, Леоновым… А в конце 60-х создан еще более универсальный инструмент, на нем Казаков играет и по сей день, оставаясь таким же легким, общительным и доброжелательным человеком, с юмором, оптимистично глядящим на современную жизнь.
Ему рукоплескал весь мир, у него много званий и наград… Однако еще покойный профессор СГМУ Геннадий Щуров с горечью говорил, что много лет бьется, чтобы той самой улице Розы Люксембург присвоили имя великого баяниста. Может, после этого визита улица Казакова появится-таки в Архангельске?
Казакову вполне можно присвоить модное и в чем-то даже гламурное звание «Бренд Архангельской области». Но считаю, не подходит виртуозу-исполнителю и изобретателю уникального четырехголосного многотембрового готово-выборного баяна это слово, скорее «достояние», «гордость Русского Севера». Между прочим, в городе Кастельфидардо недалеко от Рима, где почти сто аккордеонных фабрик, на пьедестале памятника «Меркурий с аккордеоном», установленного в честь 140-летия инструмента, выбито среди других имен знаменитых музыкантов и имя русского баяниста.
А ведь он живет среди нас, наш современник!
В декабре Юрий Иванович отметил 90-летие и, конечно, не мог не посетить свою малую родину, где не был уже 30 лет. Его тепло приняли артисты и руководители Северного хора, пригласили на генеральную репетицию Рождественского концерта…
Еще 14-летним Юрий вместе с отцом участвовал в концертах Северного русского народного хора. Много лет он дружил с Антониной Яковлевной Колотиловой, их творческое сотрудничество было на редкость плодотворным.
Кстати, что это за чудо – его баян? Музыканту не хватало возможностей обычного инструмента при исполнении некоторых фортепьянных пьес: «Мне требовался такой баян, в левой клавиатуре которого обычные «готовые» басы и аккорды переключались бы в «выборный» (хроматический) звукоряд. Правую же сторону я мечтал усилить и дополнить несколькими тембрами».
За полтора года мастер Фиганов выполнил заказ – новый баян весил 18 килограммов, стоил по тем временам 18 тысяч рублей (это было дорого – пришлось продать собственность – полдома на улице Розы Люксембург) и побывал со своим хозяином в 18 странах мира. Вся баянная Россия заиграла на инструменте «системы Казакова», он утвердил его реноме как сольного инструмента. С ним он выступал перед первыми космонавтами – Гагариным, Терешковой, Леоновым… А в конце 60-х создан еще более универсальный инструмент, на нем Казаков играет и по сей день, оставаясь таким же легким, общительным и доброжелательным человеком, с юмором, оптимистично глядящим на современную жизнь.
Ему рукоплескал весь мир, у него много званий и наград… Однако еще покойный профессор СГМУ Геннадий Щуров с горечью говорил, что много лет бьется, чтобы той самой улице Розы Люксембург присвоили имя великого баяниста. Может, после этого визита улица Казакова появится-таки в Архангельске?