23 января 2015

Каргополье

Каргополь – кто в России хотя бы раз не слышал об этом старинном городке, лежащем в стороне от оживленных магистралей? Когда-то один из главных торговых центров Московской Руси, сегодня – скромный райцентр, живущий памятью о прошлом и стремящийся стать центром притяжения для туристов.

Под гранеными небесами

Очередной пресс-тур, организованный Архангельской региональной туристской ассоциацией (АРТА), был посвящен знакомству с достопримечательностями, гостевыми домами и центрами народного творчества Каргополя. Конечно, даже в ходе насыщенной двухдневной программы не удалось осмотреть все, чем славен северный форпост Руси.

Когда-то в Смутное время он пережил осаду войсками, а фактически – бандформированиями «литовских людей» и «воровских казаков». Некоторые из тех разбойничавших в окрестностях Каргополя казаков позже поступили на государеву службу и стали защитниками края. Как память о былом военно-стратегическом значении городка сохранились остатки средневековых рвов. Чего не скажешь о деревянной крепости (в память о ней построена небольшая башенка на одной из улиц).

Зато сохранились прекрасные храмы Каргополя. В девятнадцатом веке их в городе с населением менее трех тысяч душ насчитывалось 19 – это не считая домовых и монастырских церквей. Ныне осталось 11, из них два действующих.

Как повезло Каргополю, как не повезло Архангельску, лишившемуся почти всех своих церквей. Сегодня часть храмов используется под музейные экспозиции. Как, например, Зосимо-Савватьевская церковь, где собраны православные иконы и деревянные скульптуры. В стенах храма-музея мы смогли насладиться концертом хора духовной музыки «Светилен». А еще здесь уже 11 лет проходит фестиваль колокольного искусства «Хрустальные звоны».

А вокруг Каргополя – целое ожерелье деревянных храмов, многие из которых увенчаны деревянными шатрами. Например, Богоявленская церковь в селе Погост с уникальными 18-гранными небесами. Любуясь изображениями ангелов, досадуешь на пустой иконостас: увы, но для воров нет ничего святого, растащили иконы. А небеса Георгиевской церкви (деревня Низ) хранятся в Христорождественской соборе Каргополя и представляют собой воспроизведение иллюстраций из французской Библии – только лица ветхо- и новозаветных персонажей кажутся срисованными с русских северян.

Вагнер здесь не жил

Каргополь славен многими знаменитыми людьми. Фигуры троих выдающихся каргопольцев должны украсить пустующий ныне пьедестал. Это – князь Глеб Каргопольский, приведший земляков на Куликово поле сражаться за свободу Руси, святой Александр Ошевенский, чье имя носит мужской монастырь, и губернатор Русской Америки Александр Баранов, которому сегодня посвящен скромный памятный знак на берегу Онеги. Заслуживают монумента и уроженец каргопольской земли писатель Алексей Чапыгин, мастерица-игрушечница Ульяна Бабкина. А еще прославлен был город своими купцами. Это на их пожертвования строились соборы и церкви – «со щегольством», благо средств на архитектурные изыски хватало. Наряду с русскими купцами были здесь и предприниматели иноземного происхождения.

Например, Вагер, которого новые поколения по ошибке стали именовать Вагнером. Отсюда – недоуменные вопросы гостей города: неужели автор «Кольца Нибелунгов» жил здесь? Нет конечно. Похожий конфуз приключился и с дневником Колумба, который отбывавший здесь ссылку в советские годы поэт и журналист Сергей Марков принял за подлинник, о чем и поведал миру. А оказалось, просто искусно сделанная немецкая копия дневника первооткрывателя Америки. Хранилась книга в Христорождественском соборе, куда в 1930-х свозили книги, иконы и небеса из закрываемых церквей Каргополья.

Кстати, под собором реставраторы обнаружили нечто напоминающее подземный ход, правда, засыпанный. Вполне возможно, поскольку в лихие времена соборы становились последними рубежами обороны, а потайной лаз выводил их защитников в безопасное место. Храм пострадал от большого городского пожара в екатерининские времена. После него по указу императрицы город обрел новую планировку: вместо хаоса узеньких переулков – широкие улицы. В конце екатерининского золотого века не менее масштабный пожар способствовал перестройке Архангельска.

Екатерина не бывала в Каргополе. Единственным из первых лиц государства, кто наведался сюда, был Александр Первый. Разместился он в купеческом доме; продегустировав здешние кушанья, предпочел все-таки дело рук английских поваров. Приехал царь в Каргополь с предубеждением: ему доносили, что природа здесь дикая, а народ глупый. Государь же, посетив этот уголок Севера, убедился, что природа тут прекрасная, а народ не глупее, чем в других губерниях. Чем не преминул поделиться с придворными. Каргополь поставлял к царскому столу и знаменитые рыжики, расфасованные в бутылках, – на зависть иноземным поварам.

IMG 6734 f6e67

Бутылочный рыжик и шпротный ряпус

От истории вернемся в день сегодняшний. Каргополь намерен войти в Ассоциацию малых туристских городов, где уже состоят такие признанные центры туризма, как Углич и Суздаль. Правда, пока в качестве кандидата – по причине самой прозаической: кандидатские взносы меньше членских. Ведь Каргополь давно не торговое сердце Севера, где фасовали привозимую из поморских волостей соль, продавали и покупали все, чем славился наш край.

Былое величие Каргополя давно стало достоянием истории. Но именно богатая и славная история способна привлечь сюда туристов.
И, конечно, природа. Так, старинный торговый град должен стать местом не менее притягательным, чем тот же Углич или Суздаль.

Вокруг вырастают, будто те самые рыжики, гостевые дома: один – на живописном берегу озера Лаче, обильного рыбой (окунь, язь, щука, судак, неизвестно как сюда проникший и вытеснивший некогда славных ершей). Другой – в старинной избе, где большуха (хозяйка поморской семьи) Антонина Прохорова угостит вас приготовленными в русской печи щами и кашами, солеными грибами, чаем с молоком, румяной картовницей и всевозможными пирогами.

Каргопольские кушанья – отдельный разговор. Здесь делают прекрасные шпроты из ряпуса (ряпушки), которые дадут фору прибалтийским. Вот вам и реальное импортозамещение, и возможность развивать здесь входящий в моду гастрономический туризм!

Интересная подробность, отмечаемая гостями Каргополья: местные жители, узнав, что к ним пожаловали гости из Москвы или Питера, сразу переходят в разговоре на местный диалект, начинают «цокать», вводят в речь прадедовские словечки – так туризм способствует возрождению локальной идентичности.

IMG 6714 925c4

Ледяное царство – как мечта

Испокон веков славен Каргополь народными умельцами. Например, семья потомственных гончаров Шевелевых. Здесь в избе-музее можно приобрести глиняную посуду, игрушки, изделия из бересты, сотворенные мастерами.

Гончарное искусство насчитывает в Каргополье несколько тысячелетий: по берегам рек и озер находят во множестве глиняные черепки каменного века, покрытые ямочно-гребенчатым орнаментом. В доме Шевелевых нам показали глиняный горшок, изготовленный в неолитическом стиле. Хорошо бы наладить производство такой «первобытной» посуды…

В центре народных ремесел «Берегиня» мастера учат премудростям лепки и росписи знаменитых каргопольских игрушек, лоскутному шитью. Старинное игрушечное ремесло стало отраслью местной экономики после того, как Совмин в 1967-м принял постановление о развитии народных промыслов. И теперь глиняные коньки, птицы, полканы (кентавры) известны всей России.

Хорошо, когда не переводятся в крае умельцы с золотыми руками и светлыми головами. Такие как Николай Фомин, основавший экопарк «Медвежий край» (именно так переводится с финского имя Каргополя). Входишь в дом – и оказываешься как будто в зале крае-
ведческого музея: вокруг – чучела зверей и птиц. Каргополье – край охотников.

Например, в местной гостинице можно приобрести когти и клыки кабана и медведя. Правда, цены кусаются и царапаются, но, с другой стороны, охотник рисковал, добывая топтыгина, так что цена – плата за риск.

А в экопарке помимо чучел есть и живые обитатели лесов: в клетках – лиса, заяц-беляк, енотовидная собака, болотный лунь. Детям нравится. Вот только дикую природу юное поколение знает плохо: при виде лосиной головы на стене вопрошает: это ослик? Лось безрогий, вот и путают.

Николай Фомин выпилил из дерева множество фигур сказочных и мультфильмовских героев: тут тебе и Крокодил Гена, и три богатыря, и опять же лесное зверье.

А зимой рабочим материалом становится лед. Так, соорудил мастер чертоги снежной королевы – зрелище незабываемое. Его мечта – сделать ледяное царство круглогодичным. А для этого нужна холодильная установка.

Не хочется расставаться с Каргополем, где с фронтонов крестьянских домов улыбаются добрые львы и птицы сирины, с храмовых небес внимательно следит око Вседержителя, а местными брендами служат не только сказочный Полкан, но и якобы обитающий в здешней тайге снежный человек, фигурки которого шьют из меха каргопольские мастерицы. Хочется снова побывать здесь.

IMG 6973 3ed04

Комментарий

Галина Мишина, председатель Каргопольского районного Собрания:

– «Хрустальные звоны» – фестиваль, куда съезжается много мастеров не только из России, но и из ближнего зарубежья. Колокольный звон излечивает страну, Россия без него – не Россия. У нас обычно к таким праздникам приурочивается и выставка ледовых скульптур, хотя в этом году ее не было. Колокольное искусство неповторимо и неподражаемо в своем звучании. Три дня по всему городу звучат переливчатые мелодии колокольных звонов. Людям это очень нравится. Приезжает много гостей, что очень отрадно: звонари из Белоруссии, Архангельска, Москвы, Вологды, и у всех разные мелодии. Когда слушаешь их, кажется, что твоя душа воссоединяется с Россией.

Каргополье

Под гранеными небесами

Очередной пресс-тур, организованный Архангельской региональной туристской ассоциацией (АРТА), был посвящен знакомству с достопримечательностями, гостевыми домами и центрами народного творчества Каргополя. Конечно, даже в ходе насыщенной двухдневной программы не удалось осмотреть все, чем славен северный форпост Руси.

Когда-то в Смутное время он пережил осаду войсками, а фактически – бандформированиями «литовских людей» и «воровских казаков». Некоторые из тех разбойничавших в окрестностях Каргополя казаков позже поступили на государеву службу и стали защитниками края. Как память о былом военно-стратегическом значении городка сохранились остатки средневековых рвов. Чего не скажешь о деревянной крепости (в память о ней построена небольшая башенка на одной из улиц).

Зато сохранились прекрасные храмы Каргополя. В девятнадцатом веке их в городе с населением менее трех тысяч душ насчитывалось 19 – это не считая домовых и монастырских церквей. Ныне осталось 11, из них два действующих.

Как повезло Каргополю, как не повезло Архангельску, лишившемуся почти всех своих церквей. Сегодня часть храмов используется под музейные экспозиции. Как, например, Зосимо-Савватьевская церковь, где собраны православные иконы и деревянные скульптуры. В стенах храма-музея мы смогли насладиться концертом хора духовной музыки «Светилен». А еще здесь уже 11 лет проходит фестиваль колокольного искусства «Хрустальные звоны».

А вокруг Каргополя – целое ожерелье деревянных храмов, многие из которых увенчаны деревянными шатрами. Например, Богоявленская церковь в селе Погост с уникальными 18-гранными небесами. Любуясь изображениями ангелов, досадуешь на пустой иконостас: увы, но для воров нет ничего святого, растащили иконы. А небеса Георгиевской церкви (деревня Низ) хранятся в Христорождественской соборе Каргополя и представляют собой воспроизведение иллюстраций из французской Библии – только лица ветхо- и новозаветных персонажей кажутся срисованными с русских северян.

Вагнер здесь не жил

Каргополь славен многими знаменитыми людьми. Фигуры троих выдающихся каргопольцев должны украсить пустующий ныне пьедестал. Это – князь Глеб Каргопольский, приведший земляков на Куликово поле сражаться за свободу Руси, святой Александр Ошевенский, чье имя носит мужской монастырь, и губернатор Русской Америки Александр Баранов, которому сегодня посвящен скромный памятный знак на берегу Онеги. Заслуживают монумента и уроженец каргопольской земли писатель Алексей Чапыгин, мастерица-игрушечница Ульяна Бабкина. А еще прославлен был город своими купцами. Это на их пожертвования строились соборы и церкви – «со щегольством», благо средств на архитектурные изыски хватало. Наряду с русскими купцами были здесь и предприниматели иноземного происхождения.

Например, Вагер, которого новые поколения по ошибке стали именовать Вагнером. Отсюда – недоуменные вопросы гостей города: неужели автор «Кольца Нибелунгов» жил здесь? Нет конечно. Похожий конфуз приключился и с дневником Колумба, который отбывавший здесь ссылку в советские годы поэт и журналист Сергей Марков принял за подлинник, о чем и поведал миру. А оказалось, просто искусно сделанная немецкая копия дневника первооткрывателя Америки. Хранилась книга в Христорождественском соборе, куда в 1930-х свозили книги, иконы и небеса из закрываемых церквей Каргополья.

Кстати, под собором реставраторы обнаружили нечто напоминающее подземный ход, правда, засыпанный. Вполне возможно, поскольку в лихие времена соборы становились последними рубежами обороны, а потайной лаз выводил их защитников в безопасное место. Храм пострадал от большого городского пожара в екатерининские времена. После него по указу императрицы город обрел новую планировку: вместо хаоса узеньких переулков – широкие улицы. В конце екатерининского золотого века не менее масштабный пожар способствовал перестройке Архангельска.

Екатерина не бывала в Каргополе. Единственным из первых лиц государства, кто наведался сюда, был Александр Первый. Разместился он в купеческом доме; продегустировав здешние кушанья, предпочел все-таки дело рук английских поваров. Приехал царь в Каргополь с предубеждением: ему доносили, что природа здесь дикая, а народ глупый. Государь же, посетив этот уголок Севера, убедился, что природа тут прекрасная, а народ не глупее, чем в других губерниях. Чем не преминул поделиться с придворными. Каргополь поставлял к царскому столу и знаменитые рыжики, расфасованные в бутылках, – на зависть иноземным поварам.

IMG 6734 f6e67

Бутылочный рыжик и шпротный ряпус

От истории вернемся в день сегодняшний. Каргополь намерен войти в Ассоциацию малых туристских городов, где уже состоят такие признанные центры туризма, как Углич и Суздаль. Правда, пока в качестве кандидата – по причине самой прозаической: кандидатские взносы меньше членских. Ведь Каргополь давно не торговое сердце Севера, где фасовали привозимую из поморских волостей соль, продавали и покупали все, чем славился наш край.

Былое величие Каргополя давно стало достоянием истории. Но именно богатая и славная история способна привлечь сюда туристов.
И, конечно, природа. Так, старинный торговый град должен стать местом не менее притягательным, чем тот же Углич или Суздаль.

Вокруг вырастают, будто те самые рыжики, гостевые дома: один – на живописном берегу озера Лаче, обильного рыбой (окунь, язь, щука, судак, неизвестно как сюда проникший и вытеснивший некогда славных ершей). Другой – в старинной избе, где большуха (хозяйка поморской семьи) Антонина Прохорова угостит вас приготовленными в русской печи щами и кашами, солеными грибами, чаем с молоком, румяной картовницей и всевозможными пирогами.

Каргопольские кушанья – отдельный разговор. Здесь делают прекрасные шпроты из ряпуса (ряпушки), которые дадут фору прибалтийским. Вот вам и реальное импортозамещение, и возможность развивать здесь входящий в моду гастрономический туризм!

Интересная подробность, отмечаемая гостями Каргополья: местные жители, узнав, что к ним пожаловали гости из Москвы или Питера, сразу переходят в разговоре на местный диалект, начинают «цокать», вводят в речь прадедовские словечки – так туризм способствует возрождению локальной идентичности.

IMG 6714 925c4

Ледяное царство – как мечта

Испокон веков славен Каргополь народными умельцами. Например, семья потомственных гончаров Шевелевых. Здесь в избе-музее можно приобрести глиняную посуду, игрушки, изделия из бересты, сотворенные мастерами.

Гончарное искусство насчитывает в Каргополье несколько тысячелетий: по берегам рек и озер находят во множестве глиняные черепки каменного века, покрытые ямочно-гребенчатым орнаментом. В доме Шевелевых нам показали глиняный горшок, изготовленный в неолитическом стиле. Хорошо бы наладить производство такой «первобытной» посуды…

В центре народных ремесел «Берегиня» мастера учат премудростям лепки и росписи знаменитых каргопольских игрушек, лоскутному шитью. Старинное игрушечное ремесло стало отраслью местной экономики после того, как Совмин в 1967-м принял постановление о развитии народных промыслов. И теперь глиняные коньки, птицы, полканы (кентавры) известны всей России.

Хорошо, когда не переводятся в крае умельцы с золотыми руками и светлыми головами. Такие как Николай Фомин, основавший экопарк «Медвежий край» (именно так переводится с финского имя Каргополя). Входишь в дом – и оказываешься как будто в зале крае-
ведческого музея: вокруг – чучела зверей и птиц. Каргополье – край охотников.

Например, в местной гостинице можно приобрести когти и клыки кабана и медведя. Правда, цены кусаются и царапаются, но, с другой стороны, охотник рисковал, добывая топтыгина, так что цена – плата за риск.

А в экопарке помимо чучел есть и живые обитатели лесов: в клетках – лиса, заяц-беляк, енотовидная собака, болотный лунь. Детям нравится. Вот только дикую природу юное поколение знает плохо: при виде лосиной головы на стене вопрошает: это ослик? Лось безрогий, вот и путают.

Николай Фомин выпилил из дерева множество фигур сказочных и мультфильмовских героев: тут тебе и Крокодил Гена, и три богатыря, и опять же лесное зверье.

А зимой рабочим материалом становится лед. Так, соорудил мастер чертоги снежной королевы – зрелище незабываемое. Его мечта – сделать ледяное царство круглогодичным. А для этого нужна холодильная установка.

Не хочется расставаться с Каргополем, где с фронтонов крестьянских домов улыбаются добрые львы и птицы сирины, с храмовых небес внимательно следит око Вседержителя, а местными брендами служат не только сказочный Полкан, но и якобы обитающий в здешней тайге снежный человек, фигурки которого шьют из меха каргопольские мастерицы. Хочется снова побывать здесь.

IMG 6973 3ed04

Комментарий

Галина Мишина, председатель Каргопольского районного Собрания:

– «Хрустальные звоны» – фестиваль, куда съезжается много мастеров не только из России, но и из ближнего зарубежья. Колокольный звон излечивает страну, Россия без него – не Россия. У нас обычно к таким праздникам приурочивается и выставка ледовых скульптур, хотя в этом году ее не было. Колокольное искусство неповторимо и неподражаемо в своем звучании. Три дня по всему городу звучат переливчатые мелодии колокольных звонов. Людям это очень нравится. Приезжает много гостей, что очень отрадно: звонари из Белоруссии, Архангельска, Москвы, Вологды, и у всех разные мелодии. Когда слушаешь их, кажется, что твоя душа воссоединяется с Россией.

Поделиться
6982