14 декабря 2018

Как жить чище

Тема организации территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами сегодня для Архангельской области одна из самых животрепещущих. Мы предлагаем нашим читателям ответы специалистов на актуальные вопросы. – В каком состоянии сегодня находится оборот отходов в Архангельской области? – Одной из самых нерешенных и больных проблем Архангельской области является проблема размещения отходов. На территории региона на сегодняшний день насчитывается около полутысячи мест складирования отходов. Больше 200 из них – это несанкционированные свалки, расположенные на не предназначенных для этого участках. Размещение происходит без соблюдения экологических правил. Но и зарегистрированные в установленном порядке свалки по большей части не прошли экологическую экспертизу. Санитарно-техническое состояние большинства свалок неудовлетворительное: отсутствуют обваловка по периметру, водонепроницаемые основания, технологический цикл по изоляции отходов не обеспечен. На местах разгрузки и складирования ТКО отсутствуют сетчатые ограждения. Очень часто отходы размещаются в пределах водоохранных зон водных объектов. В Архангельской области на мусорные полигоны отправляется более 90 процентов всех отходов. По сути, неотсортированный мусор просто закапывается в землю. Только для трех городов – Архангельска, Северодвинска, Новодвинска – эти объемы внушительны – порядка 16 миллионов кубометров мусора в год. Действующие городские полигоны твердых бытовых отходов не соответствуют современным нормам природоохранного законодательства. Например, периодически тлеющий полигон в Северодвинске, по мнению экспертов, подлежит консервации в ближайшее время. А архангельская свалка, существующая с 1961 года, заполнена на 97 процентов. Надзорные органы регулярно выносят предписания о ее закрытии. В некоторых муниципальных образованиях области официально действующих полигонов нет вообще. Наиболее сложная ситуация в Лешуконском, Мезенском, Пинежском, Плесецком, Устьянском районах. Ситуация с утилизацией мусора и экологией там еще сложнее, чем в Архангельской агломерации. Единственный способ складировать отходы – валить их в лес. Часто нелегальные свалки размещаются в природоохранной зоне (в лесах, рядом с водоемами). Нередко на свалки вывозятся отходы, захоранивать которые запрещено. К таким отходам относят: древесные отходы, отработанные автомобильные шины, бумагу и картон, лом и отходы черных металлов, пластмассу. Основная причина размещения данных отходов на свалке – отсутствие организаций, осуществляющих переработку. Именно поэтому сегодня усилия регионального правительства направлены на формирование новой системы обращения с отходами, переход от захоронения мусора к его сортировке, переработке и вторичному использованию. – Почему именно сейчас вводится новая схема обращения с отходами? Для чего по всей области создается 50 новых полигонов ТКО? – Прежняя система обращения с отходами в Архангельской области, как и по всей России, складывалась десятилетиями, еще с середины прошлого века. В те времена были совсем другие экологические требования и нормативы, объемы мусора были в разы меньше. Практически все свалки крупных городов (Архангельск, Северодвинск, Новодвинск) находятся в черте города, горят и тлеют. Советские методы захоронения мусора на гигантских свалках сегодня себя исчерпали. Размещать мусор таким способом больше нет возможности: места рядом с городами заполнены, возить дальше – неоправданно дорого. В последние десятилетия требования законодательства к местам размещения ТКО ужесточились. В итоге большинство существующих легальных свалок им не соответствуют (не говоря уже о нелегальных). Поэтому усилия федерального и областного правительства направлены на формирование системы цивилизованного управления отходами, то есть их сортировку, переработку и вторичное использование. В регионе сегодня отсутствует организованная эффективная система раздельного сбора и переработки отходов (причем не только в домах, но и на предприятиях). В промышленных масштабах не занимаются ни обработкой, ни утилизацией, ни обезвреживанием коммунальных отходов. Единственный мусороперерабатывающий комбинат в Архангельске загружен лишь на четверть своих мощностей, да и сортировка мусора там ведется вручную. А все потому, что нет системы раздельного сбора и разноцветных контейнеров под разные виды отходов в каждом дворе. А главное – у жителей нет привычки и стимула сортировать домашние отходы. Поэтому, к примеру, в Архангельске на переработку отправляется всего 11 процентов всех производимых отходов (17 тысяч тонн из 150 тысяч). Области нужны и новые современные полигоны по хранению ТКО, и предприятия по переработке и обезвреживанию отходов – технопарки. Реализация новой территориальной схемы обращения с отходами – это не создание новых свалок. Это требование федерального законодательства. Речь идет о замене существующих устаревших полигонов, закрытии и рекультивации нелегальных свалок, строительстве легальных, безопасных и современных полигонов ТКО. – В чем суть Федерального закона об обращении с отходами? – В 2016 году в сфере обращения с отходами произошли существенные изменения на федеральном уровне – законодательно была введена новая система обращения с отходами, а также создан институт регионального оператора. Регоператоры должны начать работать по всей России уже с 1 января 2019 года. Новая система обращения с отходами – переход от складирования отходов на свалках к упорядоченной, прозрачной, единой и контролируемой системе их сбора, сортировки, обезвреживания, переработки, утилизации. Это создание новых специализированных природоохранных объектов по обращению с отходами, отвечающих современным требованиям. В основу системы должен лечь передовой европейский и мировой опыт работы с отходами. В Архангельской области территориальная схема уже разработана, региональная программа принята, регоператор определен. Сейчас происходит доработка документов, в том числе через общественные процедуры. В соответствии с федеральным законом правительством области утверждена «дорожная карта», и в течение следующих десяти лет на территории области должна быть создана сеть современных мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций, мусороперерабатывающих комплексов и полигонов, отвечающих самым жестким экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Для этого предполагается вновь построить 41 объект и еще 11 реконструировать. Инвестиции в этот масштабный проект составят около 9,8 миллиарда рублей.

P. S. В следующем номере мы продолжим отвечать на вопросы об организации территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами.

Основные этапы реализации закона. 1-й этап: разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО; 2-й этап: разработка региональной программы в области обращения с отходами; 3-й этап: заключение соглашения с региональным оператором; 4-й этап: направление региональным оператором заявки на утверждение единого тарифа на услугу регионального оператора; 5-й этап: установление единого тарифа – в течение 30 дней со дня открытия дела об установлении тарифов; 6-й этап: создание новой системы обращения с отходами – с 1 января 2019 года.

– В каком состоянии сегодня находится оборот отходов в Архангельской области?

– Одной из самых нерешенных и больных проблем Архангельской области является проблема размещения отходов. На территории региона на сегодняшний день насчитывается около полутысячи мест складирования отходов. Больше 200 из них – это несанкционированные свалки, расположенные на не предназначенных для этого участках.

Размещение происходит без соблюдения экологических правил. Но и зарегистрированные в установленном порядке свалки по большей части не прошли экологическую экспертизу. Санитарно-техническое состояние большинства свалок неудовлетворительное: отсутствуют обваловка по периметру, водонепроницаемые основания, технологический цикл по изоляции отходов не обеспечен. На местах разгрузки и складирования ТКО отсутствуют сетчатые ограждения. Очень часто отходы размещаются в пределах водоохранных зон водных объектов.

В Архангельской области на мусорные полигоны отправляется более 90 процентов всех отходов. По сути, неотсортированный мусор просто закапывается в землю. Только для трех городов – Архангельска, Северодвинска, Новодвинска – эти объемы внушительны – порядка 16 миллионов кубометров мусора в год. Действующие городские полигоны твердых бытовых отходов не соответствуют современным нормам природоохранного законодательства. Например, периодически тлеющий полигон в Северодвинске, по мнению экспертов, подлежит консервации в ближайшее время. А архангельская свалка, существующая с 1961 года, заполнена на 97 процентов. Надзорные органы регулярно выносят предписания о ее закрытии.

В некоторых муниципальных образованиях области официально действующих полигонов нет вообще. Наиболее сложная ситуация в Лешуконском, Мезенском, Пинежском, Плесецком, Устьянском районах. Ситуация с утилизацией мусора и экологией там еще сложнее, чем в Архангельской агломерации. Единственный способ складировать отходы – валить их в лес. Часто нелегальные свалки размещаются в природоохранной зоне (в лесах, рядом с водоемами).

Нередко на свалки вывозятся отходы, захоранивать которые запрещено. К таким отходам относят: древесные отходы, отработанные автомобильные шины, бумагу и картон, лом и отходы черных металлов, пластмассу. Основная причина размещения данных отходов на свалке – отсутствие организаций, осуществляющих переработку.

Именно поэтому сегодня усилия регионального правительства направлены на формирование новой системы обращения с отходами, переход от захоронения мусора к его сортировке, переработке и вторичному использованию.

– Почему именно сейчас вводится новая схема обращения с отходами? Для чего по всей области создается 50 новых полигонов ТКО?

– Прежняя система обращения с отходами в Архангельской области, как и по всей России, складывалась десятилетиями, еще с середины прошлого века. В те времена были совсем другие экологические требования и нормативы, объемы мусора были в разы меньше. Практически все свалки крупных городов (Архангельск, Северодвинск, Новодвинск) находятся в черте города, горят и тлеют. Советские методы захоронения мусора на гигантских свалках сегодня себя исчерпали. Размещать мусор таким способом больше нет возможности: места рядом с городами заполнены, возить дальше – неоправданно дорого.

В последние десятилетия требования законодательства к местам размещения ТКО ужесточились. В итоге большинство существующих легальных свалок им не соответствуют (не говоря уже о нелегальных). Поэтому усилия федерального и областного правительства направлены на формирование системы цивилизованного управления отходами, то есть их сортировку, переработку и вторичное использование.

В регионе сегодня отсутствует организованная эффективная система раздельного сбора и переработки отходов (причем не только в домах, но и на предприятиях). В промышленных масштабах не занимаются ни обработкой, ни утилизацией, ни обезвреживанием коммунальных отходов. Единственный мусороперерабатывающий комбинат в Архангельске загружен лишь на четверть своих мощностей, да и сортировка мусора там ведется вручную. А все потому, что нет системы раздельного сбора и разноцветных контейнеров под разные виды отходов в каждом дворе. А главное – у жителей нет привычки и стимула сортировать домашние отходы. Поэтому, к примеру, в Архангельске на переработку отправляется всего 11 процентов всех производимых отходов (17 тысяч тонн из 150 тысяч).

Области нужны и новые современные полигоны по хранению ТКО, и предприятия по переработке и обезвреживанию отходов – технопарки.

Реализация новой территориальной схемы обращения с отходами – это не создание новых свалок. Это требование федерального законодательства. Речь идет о замене существующих устаревших полигонов, закрытии и рекультивации нелегальных свалок, строительстве легальных, безопасных и современных полигонов ТКО.

– В чем суть Федерального закона об обращении с отходами?

– В 2016 году в сфере обращения с отходами произошли существенные изменения на федеральном уровне – законодательно была введена новая система обращения с отходами, а также создан институт регионального оператора. Регоператоры должны начать работать по всей России уже с 1 января 2019 года.

Новая система обращения с отходами – переход от складирования отходов на свалках к упорядоченной, прозрачной, единой и контролируемой системе их сбора, сортировки, обезвреживания, переработки, утилизации. Это создание новых специализированных природоохранных объектов по обращению с отходами, отвечающих современным требованиям. В основу системы должен лечь передовой европейский и мировой опыт работы с отходами.

В Архангельской области территориальная схема уже разработана, региональная программа принята, регоператор определен. Сейчас происходит доработка документов, в том числе через общественные процедуры.

В соответствии с федеральным законом правительством области утверждена «дорожная карта», и в течение следующих десяти лет на территории области должна быть создана сеть современных мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций, мусороперерабатывающих комплексов и полигонов, отвечающих самым жестким экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Для этого предполагается вновь построить 41 объект и еще 11 реконструировать. Инвестиции в этот масштабный проект составят около 9,8 миллиарда рублей.

P. S. В следующем номере мы продолжим отвечать на вопросы об организации территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами.

Основные этапы реализации закона. 1-й этап: разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО; 2-й этап: разработка региональной программы в области обращения с отходами; 3-й этап: заключение соглашения с региональным оператором; 4-й этап: направление региональным оператором заявки на утверждение единого тарифа на услугу регионального оператора; 5-й этап: установление единого тарифа – в течение 30 дней со дня открытия дела об установлении тарифов; 6-й этап: создание новой системы обращения с отходами – с 1 января 2019 года.

Поделиться
29957