16 февраля 2023

Как в Поморье помогают семьям мобилизованных

С самого начала специальной военной операции архангелогородцы активно включились в оказание всесторонней помощи участникам СВО – люди собирают гуманитарные посылки, отправляют одежду, продукты, которые необходимы нашим ребятам. Чтобы все вопросы решались максимально быстро и эффективно, губернатор Александр Цыбульский в первых числах октября прошлого года учредил на базе Губернаторского центра «Вместе мы сильнее» оперативный штаб помощи семьям военнослужащих. О том, как центр помогает семьям защитников Родины, нам рассказал директор Максим Арбузов.

Как в Поморье помогают семьям мобилизованных

– Максим Николаевич, расскажите, как в Губернаторском центре стали помогать семьям военнослужащих…

– Губернаторский центр работает в области с 2021 года. Изначально целью создания центра было выстроить работу с НКО, объединить активных людей и заинтересованные организации вокруг идеи повышения качества жизни в области, создания максимально комфортных условий и помощи для самореализации.

21 сентября 2022 года президентом России была объявлена частичная мобилизация. За три дня наши сотрудники организовали горячую линию, которая работала круглосуточно. Это сейчас мы можем сразу ответить практически на любые возникающие вопросы, но тогда нам самим приходилось разбираться во всех нюансах.

Перед штабом были поставлены две основные задачи: оказание всесторонней помощи мобилизованным и военнослужащим области в части предоставления дополнительной экипировки и передачи гуманитарной помощи, а также содействие членам их семей. Поэтому с начала октября на базе центра начал работу штаб помощи семьям военнослужащих. Звонили мобилизованные и их близкие. На их вопросы отвечали три оператора в дневное и вечернее время, два оператора в ночное. Они фиксировали всевозможные вопросы: получение справок, оформление кредитных каникул, оформление льгот, запросы на экипировку, получение региональных и федеральных выплат. Сотни звонков ежедневно.

– Как собирали базу данных семей тех, кто ушел на спецоперацию?

– Мы понимали, что база контактов – это секретная информация. Собирать ее мы не можем, ведь для начала должны получить согласие на обработку персональных данных.  Поэтому работа по сбору информации о семьях мобилизованных велась в двух направлениях: в первую очередь штабом «Вместе мы сильнее» были распространены анкеты, которые содержали вопросы о членах семей военных, которые потенциально будут нуждаться в помощи. То есть ребята, которые уходили на службу, сами решали, сообщать ли эту информацию и готовы ли они к тому, что с их семьями будут работать наши сотрудники и волонтеры. Позже операторы кол-центра внесли данные в базу и позвонили людям, собрали информацию о том, какого рода поддержка необходима членам семей.

Второй путь получения обращений – распространение листовок с номером телефона кол-центра в военкоматах и воинских частях. Военнослужащие и члены их семей самостоятельно звонили и оставляли заявки на помощь. Номер телефона распространялся только среди военнослужащих и их семей и не озвучивался среди широкой общественности. Это позволило сконцентрировать усилия именно на семьях бойцов и исключить обращения других граждан, которые могли получить консультацию по номеру федеральной линии 122.

– Сколько всего заявок к вам поступило?

– Все собранные обращения фиксируются в специальной автоматизированной системе. На сегодняшний день 2103 обращения зафиксировано, закрыто 1972 обращения.

– С какими вопросами и просьбами обращаются чаще всего?

– Они достаточно разнообразны: от вопросов получения положенных людям льгот и гарантий до вопросов оказания содействия в демобилизации многодетных отцов или оказания помощи погорельцам, потерявшим жилье и имущество. Задают также вопросы о гуманитарной, бытовой помощи, обращаются за консультациями по льготам, за помощью в приобретении дров, медицинской помощью возрастным родителям и родителям-инвалидам, помощью в приобретении редких медицинских препаратов. Бывшие супруги звонят по алиментам, встречаются также вопросы по должникам, по приставам, кредитным каникулам, ипотеке, работе коммунальных служб. Нередки просьбы помочь в быту, оказать содействие в ремонте, закупке стройматериалов… 

–  Как выстраивается работа после получения обращения?

– Обращение заносится в систему оператором, специалист назначает исполнителя. Это может быть сотрудник администрации того или иного уровня, сотрудник учреждения Архангельской области или иной представитель органов власти, к ведению которого относится обращение. В системе мы видим каждый шаг, предпринятый для разрешения проблемы. После того как вопрос решен, исполнитель вносит в систему краткий отчет о выполнении, помечает задачу как исполненную. Оператор кол-центра обязательно созванивается с человеком, чья проблема была решена, и уточняет, все ли решено, остались ли еще какие-то вопросы. Только после этого задача фиксируется как окончательно выполненная.

Бывает, что обращения возвращаются на доработку. По каждой просьбе мы очень плотно отрабатываем: подключаем волонтеров, общественные организации, все органы власти: и муниципальные, и государственные, и областные, работаем с федеральными структурами. В решении поставленных задач нам оказывают помощь наши многочисленные партнеры: региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест», Совет женщин Архангельской области, региональное отделение партии «Единая Россия», Молодая гвардия Единой России, Общероссийский народный фронт, волонтерский штаб «Мы вместе».

Также для организации эффективной работы на местах во всех муниципалитетах созданы штабы «Вместе мы сильнее», задачей которых стал сбор гуманитарной помощи, а также оказание содействия в решении задач. Также оказываем содействие во взаимодействии работе с банковской сферой. Помогаем разобраться в ситуациях, когда у мобилизованных или их родных есть какие-то юридические вопросы. Стараемся сделать все в приоритетном порядке. 

– Есть и обращения, где необходима финансовая поддержка, как в таком случае помогает центр?

– Да, конечно, бывают обращения, когда решение проблемы надо искать здесь и сейчас. Например, ситуации с погорельцами. Но перевести деньги на карту мы не вправе. Мы оказываем гуманитарную помощь. Предоставить продукты или одежду вполне реально. Также для финансового обеспечения выполнения запросов, поступающих от семей военнослужащих, открыли благотворительных счет, на котором на данный момент аккумулировано более двух миллионов трехсот тысяч рублей. Идея благотворительного счета возникла после звонков людей с вопросом, куда можно перевести денежные средства, чтобы их направили на помощь мобилизованным и их семьям.

Эти средства расходуются в соответствии с утвержденной, под контролем наблюдательного совета, благотворительной программой и в первую очередь направляются на оказание помощи семьям военнослужащих. Каждый отдельный случай рассматривается комиссией о расходовании, которая принимает решение о выделении средств со счета или об отказе. Нами уже были профинансированы закупки одежды, спальных принадлежностей, коляски, кроватки для семей-погорельцев, электроподъемника для лежачего больного –  отца мобилизованного, установка дверей и системы видеонаблюдения для семьи погибшего для обеспечения общественного порядка в их доме, замена замков, закупка лекарств, организация перевозки раненого, оплата транспорта для доставки грузов для нужд участников СВО, оплата ритуальных услуг.  

Если говорить о покупке специальной техники и обмундирования непосредственно для военнослужащих, то с данного благотворительного счета средства на эти цели не расходуются, наша задача гуманитарная. В соответствии с постановлением федерального правительства такого рода закупки могут производиться органами исполнительной власти субъектов России на основании заявок, поступивших от представителей Министерства обороны. Именно поэтому оборудование, техника двойного назначения и экипировка для бойцов, направившихся в зону СВО от Архангельской области, закупается региональным правительством. В зону нашей ответственности входит контроль доставки грузов в военные части. Сейчас работа ведется с Северным флотом, Балтийским флотом, Росгвардией. 

Важно отметить, что мы участвуем в акциях по оказанию помощи жителям освобожденных территорий. Так, в рамках акции «Дети Донбасса – дети России» нами были собраны подарки для двух детских домов в Донецке, а также адресная помощь для некоммерческой организации в Мариуполе, работающей с детьми с ментальными нарушениями, с ограниченными возможностями здоровья.

– Какую еще поддержку вы оказываете?

– На данный момент ситуация в семьях мобилизованных в той или иной степени стабилизировалась: все получили выплату 100 тысяч рублей, начало приходить довольствие, военнослужащие наладили перевод денежных средств родным. Таким образом, с финансовой точки зрения семьи должны быть защищены.

Теперь на первый план выходят другого рода проблемы: психоэмоциональное состояние жен, матерей и детей крайне нестабильное. Операторы контакт-центра ежедневно работают с женщинами с повышенным уровнем тревожности. Поступают запросы на психологическое сопровождение детей и пожилых родителей. Не каждая семья готова признать, что им необходима помощь специалиста, но это не означает, что с ними не нужно проводить работу и оставлять наедине с тяжелыми мыслями.

Операторами кол-центра отмечено, что члены семей мобилизованных хорошо откликаются на участие в различного рода мероприятиях. Так, центром был организован выезд жен с детьми на базу отдыха. В рамках мероприятия прошли спортивные игры для детей, встречи с представителями духовенства, военкомата и психологом. Супруги отметили положительный эффект: им удалось отвлечься, пообщаться друг с другом, обменяться эмоциями, понять, что они не одни испытывают тревогу, они не одиноки. Таким образом, уровень напряжения в этих семьях снизился. Очень важным направлением работы местных штабов «Вместе мы сильнее» сейчас видим вовлечение членов семей военнослужащих в мероприятия, группы взаимоподдержки, социально-активную деятельность. И эта работа не должна быть одноразовой акцией, после которой семья будет забыта. Мероприятия должны быть системными, составлять целый календарь активности. Над этим мы и работаем.

Яна Кукушкина

Поделиться
139747