6 октября 2016

Как девки модничали

«Важское рядное», «Черника с молоком», «Узорочье», «Клюква», «Баса ненаглядная», «Осень-забавница», «Пинежские хваленки», «Вилегодское басье» – это все названия коллекций, которые представили современные модельеры на Межрегиональном фестивале «Костюм Русского Севера».

Хожу я по травке

Фестиваль проводится раз в два года, этот – уже третий по счету – стал творческой мастерской, где генерируются идеи и воплощаются самые смелые замыслы. На два дня, в общем-то, довольно невзрачный зал и сцена областного Дома народного творчества превратились в яркий и зрелищный подиум, где вызывали восхищенные аплодисменты модели в нарядах, пошитых по бабушкиным лекалам. Но это-то как раз и было самым вкусным и интересным.

Легкие струящиеся ткани, нежные бело-зеленые тона, тонкая вышивка и пуговки – дефиле настоящих босоногих березок коллекции Натальи Зотовой из Котласа «Песня северных земель». Будто не по сцене, а как в песне по травке ступают.

Ну а это уже птицы – машут широкими крыльями-подолами, отделанными цветастым лоскутом, – «Душегрея» от вологодского театра моды «Истоки». Они же показали и довольно смелую коллекцию «Вологодские росписи». Вязанные в технике макраме кокошники – будто маковки храмов, а на груди, рукавах – традиционные росписи по дереву. Именно за романтические мотивы традиционных техник в сценических костюмах эта коллекция удостоена специального приза жюри. Кстати, на спецпризы жюри не поскупилось.

– Коллективы почти профессионального уровня, качественно, хорошо работают, – заметила главный хранитель музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Людмила Кислуха. – Особенно порадовали новички – Елена Марасанова из деревни Куимиха за лоскутное чудо «Как девки модничали» и еще одна котлашанка, Наталья Зотова, с «Песней северных земель». Конкурс дает мощный толчок для развития творческих коллективов, несет позитив.

Шьем сами

Среди отмеченных в номинации «Сценический костюм» и жизнерадостная оранжево-желтая коллекция «По морошку» архангельского детского театра костюма «Каприз», и нарядные девчонки из верхнетоемского ансамбля «Поветерь», и «уличные» юные модники из Северодвинска с теплой коллекцией «Стрит стайл».

Лауреатом в номинации «Сценический костюм» стал театр моды «Леди совершенство» Соломбальского Дома детского творчества.

– Мы создаем коллекции разных стилей, – рассказала руководитель коллектива Ольга Голышева. – Девочки часто сами все придумывают, среди изюминок – «Ярмарка», «Ришелье», «Льняные узоры». А здесь показали «Сударыню», где попытались передать колорит северного костюма.

– Я пришла сюда изначально, чтобы шить, – добавляет Ольга Орешкова, – но занимаюсь четвертый год и все больше интересуюсь дизайном одежды, нравится на сцене выступать.

Басье и узорочье

Праздник продолжается. Сколько экспрессии в льняно-меховой «Ярославне – гостье Севера», которую привезли из Гатчины, – просто по песцам ходили девушки! Зачаровали вышивкой и ладным кроем лауреаты в номинациях «Традиционный» и «Современный авторский костюм» «Вилегодское басье» Валентины Харитоновой из Ильинско-Подомского и «Узорочье» вологодского театра русского костюма «Берегиня».

Вне конкурса показала свою коллекцию студия «Русские начала» из Москвы.

– Привезли самое любимое – «Ильин день» с покосными олонецкими костюмами, – рассказала Татьяна Валькова. – Мы серьезно занимается изучением и созданием реплик традиционного костюма, собрали коллекции каргопольского, мезенского и Летнего берега Белого моря. Для нас очень важна достоверность. Много ездим, учим детей, и с Архангельском дружим – скоро будут мастер-классы в «Малых Корелах».

В 2016 году проведение фестиваля поддержано федеральной целевой программой «Культура России», Министерствами культуры РФ и Архангельской области.

Кукольный бум

Новая кукольная номинация тоже собрала своих поклонников на мастер-классы.

– Я сначала ткань нахожу, а потом под нее и образ рождается, – раскрывает секреты Нина Варакина, – кружева беру старинные… Приходите ко мне на мастер-классы в «Архангелогородскую сказку» – вместе куколки делать и наряжать будем!

Куклы малы, да костюмы на них как на больших. Вот семья поморов за чаепитием, ребятня с горки съезжает на санях, мужики-охотники сидят на пеньках, а женки – за прялками, кажется, даже их тихая песня слышна… А вон те уже и танцуют под веселую гармонь!

Всего представлено около 70 кукол, отмечены работы Татьяны Куминовой из Вельска, Людмилы Окуловой из Мезени, Людмилы Рябовой из Пинеги и Светланы Бондаренко из Катунино. А лауреатом стала творческая мастерская «На крыльях времен» из Котласа.

– Сейчас же кукольный бум по всей России, потому появление новой номинации радует, – подводит итоги фестиваля председатель жюри Наталья Калашникова. – Очень хорошие коллекции, и сами кукольницы стали полноправными участниками конкурса. Надо еще больше стимулировать это направление, детей привлекать.

Но важно, что не просто похлопали, вручили награды, но и провели «разбор полетов». Мастера должны понять, в чем сила или слабость их коллекций, над чем надо поработать, тогда следующий конкурс будет еще сильнее.

Нина Варакина со своими молодухами

Комментарий

Алексей Павлов, заместитель министра культуры:

– Главное, что на фестивале модельеры, дизайнеры, художники могут не только показать свои достижения, но и получить профессиональные консультации экспертов. Сегодня появился интерес к фольклору, народной теме. Народный костюм становится не музейным экспонатом, не забытым добром в сундуках, а трендом сезона.
И тут важно и традицию соблюсти и развить ее, но не скатиться в кич, в эдакий лубок, сохранить эстетику народного костюма. Поэтому министерство культуры будет и дальше поддерживать этот фестиваль, расширять его географию, поощрять молодых модельеров.

Как девки модничали

Хожу я по травке

Фестиваль проводится раз в два года, этот – уже третий по счету – стал творческой мастерской, где генерируются идеи и воплощаются самые смелые замыслы. На два дня, в общем-то, довольно невзрачный зал и сцена областного Дома народного творчества превратились в яркий и зрелищный подиум, где вызывали восхищенные аплодисменты модели в нарядах, пошитых по бабушкиным лекалам. Но это-то как раз и было самым вкусным и интересным.

Легкие струящиеся ткани, нежные бело-зеленые тона, тонкая вышивка и пуговки – дефиле настоящих босоногих березок коллекции Натальи Зотовой из Котласа «Песня северных земель». Будто не по сцене, а как в песне по травке ступают.

Ну а это уже птицы – машут широкими крыльями-подолами, отделанными цветастым лоскутом, – «Душегрея» от вологодского театра моды «Истоки». Они же показали и довольно смелую коллекцию «Вологодские росписи». Вязанные в технике макраме кокошники – будто маковки храмов, а на груди, рукавах – традиционные росписи по дереву. Именно за романтические мотивы традиционных техник в сценических костюмах эта коллекция удостоена специального приза жюри. Кстати, на спецпризы жюри не поскупилось.

– Коллективы почти профессионального уровня, качественно, хорошо работают, – заметила главный хранитель музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Людмила Кислуха. – Особенно порадовали новички – Елена Марасанова из деревни Куимиха за лоскутное чудо «Как девки модничали» и еще одна котлашанка, Наталья Зотова, с «Песней северных земель». Конкурс дает мощный толчок для развития творческих коллективов, несет позитив.

Шьем сами

Среди отмеченных в номинации «Сценический костюм» и жизнерадостная оранжево-желтая коллекция «По морошку» архангельского детского театра костюма «Каприз», и нарядные девчонки из верхнетоемского ансамбля «Поветерь», и «уличные» юные модники из Северодвинска с теплой коллекцией «Стрит стайл».

Лауреатом в номинации «Сценический костюм» стал театр моды «Леди совершенство» Соломбальского Дома детского творчества.

– Мы создаем коллекции разных стилей, – рассказала руководитель коллектива Ольга Голышева. – Девочки часто сами все придумывают, среди изюминок – «Ярмарка», «Ришелье», «Льняные узоры». А здесь показали «Сударыню», где попытались передать колорит северного костюма.

– Я пришла сюда изначально, чтобы шить, – добавляет Ольга Орешкова, – но занимаюсь четвертый год и все больше интересуюсь дизайном одежды, нравится на сцене выступать.

Басье и узорочье

Праздник продолжается. Сколько экспрессии в льняно-меховой «Ярославне – гостье Севера», которую привезли из Гатчины, – просто по песцам ходили девушки! Зачаровали вышивкой и ладным кроем лауреаты в номинациях «Традиционный» и «Современный авторский костюм» «Вилегодское басье» Валентины Харитоновой из Ильинско-Подомского и «Узорочье» вологодского театра русского костюма «Берегиня».

Вне конкурса показала свою коллекцию студия «Русские начала» из Москвы.

– Привезли самое любимое – «Ильин день» с покосными олонецкими костюмами, – рассказала Татьяна Валькова. – Мы серьезно занимается изучением и созданием реплик традиционного костюма, собрали коллекции каргопольского, мезенского и Летнего берега Белого моря. Для нас очень важна достоверность. Много ездим, учим детей, и с Архангельском дружим – скоро будут мастер-классы в «Малых Корелах».

В 2016 году проведение фестиваля поддержано федеральной целевой программой «Культура России», Министерствами культуры РФ и Архангельской области.

Кукольный бум

Новая кукольная номинация тоже собрала своих поклонников на мастер-классы.

– Я сначала ткань нахожу, а потом под нее и образ рождается, – раскрывает секреты Нина Варакина, – кружева беру старинные… Приходите ко мне на мастер-классы в «Архангелогородскую сказку» – вместе куколки делать и наряжать будем!

Куклы малы, да костюмы на них как на больших. Вот семья поморов за чаепитием, ребятня с горки съезжает на санях, мужики-охотники сидят на пеньках, а женки – за прялками, кажется, даже их тихая песня слышна… А вон те уже и танцуют под веселую гармонь!

Всего представлено около 70 кукол, отмечены работы Татьяны Куминовой из Вельска, Людмилы Окуловой из Мезени, Людмилы Рябовой из Пинеги и Светланы Бондаренко из Катунино. А лауреатом стала творческая мастерская «На крыльях времен» из Котласа.

– Сейчас же кукольный бум по всей России, потому появление новой номинации радует, – подводит итоги фестиваля председатель жюри Наталья Калашникова. – Очень хорошие коллекции, и сами кукольницы стали полноправными участниками конкурса. Надо еще больше стимулировать это направление, детей привлекать.

Но важно, что не просто похлопали, вручили награды, но и провели «разбор полетов». Мастера должны понять, в чем сила или слабость их коллекций, над чем надо поработать, тогда следующий конкурс будет еще сильнее.

Нина Варакина со своими молодухами

Комментарий

Алексей Павлов, заместитель министра культуры:

– Главное, что на фестивале модельеры, дизайнеры, художники могут не только показать свои достижения, но и получить профессиональные консультации экспертов. Сегодня появился интерес к фольклору, народной теме. Народный костюм становится не музейным экспонатом, не забытым добром в сундуках, а трендом сезона.
И тут важно и традицию соблюсти и развить ее, но не скатиться в кич, в эдакий лубок, сохранить эстетику народного костюма. Поэтому министерство культуры будет и дальше поддерживать этот фестиваль, расширять его географию, поощрять молодых модельеров.

Поделиться
18000