Кадры решают все

arh44 16 58 e8bb6

Виктор Коваль

«У России нет другого пути, кроме устойчивого и поэтапного развития Арктической зоны, и мы будем наращивать усилия по ее мирному, ответственному и бережному освоению», – заявил вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин на открытии конференции «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития».

Несомненно, новый в отечественной истории этап промышленного освоения полярных территорий потребует иных решений и подходов в вопросах кадрового обеспечения этого процесса.

О его масштабе можно судить по прогнозам, озвученным Дмитрием Рогозиным: «Около 150 проектов со сроками реализации в Арктической зоне (АЗ) России до 2030-х годов общей стоимостью почти 5 триллионов рублей выбрано Минэкономразвития в качестве приоритетных».

Среди них по отраслевой направленности:
– переработка полезных ископаемых – более 48 процентов (в том числе алмазы – 14 процентов);
– транспорт – 16 процентов;
– геологоразведка – 7 процентов;
– реализация проектов на шельфе – 7 процентов;
– промышленность и энергетика – по 5 процентов;
– рыбная промышленность и сельское хозяйство – 5 процентов;
– по 2 процента экология, телекоммуникации и туризм.

На этой же конференции в рамках экспертной сессии «Многостороннее сотрудничество в образовании и науке в Арктике» ректор САФУ Елена Кудряшова, анонсируя выводы мониторинга кадровой потребности субъектов АЗ России, указала на потребности арктических регионов в специалистах социально-гуманитарной сферы (учителя, врачи, медсестры), а работодателей – в инженерно-технических и научных работниках.

Исследования по заданию департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ провели в 2015–2016 годах ученые Северного (Арктического) федерального университета. Более подробно их результаты были представлены на форуме «Созвездие» в Архангельске.

Напомним, что в июне 2016 года в рамках конференции «Арктика – национальный мегапроект: кадровое обеспечение и научное сопровождение» было подписано соглашение о создании Национального арктического научно-образо-вательного консорциума.
В настоящее время его членами являются 16 вузов, научных организаций и предприятий Архангельска, Санкт-Петербурга, Мурманска, Сыктывкара, Якутска, Петрозаводска, Томска, Уфы и Тюмени.

Что ВУЗ для Арктики готовит?

Представленные результаты мониторинга свидетельствуют, что общая текущая потребность АЗ России в специалистах с высшим образованием составляет 6198 человек, а среднесрочная – 8261 человек.

По программам арктической направленности в 17 субъектах обучаются 61 424 человека. Из них на бюджетной основе – почти 54 процента. При этом из 30 вузов (и их филиалов), участвовавших в исследованиях, лишь шесть непосредственно расположены на территории Арктической зоны.

Об эффективности системы подготовки специалистов для работы в полярных широтах дают представление цифры по трудоустройству выпускников:
– из университетов, расположенных в том же макрорегионе, – 71 процент (в САФУ – 75 процентов);
– из вузов вне Арктической зоны – 16 процентов.

Исследователи выявили крайнюю несбалансированность рынка труда, которая отмечается прежде всего между спросом и предложением трудовых ресурсов для арктических территорий. Кроме того, выявлен дефицит подготовки инженерных профессий и переизбыток невостребованных специалистов в сфере услуг и управления.

Директор Арктического центра стратегических исследований САФУ Константин Зайков отметил, чтобы изменить ситуацию, необходимо активизировать взаимодействие вузов с компаниями, ведущими хозяйственную деятельность в Арктике.
Анализ показал, что только 3,4 процента студентов (в САФУ – 5,9 процента), обучающихся по программам арктической направленности, поступают в вузы по целевому набору. Не в полной мере используется ресурс компаний – потенциальных работодателей в практической части образовательного процесса.

В САФУ разработано четыре собственных образовательных стандарта, которые реализуются по модели завод – втуз и учитывают особенности практико-ориентированной подготовки студентов судостроительных специальностей для предприятий Объединенной судостроительной корпорации (ОСК): ОАО «ПО «Севмаш», ОАО «ЦС «Звездочка», ОАО «СПО «Арктика».

Вузы не включены в процесс планирования и развития создаваемых опорных зон. При разработке лишь четверти образовательных программ учитываются реализуемые и перспективные мегапроекты в Арктике.

В то же время рынок труда характеризуется замкнутостью отраслевых и корпоративных кадровых агентств.

Со школьной скамьи

Качество подготовки специалиста определяет успех любого дела. Неслучайно в серьезных и крупных компаниях, таких, например, как «Роснефть», особое внимание уделяют развитию собственных служб персонала, а сама служба там сродни старательской артели.

Процесс намывания «кадрового золота» кропотливый и трудоемкий. В региональном подразделении нефтяной корпорации ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» существует своя система «выращивания кадров» со школьной скамьи с сопровождением выпускников «Роснефть-класса» в институте.

Для того чтобы облегчить поиск нужных специалистов, в рамках предприятия создаются специальные программы по работе не только с внешним кадровым резервом, но и с внутренним.

– С внедрением компьютерной системы работы с кадровым резервом у нас есть возможность посмотреть динамику профессионального роста специалиста начиная чуть ли не со школьной скамьи, – отмечает руководитель сектора оценки и развития персонала Юлия Сивкова, – каков был его карьерный путь и достижения за последние 5–10 лет. Система позволяет просмотреть работника в динамике профессионального роста, а также в рамках рейтинговой оценки.

Безопасность превыше всего

У спасательных служб подход к подготовке кадров для Арктики отраслевой. Два факультета Высшей инженерной школы САФУ готовят специалистов по техносферной и пожарной безопасности.

Открыто заочное обучение, где получают высшее образование действующие специалисты из отрядов государственной противопожарной службы и служб спасения.

– Удалось выстроить систему подготовки в Архангельске: учебно-методический центр имеет лицензии на подготовку всех категорий по линии противопожарной службы и спасателей, – подчеркнул руководитель агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области Александр Уваров. – Мы движемся в направлении, чтобы наша служба могла решать любые задачи, связанные с безопасностью.

Вместе с базовым высшим образованием – спасатель – выпускник, став специалистом, может повысить классность, получить специалитет, пройти дополнительные курсы по работе со специализированным инструментом, на руководителя тушения пожара и ликвидации аварий.

Есть планы и предварительные договоренности агентства с руководством Высшей инженерной школы САФУ об открытии в ближайшие два года кафедры «Спасательные технологии в Арктике».

– Мы продвигаем на заочное обучение тех, кто уже работает у нас. Отслеживаем студентов – они проходят практику в наших подразделениях. Участвуем в приеме госэкзаменов. Вместе с положительными результатами самые успешные получают предложения о трудоустройстве – если образование высшее, то должность не ниже командира отделения, начальника дежурной смены или даже заместителя начальника части. У нас подразделения по всей области, – отметил Александр Уваров.

Образовательный процесс строится в плановом порядке, с пониманием – сколько специалистов высшего звена и когда нужно получить.

В свое время была упущена подготовка целого звена службы – начальников отделов ГО и ЧС муниципальных образований. 

Восполнить пробелы в спецобразовании стараются сегодня.

Избытка кадров нет, зато есть ограничения в преподавательском составе, поэтому обучение ведется целевым способом.

– Мы создаем систему кадрового резерва. Если бы мы сейчас не начали подготовку молодых кадров, получающих и опыт, и образование, то через 3–5 лет пришли бы к тому, что по уходу специалистов на пенсию их некем было бы заменить. Те, кто прошел очно-заочное обучение у нас, сто процентов остаются здесь, – рассказал Александр Уваров.

arh44 16 57 6df52

Фото: geografica.ru

«Циркумполярные» профессии

«Циркумполярные» буквально означает «вокруг полюса». В нашем случае – Северного. Термин принят для обозначения как арктических, так и субарктических (прилегающих к ним) территорий. Государства, на них расположенные, – Норвегия, Финляндия, Канада, США (Аляска), Дания (Гренландия), Россия – ведут активное взаимодействие, в частности, в образовательной сфере, создав, например, циркумполярную ассоциацию университетов, в которую входит и САФУ.

– В Арктическом регионе мы приходим к конвергенции научного знания и образовательной политики. На территории РФ и у коллег по сетевому университету Арктики образовались общие тенденции – появились уникальные образовательные арктические программы, которые развиваются в сети между вузами либо с основными работодателями, – подчеркнула ректор САФУ Елена Кудряшова.

Если исходить из приоритетов социально-экономического развития Арктической зоны в целом, то подобные программы подразумевают подготовку специалистов главным образом в интересах крупных корпораций и компаний, ведущих освоение ресурсов макрорегиона и Северного морского пути. Однако не меньшее, а, возможно, даже равное значение имеет подготовка профессионалов для развития местной экономики муниципалитетов Арктики, в первую очередь в области безопасного природопользования и экологии.

– Речь о том, что растет потребность не в «чистых» юристах или экономистах, востребованы выпускники, сочетающие как профильное естественно-научное образование, так и серьезную гуманитарную подготовку. Условно назовем их североведами, – прокомментировал ситуацию заведующий лабораторией проблем развития СМП и прибрежных территорий Федерального научного центра комплексного исследования Арктики РАН в Архангельске Андрей Подоплекин. – Это люди, которые понимают в совокупности этнографические, этнокультурные процессы, происходящие на Севере, знают специфику природопользования на приарктических территориях.

В экстремальных условиях характер и способы природопользования являются этнообразующими и формируют фенотип человека, проживающего в этих регионах. Культура на Севере очень тесно связана с природой.

– В мире сейчас востребованы люди, которые понимают культуру северных народов, а в сфере междисциплинарной подготовки в норвежских, канадских университетах, да и в САФУ развиваются такие направления, как циркумполярные науки. Готовятся специалисты, которые как раз способны работать с местным населением, понимая специфику их проживания, окружающего климата, особенности взаимодействия человека и природы на Севере, – рассказал ученый.

Другая сфера, в которой востребованы культурологи и этнологи арктического профиля, – это туризм. Специалисты, владеющие совокупностью этнокультурных знаний в сфере экологии и экономики, способны создавать и проектировать уникальные турпродукты.

Кроме этого, объекты культурного и морского наследия в Арктике имеют в прямом смысле геополитическое значение, так как являются неопровержимым физическим доказательством исторических прав России на определенные территории, острова и морские акватории.

Возвращение в Русскую Арктику

«Усилия государств в ближайшее время будут направлены на формирование механизмов поддержки в том числе финансового и проектного направления деятельности России в Арктике, а также на разработку механизма отбора такого рода инициатив.

Поддержку указанной деятельности предполагается осуществлять в рамках Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, созданной указом Президента Российской Федерации в целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике и повышения государственного управления при реализации стратегических приоритетов», – указал в выступлении Дмитрий Рогозин на конференции «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития».
Одним из таких приоритетов является развитие Северного морского пути (СМП).

В транспортной стратегии развития России до 2030 года и стратегии развития арктических территорий предусматривается, что развитие СМП – национальной транспортной магистрали – осуществляется как системы, связанной с меридиональными речными путями великого пятиречья Сибири: Колымы, Лены, Индигирки, Енисея, Оби.

– Использование речных меридиональных путей, связанных с СМП, в условиях Арктики в России по эффективности сопоставимо с железными или автомобильными дорогами. К примеру, автодорога вдоль Енисея экономически бессмысленна. Но люди там живут. Сама природа и география нашей страны подталкивают нас к тому, чтобы использовать эти речные пути, – подчеркнул Андрей Подоплекин.

Кстати, именно на развитие этой сферы направлены решения президиума Госсовета, прошедшего в августе в Волгограде под председательством Президента России.

Поэтому на северном направлении нужны специалисты водного транспорта, в области речного судостроения, транспортной логистики. Все это тянет за собой и обустройство береговой инфраструктуры, комплексное развитие прибрежных территорий и поселений по всей протяженности СМП. В перспективе это те, кто запустит, по сути, новую отрасль арктической экономики, связанную с эксплуатацией «Великого шелкового пути» XXI века.

– СМП – это не просто морская трасса. Она может быть эффективно использована только при наличии навигационного обеспечения, спасательных служб, пунктов перевалки грузов, снабжения питанием и топливом, оказания медицинской помощи. Соответственно, нужны метеорологи, специалисты информационно-компьютерных технологий, в сфере дистанционного зондирования Земли (спутниковые съемки), гляциологи (специалисты в области льда), климатологи, полярные врачи, – подчеркнул ученый.

Учитывая, что речь идет о гигантских морских пространствах, покрытых льдом, требуется соответствующая спасательная авиация с подготовленными полярными пилотами, способными летать и ориентироваться в монотонной среде, без всяких визуальных ориентиров и в условиях полярной ночи.

Потребуются создание новой арктической медицины и подготовка врачей, которые способны оказать помощь при обморожениях, резких изменениях в работе сердечно-сосудистой системы в условиях кислородной недостаточности.

– И это люди, которые должны жить там. То есть мы вновь подходим к тому, что нам надо по-новому обустраивать Амдерму, Индигу, Индигирку, Тикси, Диксон… Жилье, электростанции, связь, портовые сооружения, вертолетные площадки, – считает Андрей Подоплекин. – И это должны быть люди, готовые жить в таких условиях постоянно. Вахтовым методом, как в нефтянке, здесь не обойдешься. Это должны быть люди особого морального склада и мотивации.

Материал подготовлен в рамках исполнения государственной программы обеспечения информирования населения о социально-экономическом развитии Архангельской области.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 12 ноября 2016 г.