24 июля 2014

К вечным льдам под парусами

Валерий Степаненко, фото автора и Виктора Клиндюка 


 

В июле исполняется 30 лет похода пятерых архангельских яхтсменов в Арктику в честь 400-летия Архангельска. В 1984 году яхта «Соловки» установила новый мировой рекорд плавания в северных широтах – 80 градусов 21 минута 54 секунды. Вспоминает капитан яхты Валерий Степаненко.

Отсчет пошел от набережной Седова

Высокоширотным плаванием к седому Груманту мы хотели напомнить архангелогородцам в первую очередь о замечательном морском искусстве наших предков, чтобы не уходили в забвение славные поморские традиции. А еще в планах было превзойти достижение 1968 года польской яхты «Мествин». В судовом журнале поляков зафиксирована широта 80о05′. За всю историю парусного спорта так высоко не поднималась ни одна яхта.

7 июля 1984 года мы отошли от причала на набережной Седова. У приемного буя поставили паруса, запустили забортный лаг. Начался отсчет долгих 2600 миль пути.

В Норвежском море яхту облетел американский 4-моторный самолет. Убедился, что мы не подводная лодка, и ушел на базу. 14 июля, достигнув траверза мыса Слетнес, взяли курс на Шпицберген. Вскоре встретили стаю дельфинов. Остров Медвежий, скрытый туманом, над которым виднелась столообразная гора Мизери с тремя вершинами, обошли с запада.

Уходя дальше на север, 17 июля увидели остроконечный белоснежный горный пик, освещенный солнцем. Это была гора Хорнсуннитинн высотой 1431 метр, расположенная на юге Шпицбергена. Казалось, совсем близко, но до самого острова оставалось свыше 55 миль – сказывалась полярная рефракция.

Гостеприимный Ню-Олесунн

Решающий бросок на север решили делать из Ню-Олесунна, самого северного в мире поселения. Это позволяло сэкономить добрую сотню миль по сравнению с вариантом выхода из Баренцбурга, русского шахтерского поселка на Шпицбергене.

И вот в глубине залива Конгсфьорд показались купола телеметрической станции норвежского полярного института – главной достопримечательности Ню-Олесунна. Пришвартовавшись к уютному деревянному причалу, экипаж ступил на твердую землю после двухнедельного перехода.

Картина великолепная. Незаходящее полуденное солнце отражается от ледника Королевская дорога. В звенящей тишине порой можно услышать странный глухой звук, похожий на выстрел, – от ледника откалывается новый сверкающий айсберг. Над заливом величественно возвышаются горы-близнецы Три Короны.

Ню-Олесунн назывался раньше Кингсбеем. С ним связаны многие страницы истории освоения Арктики. Отсюда стартовали экспедиции Амундсена и Нобиле. Отсюда в 1926 году поднялся в воздух самолет Ричарда Бэрда и Флойда Беннета, на котором они достигли полюса. Отсюда уходил «Фрам» Фритьофа Нансена.

С выходом на север из гостеприимного Ню-Олесунна пришлось поторопиться. С голландского научно-исследовательского судна «Планкус» получили сообщение о благоприятной ледовой обстановке в высоких широтах – кромка пакового льда отошла на 80о39′. 20 июля в пять часов утра «Соловки» отошли от причала и легли на курс норд вдоль побережья.

Шли сквозь туман

Ровный восточный ветер позволял идти курсом галфинд под всеми парусами. Красочная панорама гор Семь Сестер с правого борта напоминала космический пейзаж. Остроконечные кряжи разделены ослепительными глетчерами, горные вершины бросали четкие тени на соседние ледники, белые облака тумана лежали в долинах. Шли в полном одиночестве. Только стайки люриков проносились рядом с яхтой.

В полдень нанесли на карту свое местоположение. Едва успели определить широту секстаном, как все накрыло туманом. Сделав вычисления по меридиональной высоте светила, получили обсервированную широту 80о01’9». Это значит, что яхта уже за 80-й широтой! Севернее поднимались лишь поляки в 1968-м. Никто в мире не пытался превзойти это достижение.

Меж тем туманом незаметно заволокло горизонт. Но море было по-прежнему свободно ото льда, устойчиво тянул северо-восточный ветер. Яхта приближалась к кромке вечного льда. Ветер ослаб, скорость яхты уменьшилась. Все вышли на палубу, оживленно переговаривались. Было ясно, что приближается кульминационный момент нашего плавания.

Рекорд взят

Все всматривались вперед – каждый первым хотел увидеть первую льдину. Море пустынно. Даже вездесущие люрики исчезли. Давно не сопровождают нас чайки. Вновь опускается туман. Очень странная обстановка – кругом туман, а над головой ясное небо.

В 21.00 по курсу послышался шум, нарастающий с каждой минутой. Временами сквозь туман пробивался белесоватый отсвет, свидетельствующий о приближении льдов. Заметно похолодало. Не сговариваясь, все начинают натягивать на себя теплую одежду. Пригодились и меховые рукавицы.

В 23.00 показались первые льдины, их становилось все больше. Вскоре появились большие ледяные поля, начали окружать. Временами разводья между льдинами сужаются настолько, что лишь немного превышают ширину яхты. Продвижение на север пришлось прекратить: льды начинали смыкаться. В 23.40 21 июля в полынье, позволявшей сделать поворот, развернулись и по всем правилам пришвартовались к большой льдине. В судовой журнал записали счислимые координаты: 80о21’54» северной широты, 7о30′ восточной долготы.

Яхта «Соловки» поднялась на 16 минут выше «Мествина», поставив рекорд яхтенного высокоширотного плавания под парусами. Сфотографировались на фоне яхты и вечных льдов Гренландского моря. К тому времени ветер стих. Опасаясь возможных ледовых подвижек (хрупкий корпус яхты не мог противостоять полярным льдам), запустили дизель и на чистую воду вышли под мотором. Когда кромка льда осталась позади, «Соловки» снова поймали ветер. Поставив все паруса, мы пошли в бакштаг, держа курс прямо на юг.

Встреча у кромки льдов

Несмотря на позднее время, хотя и условную, но все-таки ночь, свободные от вахты вниз не уходили. И в этот момент вдруг заработала наша УКВ-радиостанция. В эфире послышалась английская речьг:

– Судно, идущее с севера, вы видите меня на радаре?

– Мы яхта «Соловки». У нас нет радара, мы вас не видим.

– Я круизный лайнер «Европа», порт приписки – Бремен. Идем с туристами к кромке льда. Откуда вы следуете?

– Мы вошли в лед под парусами, возвращаемся обратно.

– Яхта «Соловки»! Где находится кромка льда?

– Кромка льда находится на 80о21′.

Пожелали счастливого плавания, но из-за тумана так и не смогли разглядеть друг друга.

Вскоре мы прошли траверз острова Фестинген, что означает «крепость». Остров действительно похож на крепость с зубцами башен. Впереди на южном берегу Грин-Фьорда показался поселок русских полярников на Шпицбергене – Баренцбург. Рано утром 24 июля мы пришвартовались к причалу. Нас уже ждали.


 

В июле исполняется 30 лет похода пятерых архангельских яхтсменов в Арктику в честь 400-летия Архангельска. В 1984 году яхта «Соловки» установила новый мировой рекорд плавания в северных широтах – 80 градусов 21 минута 54 секунды. Вспоминает капитан яхты Валерий Степаненко.

Отсчет пошел от набережной Седова

Высокоширотным плаванием к седому Груманту мы хотели напомнить архангелогородцам в первую очередь о замечательном морском искусстве наших предков, чтобы не уходили в забвение славные поморские традиции. А еще в планах было превзойти достижение 1968 года польской яхты «Мествин». В судовом журнале поляков зафиксирована широта 80о05′. За всю историю парусного спорта так высоко не поднималась ни одна яхта.

7 июля 1984 года мы отошли от причала на набережной Седова. У приемного буя поставили паруса, запустили забортный лаг. Начался отсчет долгих 2600 миль пути.

В Норвежском море яхту облетел американский 4-моторный самолет. Убедился, что мы не подводная лодка, и ушел на базу. 14 июля, достигнув траверза мыса Слетнес, взяли курс на Шпицберген. Вскоре встретили стаю дельфинов. Остров Медвежий, скрытый туманом, над которым виднелась столообразная гора Мизери с тремя вершинами, обошли с запада.

Уходя дальше на север, 17 июля увидели остроконечный белоснежный горный пик, освещенный солнцем. Это была гора Хорнсуннитинн высотой 1431 метр, расположенная на юге Шпицбергена. Казалось, совсем близко, но до самого острова оставалось свыше 55 миль – сказывалась полярная рефракция.

Гостеприимный Ню-Олесунн

Решающий бросок на север решили делать из Ню-Олесунна, самого северного в мире поселения. Это позволяло сэкономить добрую сотню миль по сравнению с вариантом выхода из Баренцбурга, русского шахтерского поселка на Шпицбергене.

И вот в глубине залива Конгсфьорд показались купола телеметрической станции норвежского полярного института – главной достопримечательности Ню-Олесунна. Пришвартовавшись к уютному деревянному причалу, экипаж ступил на твердую землю после двухнедельного перехода.

Картина великолепная. Незаходящее полуденное солнце отражается от ледника Королевская дорога. В звенящей тишине порой можно услышать странный глухой звук, похожий на выстрел, – от ледника откалывается новый сверкающий айсберг. Над заливом величественно возвышаются горы-близнецы Три Короны.

Ню-Олесунн назывался раньше Кингсбеем. С ним связаны многие страницы истории освоения Арктики. Отсюда стартовали экспедиции Амундсена и Нобиле. Отсюда в 1926 году поднялся в воздух самолет Ричарда Бэрда и Флойда Беннета, на котором они достигли полюса. Отсюда уходил «Фрам» Фритьофа Нансена.

С выходом на север из гостеприимного Ню-Олесунна пришлось поторопиться. С голландского научно-исследовательского судна «Планкус» получили сообщение о благоприятной ледовой обстановке в высоких широтах – кромка пакового льда отошла на 80о39′. 20 июля в пять часов утра «Соловки» отошли от причала и легли на курс норд вдоль побережья.

Шли сквозь туман

Ровный восточный ветер позволял идти курсом галфинд под всеми парусами. Красочная панорама гор Семь Сестер с правого борта напоминала космический пейзаж. Остроконечные кряжи разделены ослепительными глетчерами, горные вершины бросали четкие тени на соседние ледники, белые облака тумана лежали в долинах. Шли в полном одиночестве. Только стайки люриков проносились рядом с яхтой.

В полдень нанесли на карту свое местоположение. Едва успели определить широту секстаном, как все накрыло туманом. Сделав вычисления по меридиональной высоте светила, получили обсервированную широту 80о01’9». Это значит, что яхта уже за 80-й широтой! Севернее поднимались лишь поляки в 1968-м. Никто в мире не пытался превзойти это достижение.

Меж тем туманом незаметно заволокло горизонт. Но море было по-прежнему свободно ото льда, устойчиво тянул северо-восточный ветер. Яхта приближалась к кромке вечного льда. Ветер ослаб, скорость яхты уменьшилась. Все вышли на палубу, оживленно переговаривались. Было ясно, что приближается кульминационный момент нашего плавания.

Рекорд взят

Все всматривались вперед – каждый первым хотел увидеть первую льдину. Море пустынно. Даже вездесущие люрики исчезли. Давно не сопровождают нас чайки. Вновь опускается туман. Очень странная обстановка – кругом туман, а над головой ясное небо.

В 21.00 по курсу послышался шум, нарастающий с каждой минутой. Временами сквозь туман пробивался белесоватый отсвет, свидетельствующий о приближении льдов. Заметно похолодало. Не сговариваясь, все начинают натягивать на себя теплую одежду. Пригодились и меховые рукавицы.

В 23.00 показались первые льдины, их становилось все больше. Вскоре появились большие ледяные поля, начали окружать. Временами разводья между льдинами сужаются настолько, что лишь немного превышают ширину яхты. Продвижение на север пришлось прекратить: льды начинали смыкаться. В 23.40 21 июля в полынье, позволявшей сделать поворот, развернулись и по всем правилам пришвартовались к большой льдине. В судовой журнал записали счислимые координаты: 80о21’54» северной широты, 7о30′ восточной долготы.

Яхта «Соловки» поднялась на 16 минут выше «Мествина», поставив рекорд яхтенного высокоширотного плавания под парусами. Сфотографировались на фоне яхты и вечных льдов Гренландского моря. К тому времени ветер стих. Опасаясь возможных ледовых подвижек (хрупкий корпус яхты не мог противостоять полярным льдам), запустили дизель и на чистую воду вышли под мотором. Когда кромка льда осталась позади, «Соловки» снова поймали ветер. Поставив все паруса, мы пошли в бакштаг, держа курс прямо на юг.

Встреча у кромки льдов

Несмотря на позднее время, хотя и условную, но все-таки ночь, свободные от вахты вниз не уходили. И в этот момент вдруг заработала наша УКВ-радиостанция. В эфире послышалась английская речьг:

– Судно, идущее с севера, вы видите меня на радаре?

– Мы яхта «Соловки». У нас нет радара, мы вас не видим.

– Я круизный лайнер «Европа», порт приписки – Бремен. Идем с туристами к кромке льда. Откуда вы следуете?

– Мы вошли в лед под парусами, возвращаемся обратно.

– Яхта «Соловки»! Где находится кромка льда?

– Кромка льда находится на 80о21′.

Пожелали счастливого плавания, но из-за тумана так и не смогли разглядеть друг друга.

Вскоре мы прошли траверз острова Фестинген, что означает «крепость». Остров действительно похож на крепость с зубцами башен. Впереди на южном берегу Грин-Фьорда показался поселок русских полярников на Шпицбергене – Баренцбург. Рано утром 24 июля мы пришвартовались к причалу. Нас уже ждали.

Поделиться
3521