3 мая 2023

Юрьевский рубеж готов к приему туристов

Новый и красивый, цветной снаружи и комфортабельный внутри вагон пригородного поезда Архангельск – Пукса плавно подъезжает к полустанку, обозначенному на карте как 966-й километр 9-й пикет. 

Юрьевский рубеж готов к приему туристов

Идеально ровная железная дорога уходит прямо на юг. К западу от нее – стена поморской тайги, а сразу за стеной прячутся столетние фортификации, вокруг которых в годы Гражданской войны и интервенции гремели бои, а количество жертв с обеих сторон исчислялось сотнями и даже тысячами.

Из вагона выходит первая организованная группа туристов, приехавшая на Юрьевский рубеж – воспитанницы новодвинского образцового хореографического коллектива «Золотая стрекоза».

Экскурсию на Железнодорожный фронт им организовали «боевые штыки», как они себя называют, АНО «ПОБЕДА» – архангельской организации, которая уже много лет занимается археологическими изысканиями и благоустройством этого места ратной славы, а также восстановлением мемориального комплекса на острове Мудьюг.

Многие годы на старые, заросшие окопы в этих местах мог случайно наткнуться разве что грибник или охотник, да и то вряд ли бы догадался, что это окопы, а не обычный овраг. А из окна проезжающих поездов и вовсе ничто не говорило о том, что буквально в сотне метров от железной дороги разбросан целый комплекс оборонительных сооружений и траншей. Сегодня здесь уже небольшая станция с перроном, вдоль леса – аншлаги с огромной надписью «ЮРЬЕВСКИЙ РУБЕЖ», муляж английского танка, противопехотные ежи, блокгауз и траншеи и даже полевая кухня. Все проходящие мимо поезда протяжно гудят, проезжая это место.

– Работы здесь мы начали очень давно, сразу после того, как по старым аэрофотоснимкам из зарубежных архивов удалось определить место. Годы ушли на раскопки и ликвидацию снарядов, коих тут было разбросано немало. Удалось определить имена некоторых бойцов, чьи останки мы здесь нашли и перезахоронили. На воронке от разрыва фугаса в 2011 году построили и освятили часовню. Постепенно обустроили быт. Работы тут ведем и зимой и летом, и сегодня здесь уже вполне благоустроенный маршрут с деревянными настилами и воссозданными элементами линии обороны, – рассказывает комендант мемориала «Юрьевский рубеж» Алексей Сухановский.

Линия обороны представляла собой полуторакилометровое кольцо из траншей и деревянных ДОТов вокруг железной дороги. Такая форма укреплений позволяла контролировать передвижение железнодорожных составов и бронепоездов. Других дорог на юг здесь не было и нет. Именно вдоль Северной железной дороги интервенты пытались прорваться из Архангельска вглубь страны и, судя по архивным картам, планировали выйти к Москве.

Алексей Сухановский ведет экскурсию по маршруту вдоль присыпанных снегом траншей. В качестве экспонатов – ржавые осколки снарядов, истлевшие походные кружки, мотки колючей проволоки.

Сто лет назад интервенты высадились в Архангельске под вполне благовидным предлогом – для охраны военных складов. Но почти сразу стали вести себя, как и в любой другой стране мира, которые всегда воспринимали не иначе, как колонии, рассказывает экскурсовод. Вначале все шло достаточно гладко. Большевики ими воспринимались как шайки вооруженных бандитов, но вскоре им пришлось столкнуться с ожесточенным противостоянием, усугублявшимся непривычно холодным климатом и непроходимым ландшафтом.

Юрьевский рубеж получил название по имени полка Красной армии, бойцы которого смогли остановить здесь интервентов, – дальше враг пройти не смог, а затем и вовсе начал откатываться назад, к Архангельску, откуда в 1919 году с позором был вынужден отчалить обратно на запад, прихватив с собой немало пароходов, в числе которых оказался и легендарный ледокол «Святогоръ», позднее выкупленный Советской Россией и сегодня украшающий в качестве плавучего музея набережную Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге.

– Это место ратного подвига, место славы русского оружия. И пусть события тех лет остались в тени более драматичных битв прошлого века, но для нас оно ценно тем, что здесь сложили головы жители нашей области, наши предки. К тому же в России больше нет мемориалов в память о боевых действиях в годы интервенции, которая охватила Дальний Восток, Украину, Крым, Кавказ и Русский Север, – рассказывает директор АНО «ПОБЕДА» Игорь Слободянюк. – Именно об этом месте губернатор Александр Цыбульский лично докладывал президенту страны в начале этого года. В Устьянах он доложил Владимиру Путину, что ведется работа по организации поезда выходного дня. Сегодня мы провели первую пробную экскурсию и готовы сообщить, что для выполнения поручения губернатора на Рубеже все готово.

Удобное расписание позволяет с комфортом добраться до Рубежа, провести здесь четыре часа и, узнав много нового, вернуться домой. Боевые археологи планируют и дальше обустраивать место ратной славы, постоянно пополняя его новыми экспонатами.

Расстояние от Архангельска до станции Юрьевский Рубеж – 172 км, время в пути – 4 часа.

Денис Селиванов
Фото: Николай Гернет

Поделиться
143431