В 2019 году Архангельская область начинала в нацпроекте «Безопасные качественные дороги» (БКД) с цифры 100 км, в прошлом году к ста запланированным добавились еще почти 50 дополнительных, а в этом году дорожники сдают почти 150 км. В дальнейшем Поморье должно выйти на показатель 200 км в год.
Об этом сообщил руководитель дорожного агентства «Архангельскавтодор» Игорь Пинаев в ходе онлайн-трансляции, посвященной итогам нацпроекта БКД в Архангельской области. Вместе с ним в прямом эфире на вопросы пользователей отвечал заместитель министра транспорта Архангельской области Денис Кулижников.
100%
На данный момент протяженность автодорог в Архангельской области превышает 20 тысяч км, из них 1214 км – дороги федерального значения (М-8 и А-215). В этом году их протяженность увеличилась за счет передачи дороги Чукшино – Тотьма – Котлас — Куратово. Ее длина — 663,9 км. Из них 188,88 км проходит на территории Архангельской области. Ремонт таких объектов проходит исключительно за счет средств федерального бюджета, то есть по стопроцентному нормативу.
— Если сложить все работы, которые проводятся на федеральных автомобильных дорогах в этом году, то мы получим более 170 км – это ремонт, капремонт, поверхностная обработка, — уточнил Денис Кулижников.
Что касается региональных автомобильных дорог, то обновление затронуло более 20 тысяч км. Это объекты, которые находятся в областной и муниципальной собственности.
2/3 автомобильных дорог в Архангельской области имеют гравийное и щебеночное покрытие. Из семи тысяч км автодорог асфальтобетоном покрыты 1756 км. При этом имеются и грунтовые дороги, которых почти 10%.
— Долгое время дорогами местных образований никто не занимался, только с началом национального проекта активизировались работы в агломерации Архангельск – Северодвинск — Новодвинск, большие работы проводятся в самих городах и Приморском районе, — сообщил Денис Кулижников. — При этом львиная доля дорог в районах, районных центрах, объекты межпоселенческого уровня находятся в неудовлетворительном состоянии.
Цифры нацпроекта
Этот год — один из прорывных по дорожному ремонту. В текущем году на региональную сеть было направлено 3 млрд 195 млн рублей. Было отремонтировано 150 км дорог, в перспективе планируется выйти на цифру 172 км. В прошлом году эта цифра не превышала 100 км, а в 2017-м без федеральных средств область смогла позволить себе отремонтировать 5 км дорог, а построить 2 км.
По агломерации план — 27 км – практически выполнен. В Новодвинске и Приморском районе работы завершены, осталось несколько объектов в Северодвинске и Архангельске, к концу сентября и они будут сданы.
Всего, по словам директора «Архангельскавтодора» Игоря Пинаева, нацпроектом БКД охвачено восемь муниципалитетов Архангельской области.
В этом году по нацпроекту отремонтировано 148 км дорог, в том числе по новым направлениям. К ним относятся дорога на Мезень и автомобильная дорога Коноша – Вельск.
Работы на дороге Архангельск – Белогорский велись сразу на трех участках: Трепузово – Ценовец (35–55 км); участок по деревне Рембуево, а также участок от Луковецкого до Белогорского (82–110 км). Суммарно по этому направлению в 2021 году отремонтировано 49 км, а это примерно треть от всего объема дорожных ремонтов по нацпроекту в Архангельской области.
Еще одной премьерой года, не менее долго ожидаемой жителями Поморья, станет начало ремонта автомобильной дороги Коноша – Вельск. Игорь Пинаев в шутку называет Коношский район своеобразной островной территорией: в районном центре и вокруг него асфальт есть. А примерно через 30 километров в любом направлении (Вельск, Няндома, Вологда) он вдруг заканчивается…
На дороге Коноша — Вельск ремонт завершился близ деревни Норинской, в этом году суммарно работы выполнены почти на 40 км, остальной участок протяженностью 52 км отремонтируют в 2022-2023 годах. Продолжились в этом году работы и на автомобильной дороге Долматово – Няндома – Каргополь – Пудож. Протяженность всей дороги 285 км, и только за один год отремонтировано около 70 км во всех трех районах, по которым она проходит: в Вельском, Няндомском и Каргопольском. В этом году был план обновить 13 км в Няндомском и 23 км на границе Няндомского и Каргопольского районов.
В Устьянском районе отремонтировали подъезд к «Малиновке» – одному из главных спортивных и туристических центров Архангельской области.
Еще один участок протяженностью 14 км капитально, с переводом бывшей гравийки в асфальтобетон отремонтировали на автодороге Усть-Вага – Ядриха в Верхнетоемском районе.
— Работы идут в графике, кое-где с опережением, есть слегка отстающие, но в конце месяца планируем основные работы завершить, — пояснил Игорь Пинаев.
Финансирование
В этом году на агломерацию Архангельск — Северодвинск – Новодвинск выделено 568 млн федеральных средств. К ним добавлены средства областного бюджета — 142 млн, остальное — вклад муниципальных образований. Таким образом, общая сумма на агломерацию в 2021-м составила 870 млн рублей. Архангельск из этих средств получил 450 млн – на семь улиц протяженностью 12,7 км.
По распоряжению правительства РФ летом 2021 года Архангельской области было выделено дополнительно 700 млн рублей. На эти средства ремонтируются дороги в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Вельском, Няндомском, Приморском, Пинежском, Холмогорском и Устьянском районах. В данных муниципалитетах находятся самые сложные участки, которые требовали незамедлительного ремонта.
— На сегодняшний день все контракты заключены, на большей части объектов работы начались, а на девяти из них уже закончена укладка асфальтобетона. Завершить ремонтные работы подрядчики должны до 31 октября, — сообщил Денис Кулижников.
Дополнительные федеральные средства на ремонт дорог Поморье получило в рамках ведомственной целевой программы «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения». Всего выделено 30 млрд рублей, которые были распределены между 84 субъектами РФ.
— Приходится работать очень оперативно. Это дополнительно 189,4 миллиона рублей на ремонт в Архангельске и 170 миллионов в Северодвинске. Опасений, что данные контракты не будут исполнены, на сегодняшний день нет, — сообщил заместитель министра транспорта Архангельской области Денис Кулижников.
Так, сейчас проводится ремонт на улице Северодвинской в областном центре. Новый асфальт укладывают на участке от проспекта Новгородского, который в прошлом году отремонтировали в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», до главного корпуса САФУ. Подрядчик ЗАО «АГСУМ» приступил к работам 17 августа и должен завершить их до 31 октября.
Ремонт проводится без перекрытия улицы — движение ограничено одной полосой. Дорожники провели все подготовительные работы и приступили к асфальтированию – перед укладкой выравнивающего асфальтового слоя подняли коммуникационные колодцы, выполнили фрезерование дорожного полотна.
Стартовали работы и на улице Касаткиной – проезд у «Водоканала» для автомобилистов давно был непростым. На ремонт дорожного полотна выделено 8,5 млн рублей.
Полностью завершены работы на семи дорожных объектах в Архангельске, на которые поступили дополнительные средства. В порядок приведены улицы Зеньковича, 263-й Сивашской Дивизии, Макарова, Дрейера, Шкулева, Романа Куликова и проспект Северный. Все они давно требовали ремонта.
Завершены досрочно
На трех из пяти региональных дорожных объектах, отремонтированных в этом году с помощью дополнительного федерального финансирования, работы завершены в середине сентября. Так, новый асфальт появился в Холмогорском и Вельском районах.
Обновлен двухкилометровый участок дороги, проходящий по поселку Усть-Пинега, который не ремонтировался около двадцати лет. Сейчас здесь уложен современный износостойкий щебёночно-мастичный асфальтобетон, в качестве дорожной разметки применён долговечный термопластик. Подрядчик ООО «Севдорстройсервис» справился с работами раньше срока.
Качество ремонта накануне оценил лично директор «Архангельскавтодора» Игорь Пинаев. Тот же подрядчик обновил асфальтовый участок дороги Архангельск – Белогорский – Пинега, проходящий по деревне Горке, работы также завершены.
Кроме того, полностью выполнены стартовавшие в конце августа ремонтные работы на участке дороги Вельск – Шиловская протяженностью 2,5 км. Подрядчик ООО «Автодороги» справился с работами с опережением графика на полторы недели.
В Пинеге закончены работы с асфальтом и разметкой. Подрядчик продолжает работы по оборудованию тротуаров, пешеходных переходов и элементов дорожной безопасности. А в Няндомском районе идут работы на автодороге Няндома – Каргополь-2, которые планируется завершить к 1 октября.
Дорога на Онегу
Отвечая на вопрос, каким образом определяются объекты ремонта на тот или иной период, Денис Кулижников сообщил, что один из определяющих факторов – жалобы населения. И привел два примера – ремонт улицы Кудрина в поселке Пинега, которая вызывала большой резонанс у жителей, и капремонт дороги на Онегу.
Первый транш из резервного фонда правительства РФ в 300 млн рублей на капитальный ремонт участка дороги Архангельск – Онега позволит реконструировать более 16 км трассы (Солзенское шоссе – Куртяево).
Уже определен подрядчик на работы по капремонту участка автомобильной дороги Архангельск (Рикасиха) — Онега на участке км 31+500 — км 47+900, а также его последующее содержание (контракт жизненного цикла) вплоть до 2026 года. Им стало предприятие «Севдорстройсервис». Окончательная цена контракта составила 1 млрд 182 миллиона рублей. В ходе торгов победитель снизил стартовую цену на 11%. Сроки действия контракта — с октября 2021 года по ноябрь 2022 года.
Безопасность
Нацпроект БКД включает в себя четыре федеральных проекта, один из которых — «Безопасность дорожного движения». Его основная цель — сокращение смертности в ДТП, профилактика риска возникновения дорожно-транспортных происшествий.
— Культура вождения и соблюдение правил дорожного движения – это основа всей нашей работы. Качество проекта – это не только асфальт, но и тот объем работ, который направлен на технические средства организации дорожного движения – знаки, разметка из термопластика. Сейчас мы максимально стараемся все проекты согласовывать с ГИБДД и учитывать все замечания, — сообщил Денис Кулижников.
Важное направление – развитие систем фотовидеофиксации. В этом году на федеральных и региональных дорогах установлено 44 камеры. Это участки концентрации дорожно-транспортных происшествий, все участки согласованы ГИБДД.
— Они появляются не для того, чтобы выписывать штрафы, а чтобы сокращались случаи превышения скоростного режима, которые приводят к трагедиям на дорогах, — добавил Денис Кулижников.
Но самая главная составляющая федерального проекта – это пропаганда соблюдения правил дорожного движения, информирование населения, организация рейдов. В последнее время в регионе участились случай «пьяных» ДТП, которые приводят к трагическим последствиям – гибели людей и травматизму.
В Архангельской области работает сервис «Сообщи о пьяном водителе»: в группе социальной сети «ВКонтакте» можно написать сообщение, в котором указать марку машины, государственный регистрационный знак, цвет и направление движения автомобиля, в котором замечен пьяный водитель. Также можно сообщить об этом в единую дежурную диспетчерскую службу 112.
Сергей Дробов