17 сентября 2019

Этой «ярмонки» краски

В свое время Маргаритинская ярмарка была одной из крупнейших ярмарок в России (по другим данным, – самая крупная), приносившей в казну страны до 2/3 всех денежных доходов за счет таможенных платежей. В разные годы ее называли по-разному: «Ново-Холмогорская» (по имени места, где она началась в конце XVI века), «Архангелогородская» (с 1613 года), иногда – «Воздвиженская» или «Архангело-Михайловская». В 1844 году главная ярмарка региона (или «ярмонка» – на поморской говоре) получила свое нынешнее имя – «Маргаритинская», но историки до сих пор спорят, в честь кого именно она была названа.

В 2001 году с легкой руки губернатора Анатолия Ефремова ярмарка была возрождена из небытия, после почти что 70-летнего простоя, и все минувшие с тех пор годы Маргаритинка изо всех сил пытается вернуть свое историческое место главной торгово-деловой площадки Севера России.

Можно сказать, что большая международная торговая площадка в Архангельске в условиях своего времени (и при отсутствии конкуренции среди других удачно расположенных городов) была практически обречена на успех. Как известно, главным видом торгового транспорта в то время был исключительно водный – как речной, так и морской. Поэтому в наш город по Северной Двине с ее верховьев прибывали российские купцы, с побережья Белого моря – поморы-промысловики. Безусловно, важнейшую роль играли и заморские купцы, которым торговать в России было официально разрешено тогда в Архангельске. Через архангельский порт в Россию потоком шли заморские товары, а поморские лес, рыба, меха, расходились по странам Западной Европы и всему миру.

Стоит отметить, что наши предки весьма точно угадали время для проведения главного торгового события года, которым на протяжении многих десятилетий и была Маргаритинская ярмарка. Помимо того что урожай уже был собран и готов к реализации, в Поморье в начале сентября, как правило, наступает очень теплое и красивое бабье лето. Сама природа благоприятствовала тому, чтобы ярмарки из обычного торгового действа превращались в праздник, который отмечался ярко и широко.

Готовиться к ярмарке российские и иностранные купцы начинали заранее, ведь нужно было еще добраться до первого порта России. По свидетельствам немецкого путешественника Кильбургера, «…к половине июля все купцы уезжают из Москвы на архангельскую ярмарку и находятся в дороге на почтовых лошадях 14 дней».

В лучшие для ярмарки годы интерес к ней был столь велик, что, по свидетельству очевидцев, заморские торговые суда у Гостиного двора стояли в несколько рядов. Как писал о Маргаритинской ярмарке академик Александр Морозов, «…во время архангельской ярмарки торговая жизнь ослабевала даже в самой Москве».

К середине XVII века лидирующее положение среди иностранных партнеров занимали голландские купцы. На долю российских купцов (в основном московских, ярославских и вологодских) приходилось до 59% товарооборота.

Однако всего через несколько лет после начала строительства Петербурга ситуация начала меняться не в лучшую для нашего города сторону. Петр I своим указом, дабы перевести международную торговлю из Архангельска в Петербург, строжайше запретил иностранцам торговать в Архангельске. Естественно, это вызвало недовольство у местных жителей, прибыль которых от международной торговли значительно сократилась.

Вот как отвечали в 1865 году архангелогородцы на вопрос путешественника Сергея Максимова о том, зачем же они продолжают в таких условиях устраивать ежегодную торговую ярмарку: «А уж это спех такой, в городских наших струя такая ходит, ровно бы болезнь падучая. Как усидишь дома, как не разложишь лавочки, когда и сосед то же делает и без гроша не гуляет, кофий пьет, треску ест со сметаной и картофелем».

Впрочем, ни уравнивание таможенных пошлин для архангельского и петербургского портов, ни запрет на вывоз иностранных товаров из Архангельска на внутренние рынки европейской части России не смогли окончательно убить торговлю на берегах Двины. Ярмарка в Архангельске еще на долгие годы оставалась главным хлебным рынком Поморья и сохраняла свое значение в торговле с Сибирью.

Одно из ярких описаний того, как именно проходила в Архангельске торговля с иностранцами принадлежит уже упоминавшемуся немцу Кильбургеру, которого поморы поразили своей предприимчивостью.

Как писал г-н Кильбургер, «…тот товар, который русский купец приобрел на архангелогородской ярмарке у иностранного купца, он тотчас опять может продать этому иностранцу с прибылью, на наличные деньги и даже по более низкой цене, чем сам только что их принял…»

Казалось бы, а в чем заключается такой бизнес? Ответ кроется в непростой финансовой ситуации, которая сложилась на тот момент в России. Денег (причем, неважно каких – русских или заморских) в наличном обороте не хватало. Поэтому выменивая на первом этапе у иностранца дорогой товар на продукцию, как сейчас бы сказали, «местных производителей», на втором этапе русский купец возвращал условному «немцу» заморскую вещь хоть и дешевле начальной цены, но уже за наличные деньги. Выгода от таких сделок в итоге для отечественных купцов оказывалась значительной, и процесс неоднократно повторялся.

Среди местных историков и краеведов до сих пор нет единого мнения о том, в честь кого в 1844 году главная ярмарка Поморья получила свое наименование.

Одна из версий опирается на толкование древних языков – греческого и латыни. В переводе с этих двух языков «маргарита» означает «жемчужина», а на латыни еще и «середину, перелом, переходный момент». Сторонники этой теории связывают коммерческий успех ярмарки (ту самую «жемчужину») и наступление Нового года по допетровскому календарю (тот самый «перелом»), и считают свою аргументы весьма убедительными.

Еще одна легенда гласит о том, что ярмарка была названа в честь Святой Маргариты. Однако внимательные историки отмечают, что в XIX веке в православных святцах не было такой святой – православные называли ее Святая Марина Антиохийская. Примечательно, что и день памяти Марины/ Маргариты не совпадает с началом ярмарки в сентябре: православные отмечают его 17 (30) июля, а католики 20 июля.

Но самая «романтичная» версия говорит о том, что ярмарка была названа в честь жены военного губернатора Архангельска Маргариты Карловны де Траверсе. Очень похоже, что при обращении к городской думе губернатор «поскромничал» и подменил название в честь собственной жены упоминанием некоей святой. Примечательно, что возразить губернатору не захотели ни члены городской думы, ни просвещенные горожане, ни даже представители духовенства.

Впрочем, как бы то ни было, но в результате у Архангельска появился очень красивый и звучный бренд, который продолжает сохранять свою привлекательность и спустя многие годы.

Удивительно, но Маргаритинской ярмарке удалось не просто дожить до советского времени – ее работа (хоть и без громкого названия) продолжалась по некоторым данным до 1930-х годов. Затем наступила «пауза» длиной почти в семьдесят лет, и лишь в 2001 году по инициативе тогдашнего губернатора Анатолия Ефремова она вновь развернулась в столице Поморья.

Конечно, к тому времени в городе не было той рыночной площади и огромных рыбных рядов, которую описывали историки и очевидцы в своих воспоминаниях. Единственным местом, где ярмарка смогла разместиться, стал Дворец спорта профсоюзов и прилегающие к нему территории. Многие архангелогородцы и гости города помнят скученность и неудобство в приспособленных под торговлю «павильонах», установленных на ледовой арене. Казалось, что ситуация не сможет измениться к лучшему, и желающим купить или продать так и придется тесниться в ограниченном пространстве.

Однако в 2018 году Маргаритинская ярмарка получила новую прописку – теперь основные мероприятия будут проходить в новом выставочном центре «Норд Экспо». Его размеры по сравнению с профсоюзным дворцом впечатляют: общая площадь — 3500 квадратных метров, основной выставочный зал — 1600. Конечно, определенные неудобства связаны с расположением комплекса – он находится достаточно далеко от центра города. Впрочем, организаторы ярмарки уверяют, что к новой локации горожане привыкнут достаточно скоро, и преимуществ проведения в «Норд Экспо» окажется значительно больше, чем недостатков.

Справедливости ради стоит отметить, что первый опыт проведения ярмарки на новом месте в прошлом году не стал провальным, организаторы сделали необходимые выводы и учли все полученные замечания. Нам с вами осталось лишь посетить «Маргаритинскую ярмарку-2019» и убедиться в том, что она заиграла новыми красками. Место встречи остается прежним – Папанина, 25.

Фото из архива редакции

Этой «ярмонки» краски

В 2001 году с легкой руки губернатора Анатолия Ефремова ярмарка была возрождена из небытия, после почти что 70-летнего простоя, и все минувшие с тех пор годы Маргаритинка изо всех сил пытается вернуть свое историческое место главной торгово-деловой площадки Севера России.

Можно сказать, что большая международная торговая площадка в Архангельске в условиях своего времени (и при отсутствии конкуренции среди других удачно расположенных городов) была практически обречена на успех. Как известно, главным видом торгового транспорта в то время был исключительно водный – как речной, так и морской. Поэтому в наш город по Северной Двине с ее верховьев прибывали российские купцы, с побережья Белого моря – поморы-промысловики. Безусловно, важнейшую роль играли и заморские купцы, которым торговать в России было официально разрешено тогда в Архангельске. Через архангельский порт в Россию потоком шли заморские товары, а поморские лес, рыба, меха, расходились по странам Западной Европы и всему миру.

Стоит отметить, что наши предки весьма точно угадали время для проведения главного торгового события года, которым на протяжении многих десятилетий и была Маргаритинская ярмарка. Помимо того что урожай уже был собран и готов к реализации, в Поморье в начале сентября, как правило, наступает очень теплое и красивое бабье лето. Сама природа благоприятствовала тому, чтобы ярмарки из обычного торгового действа превращались в праздник, который отмечался ярко и широко.

Готовиться к ярмарке российские и иностранные купцы начинали заранее, ведь нужно было еще добраться до первого порта России. По свидетельствам немецкого путешественника Кильбургера, «…к половине июля все купцы уезжают из Москвы на архангельскую ярмарку и находятся в дороге на почтовых лошадях 14 дней».

В лучшие для ярмарки годы интерес к ней был столь велик, что, по свидетельству очевидцев, заморские торговые суда у Гостиного двора стояли в несколько рядов. Как писал о Маргаритинской ярмарке академик Александр Морозов, «…во время архангельской ярмарки торговая жизнь ослабевала даже в самой Москве».

К середине XVII века лидирующее положение среди иностранных партнеров занимали голландские купцы. На долю российских купцов (в основном московских, ярославских и вологодских) приходилось до 59% товарооборота.

Однако всего через несколько лет после начала строительства Петербурга ситуация начала меняться не в лучшую для нашего города сторону. Петр I своим указом, дабы перевести международную торговлю из Архангельска в Петербург, строжайше запретил иностранцам торговать в Архангельске. Естественно, это вызвало недовольство у местных жителей, прибыль которых от международной торговли значительно сократилась.

Вот как отвечали в 1865 году архангелогородцы на вопрос путешественника Сергея Максимова о том, зачем же они продолжают в таких условиях устраивать ежегодную торговую ярмарку: «А уж это спех такой, в городских наших струя такая ходит, ровно бы болезнь падучая. Как усидишь дома, как не разложишь лавочки, когда и сосед то же делает и без гроша не гуляет, кофий пьет, треску ест со сметаной и картофелем».

Впрочем, ни уравнивание таможенных пошлин для архангельского и петербургского портов, ни запрет на вывоз иностранных товаров из Архангельска на внутренние рынки европейской части России не смогли окончательно убить торговлю на берегах Двины. Ярмарка в Архангельске еще на долгие годы оставалась главным хлебным рынком Поморья и сохраняла свое значение в торговле с Сибирью.

Одно из ярких описаний того, как именно проходила в Архангельске торговля с иностранцами принадлежит уже упоминавшемуся немцу Кильбургеру, которого поморы поразили своей предприимчивостью.

Как писал г-н Кильбургер, «…тот товар, который русский купец приобрел на архангелогородской ярмарке у иностранного купца, он тотчас опять может продать этому иностранцу с прибылью, на наличные деньги и даже по более низкой цене, чем сам только что их принял…»

Казалось бы, а в чем заключается такой бизнес? Ответ кроется в непростой финансовой ситуации, которая сложилась на тот момент в России. Денег (причем, неважно каких – русских или заморских) в наличном обороте не хватало. Поэтому выменивая на первом этапе у иностранца дорогой товар на продукцию, как сейчас бы сказали, «местных производителей», на втором этапе русский купец возвращал условному «немцу» заморскую вещь хоть и дешевле начальной цены, но уже за наличные деньги. Выгода от таких сделок в итоге для отечественных купцов оказывалась значительной, и процесс неоднократно повторялся.

Среди местных историков и краеведов до сих пор нет единого мнения о том, в честь кого в 1844 году главная ярмарка Поморья получила свое наименование.

Одна из версий опирается на толкование древних языков – греческого и латыни. В переводе с этих двух языков «маргарита» означает «жемчужина», а на латыни еще и «середину, перелом, переходный момент». Сторонники этой теории связывают коммерческий успех ярмарки (ту самую «жемчужину») и наступление Нового года по допетровскому календарю (тот самый «перелом»), и считают свою аргументы весьма убедительными.

Еще одна легенда гласит о том, что ярмарка была названа в честь Святой Маргариты. Однако внимательные историки отмечают, что в XIX веке в православных святцах не было такой святой – православные называли ее Святая Марина Антиохийская. Примечательно, что и день памяти Марины/ Маргариты не совпадает с началом ярмарки в сентябре: православные отмечают его 17 (30) июля, а католики 20 июля.

Но самая «романтичная» версия говорит о том, что ярмарка была названа в честь жены военного губернатора Архангельска Маргариты Карловны де Траверсе. Очень похоже, что при обращении к городской думе губернатор «поскромничал» и подменил название в честь собственной жены упоминанием некоей святой. Примечательно, что возразить губернатору не захотели ни члены городской думы, ни просвещенные горожане, ни даже представители духовенства.

Впрочем, как бы то ни было, но в результате у Архангельска появился очень красивый и звучный бренд, который продолжает сохранять свою привлекательность и спустя многие годы.

Удивительно, но Маргаритинской ярмарке удалось не просто дожить до советского времени – ее работа (хоть и без громкого названия) продолжалась по некоторым данным до 1930-х годов. Затем наступила «пауза» длиной почти в семьдесят лет, и лишь в 2001 году по инициативе тогдашнего губернатора Анатолия Ефремова она вновь развернулась в столице Поморья.

Конечно, к тому времени в городе не было той рыночной площади и огромных рыбных рядов, которую описывали историки и очевидцы в своих воспоминаниях. Единственным местом, где ярмарка смогла разместиться, стал Дворец спорта профсоюзов и прилегающие к нему территории. Многие архангелогородцы и гости города помнят скученность и неудобство в приспособленных под торговлю «павильонах», установленных на ледовой арене. Казалось, что ситуация не сможет измениться к лучшему, и желающим купить или продать так и придется тесниться в ограниченном пространстве.

Однако в 2018 году Маргаритинская ярмарка получила новую прописку – теперь основные мероприятия будут проходить в новом выставочном центре «Норд Экспо». Его размеры по сравнению с профсоюзным дворцом впечатляют: общая площадь — 3500 квадратных метров, основной выставочный зал — 1600. Конечно, определенные неудобства связаны с расположением комплекса – он находится достаточно далеко от центра города. Впрочем, организаторы ярмарки уверяют, что к новой локации горожане привыкнут достаточно скоро, и преимуществ проведения в «Норд Экспо» окажется значительно больше, чем недостатков.

Справедливости ради стоит отметить, что первый опыт проведения ярмарки на новом месте в прошлом году не стал провальным, организаторы сделали необходимые выводы и учли все полученные замечания. Нам с вами осталось лишь посетить «Маргаритинскую ярмарку-2019» и убедиться в том, что она заиграла новыми красками. Место встречи остается прежним – Папанина, 25.

Фото из архива редакции

Поделиться
41375