3 декабря 2020

Яков Копосов — наш первый Герой Труда

В 1921 году ЦИК РСФСР установил звание «Герой Труда». Среди более 200 рабочих, удостоенных высокого звания, был уроженец Архангельской области из поселка Приводино Яков Яковлевич Копосов. За что заслужил эту награду бывший руководитель Михайловских судоремонтных мастерских?

Яков Копосов — наш первый Герой Труда

Потомственный механик

Яков появился на свет 1 апреля 1870 года. Ровно через три недели родится человек, благодаря которому Яков Яковлевич станет героем. Но кто мог предполагать, что случится полвека спустя?

Мальчик рос в семье механика парохода «Гражданин» и собирался пойти по отцовским стопам. Папа уговаривал сына начать учебу в технической школе – выучится, инженером станет, а может статься, дослужится и до капитана парохода.

Однако парень был непреклонен: хочу зарабатывать на жизнь собственным трудом, плодами рук своих, не до сидения за партой мне. При этом потомственный механик активно занимался техническим самообразованием, параллельно обучаясь в Велико-Устюгском уездном училище. Окончив его, вернулся к отцу в затон.

Руки у юноши были золотые. Так, он умудрился самостоятельно собрать паровую машину. Отец умер рано, не дожив всего год до наступления нового века – и Яков продолжил его дело.

Умелого работника заприметили, так стала развиваться его карьера – первоначально масленщиком на «Гражданине» (отвечал за смазку машин), потом на других судах, ходивших по Северной Двине. Проходили годы, десятилетия, все так же шлепали колесами суда, разрывали тишину над рекой пронзительные гудки, заметив издали черный дым, сбегались на пристань жители приречных сел и городов.

Казалось, так и пройдет вся трудовая жизнь в машинных отделениях пароходов. В 1917 году сменилась власть, заработали социальные лифты — и он вскоре возглавил Михайловские ремонтные мастерские.

Якову Яковлевичу скоро полвека. У него – опыт, профессионализм, авторитет среди рабочих. Радуйся, бывалый работник, новому назначению – новая власть тебя заметила, оказала высокое доверие… Но руководящая должность – это и ответственность за порученное дело, за людей. А уж в военное время…

Грянула Гражданская война, Северная Двина стала ареной боевых действий между бело-интервентским и красным флотами. Здесь, на двинских водах сложит голову Павлин Виноградов – в месте его гибели, там, где Вага впадает в Северную Двину, установлен памятник.

Благодаря героическим усилиям Северо-Двинской флотилии врагам не удалось прорваться к Котласу, где предполагалось соединение с войсками Колчака. И заслуга в этом не только бойцов-краснофлотцев, но и рабочих судоремонтных мастерских, трудившихся не покладая рук. Предприятие работало круглосуточно, приводя в рабочее состояние продырявленные неприятельскими снарядами, изувеченные взрывами боевые корабли, транспортные и госпитальные суда. Прошел ремонт – и снова в строй.

На трудовом фронте

«Выполняли указания командующего Северо-Двинской речной военной флотилией по ремонту и бронированию речных судов в срок. И если бы не четко организованная работа на предприятии и благодаря опыту руководителей и специалистов во время Гражданской войны, то неизвестно было бы, чем закончилась эта война на севере нашей страны», — внук Якова Копосова Валерий Сергеевич не преувеличивает. Слова о единстве фронта и тыла – не просто пафосный лозунг.

«Осенью была получена пневматическая станция для котельных работ, которая была установлена на пароходе «Северный бассейн» (позднее «Водопад»). Это очень облегчило труд рабочих по бронированию канонерок и изготовлению фундаментов под орудия. Даже в лютые рождественские морозы пароход стоял под парами, обеспечивая работу станции.

Механик парохода Владимир Иванович Бабаев не допустил повреждения механизмов станции до окончания этих ответственных работ. Наряду с котельными работами была проведена большая работа по переоборудованию кают для команды как на флотилии, так и на других судах ввиду перехода работы экипажа в три смены.

С 12 апреля началась окраска судов, а 25 апреля суда флотилии уже вышли окрашенные в серый цвет, готовые идти со льдом на линию фронта, с которой ушли в последних числах октября 1918 года на зимовку. В ремонте судов было много трудностей, но рабочие Кузинского  и Михайловского затонов успешно справились с ними» — так описывал в газете «Советская мысль» (февраль 1989) один из ветеранов судоремонтной отрасли И. Белоцерковский.

«Работа сделана лучше, чем предполагалось», — рапортовал механик Илья Демьяновский.

В результате вклад Якова Яковлевича в спасение Советской республики был оценен только что учрежденной высокой наградой. Выдвинул его кандидатуру для награждения трудовой коллектив родных судоремонтных мастерских. А в 1923 году он удостоился еще и почетного знака профсоюза работников водного транспорта «с правом ношения такового и с месячным окладом жалования», как сказано в наградном листе.

Яков Копосов прожил долгую жизнь, умер он в годы уже другой войны, Великой Отечественной. Жизнь он прожил скромную, при этом достойную.

Уже выйдя на пенсию, консультировал речников о том, когда ожидать ледостава и когда река вскроется – он любил наблюдать за явлениями природы. На могиле Якова Копосова установлена оградка из якорных цепей.

Кстати

Первоначально героев награждали не знаком, а специальной грамотой. К ней обычно добавляли ценный подарок, которым в те годы могли быть отрез сукна, обувь, продукты питания и т. д. В 1927 году Центральным исполнительным комитетом СССР был учрежден специальный нагрудный знак.

Звание «Герой Труда» под этим названием просуществовало до 1938-го, когда добавили слово «социалистического». В 2013 году указом Президента РФ было вновь учреждено звание Герой Труда.

Анатолий Беднов

фото krassever.ru

Поделиться
80355