Из-за неплатежей населения за вывоз мусора может пострадать ООО «САХ»

Об этом было заявлено на встрече представителей регоператора по обращению с ТКО и депутатов Архангельской городской думы 20 февраля.

Проблемы перехода на новую систему обращения с ТКО депутаты обсудили на заседании комиссии по вопросам городского хозяйства Архангельской городской думы.

Почти два месяца прошло с начала работы в Архангельске регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). И каковы результаты?

В целом по городу не хватает контейнеров, особенно остро вопрос стоит в частном секторе. Главный перевозчик – ООО «Спецавтохозяйство по уборке города» в трудном финансовом положении. А на островных территориях мусор не вывозится вовсе.

По словам директора департамента городского хозяйства Владимира Шадрина, если на материковой части Архангельска глобальных претензий к работе регионального оператора нет, то на островных территориях мусор с нового года вообще не вывозится. И, судя по всему, в ближайшей перспективе ситуация не изменится.

— Территориальной схемой по обращению с твёрдыми коммунальными отходами вывоз мусора с островов не предусмотрен, — пояснил Владимир Шадрин. — На Кего и Бревеннике должны появиться инсинераторные установки для сжигания отходов, а на Хабарке, — площадка временного хранения, ТКО с которой в последующем будет перемещаться для сжигания на Бревенник.

Инсиненраторные установки региональный оператор должен приобрести до конца 2020 года, но точных сроков никто не называет. Кстати, после многочисленных обращений местных жителей, выступающих против сжигания мусора на островах, было решено несколько изменить подход к утилизации отходов. Перед отправкой мусора в инсинераторную установку его все-таки будет сортировать: из общей массы извлекут пластик, который выделяет при сжигании больше всего вредных веществ.

Пока на всех трёх островах предлагается построить площадки временного хранения отходов. Администрацией Архангельска в соответствии с градостроительной документацией определены земельные участки, где можно складировать ТКО. Но здесь камнем преткновения уже встал вопрос, кто будет оборудовать и содержать объекты инфраструктуры.

По санитарным нормам площадка для хранения отходов как минимум должна иметь твёрдое покрытие, ограждение и регулярно чиститься от снега. Региональный оператор уверен, что эти затраты должны лечь на городской бюджет.

— Опыт других муниципальных образований говорит о том, что, выделив такие участки, власти самостоятельно решают все вопросы эксплуатации, — подчеркнул генеральный директор регионального оператора – компании ООО «ЭкоИнтегратор» Анатолий НАЗАРОВ. — Они закрепляют эту функцию за каким-то подрядчиком или сами содержат территории. В любом случае затраты несет бюджет.

Администрация Архангельска категорически против такой постановки вопроса. Чиновники готовы определить участок для временного полигона и на этом точка.

— С момента попадания отходов в контейнер, а затем в мусоровоз – они в зоне ответственности регионального оператора. В конце концов везите ТКО на полигон в Архангельск, если не готовы создавать необходимую инфраструктуру на островах, — заявил Владимир Шадрин.

Не хватает контейнеров

Второй проблемный вопрос – нехватка контейнеров. На старте мусорной реформы львиная доля перевозчиков отказалась работать с региональным оператором, посчитав предложенные им условия неприемлемыми. Уходя, предприниматели, естественно, забрали и свои контейнеры. Закрыть образовавшийся дефицит оказалось непросто.

— С нового года в Архангельске установлено в совокупности более 700 контейнеров, — сообщил Владимир Шадрин. — Администрация Архангельска задействовала все резервы. В частности, были закупили 110 новых контейнеров для социальных учреждений города, чтобы иметь возможность старые ёмкости перевести на жилые дома. Свои контейнеры установили перевозчики. Надеемся, в работу включатся управляющие компании и, конечно, региональный оператор, который в соответствии с законодательством имеет возможность направить на эти цели до 1% от выручки.

В черте Архангельска остаются территории с неблагоустроенным жилым фондом, к примеру, в Маймаксе, где сбор отходов до сих пор осуществляется только через помойницы. Контейнерных площадок там не установлено.

— Плата за вывоз мусора в таких районах региональным оператором взиматься не должна, — подчеркнул Владимир Назаров. — В Маймаксанском округе, где есть только помойницы, но нет контейнерных площадок, людям ошибочно выставили квитки. Там обязательно будет произведен перерасчет, так как услуга фактически не оказывается.

Третья из наиболее актуальных проблем – периодичность вывоза отходов с действующих контейнерных площадок. Не везде баки опустошаются ежедневно, как было заявлено на старте мусорной реформы.  

— Благо сейчас зима и даже в соответствии с санитарными нормами допускается вывоз с периодичностью не реже одного раза в три дня. Но в летний период опустошать контейнеры региональный оператор будет обязан ежедневно. К этому времени необходимо отладить работу, — отметил Владимир Шадрин.

Работа в кредит

В критическом финансовом положении сегодня находится главный перевозчик ТКО в Архангельске и оператор городского полигона – ООО «Спецавтохозяйство по уборке города» (САХ). Соучредитель компании — муниципалитет.

В конце 2019 года предприятие, чтобы не допустить мусорного коллапса в областном центре, подписало договор с ООО «Экопрофи». Именно эту организацию ООО «Экоинтегратор» по конкурсу выбрал в качестве основного перевозчика бытовых отходов, в частности, в Архангельске. По условиям соглашения перевозчик с 1 января 2020 года получает деньги не за объём фактически оказанных услуг, а процент от собранных с населения платежей.

— За январь 2020 года на архангельском полигоне захоронено 48 тысяч тонн отходов, ООО «САХ» оказано региональному оператору услуг в соответствии с договором на сумму 5,8 миллионов рублей, — сообщил начальник отдела режима и контроля ООО «Спецавтохозяйство по уборке города» Владимир Крехалев. — На сегодняшний день поступило только 800 тысяч рублей и то не за услуги по перевозке, а за захоронение отходов на полигоне. Если бы предприятие работало по договорам 2019 года, нам должны были выплатить в настоящее время 13 миллионов рублей. Однако по новым правилам предприятие получает 43% от денежных средств, собранных региональным оператором с населения. Поступлений нет, переводов, соответственно, тоже. При этом месячная потребность в финансах ООО «САХ» для бесперебойной работы составляет 19,8 млн рублей. Кассовый разрыв на предприятии достиг 16,8 млн рублей.

По данным регионального оператора сегодня услугой по вывозу мусора в целом по области охвачено порядка 250 тысяч жителей. На 20 февраля 2020 года квитанции оплатили только 18% населения. Но цифра не окончательная, итог можно будет подводить 1 марта, когда люди закончат вносить платежи за январь.

— По договору с перевозчиками первая оплата их услуг должна быть произведена только 28 февраля, — подчеркнул Анатолий Назаров.  – Однако, понимая тяжелое финансовое положение предприятий, мы первый финансовый транш отправили 15 февраля, то есть практически сразу после того, как региональному оператору начали поступать платежи от граждан по выставленным квитанциям. Фактический объём отходов в кубах, который приходит на полигон, ниже запланированного в территориальной схеме, поэтому перевозчикам сегодня даже выгоднее получать процент от собираемости платежей.

Архангельские депутаты всерьез опасаются, что ситуация может закончиться банкротством предприятия. ООО «САХ» уже сегодня живет за счет средств овердрафта, представленного банком-партнером, и кредитная линия практически исчерпана.

— С началом реформы по обращению с ТКО нагрузка на «Спецавтохозяйство по уборке города» значительно возросла, предприятию передали большинство маршрутов, которые раньше обслуживали другие перевозчики. Для ежедневного вывоза контейнеров нужно закупать новые мусоровозы, — подчеркнул председатель депутатской комиссии по городскому хозяйству Архангельской Гордумы Владимир Хотеновский.

Парламентарии предложили региональному оператору авансировать САХ, который фактически реализует на территории Архангельска реформу по обращению с отходами и несет куда большие затраты.

— Все финансовые средства, поступающие от населения, распределяются среди транспортных компаний. Региональный оператор оставляет себе средства только на текущие расходы. Уверен, вскоре ситуация нормализуется и процент сбора платежей по Архангельску будет на достойном уровне. Предприятие не встанет – гарантирую. К концу февраля мы планируем закрыть большую часть долга перед САХом, — заверил Анатолий Назаров.

О том, что волноваться преждевременно, заявил и присутствующий на депутатской комиссии генеральный директор ООО «Экопрофи» Сергей Сычёв. Он отметил, что все долги перед САХом будут закрыты. А сейчас самое пристальное внимание стоит уделить разъяснительной работе с населением, чтобы повысить процент собираемости платежей за вывоз мусора.  

Татьяна Потапова

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 21 февраля 2020 г.