7 марта 2021

«Из опыта дистанционного обучения нужно извлечь уроки»: министр образования Архангельской области о школе, воспитании и будущем

Полтора месяца назад министром образования Архангельской области был назначен Олег Русинов. 20 января 2021 года началась особая глава и в биографии нового руководителя ведомства, и в истории регионального образования. О первых шагах в новой должности мы и поговорили с человеком, ставшим у руля минобра Поморья.

«Из опыта дистанционного обучения нужно извлечь уроки»: министр образования Архангельской области о школе, воспитании и будущем

Олег Владимирович, чем вам запомнились первые дни работы в должности министра, ведь это время максимального погружения в дела?

– Я действительно постарался максимально детально вникнуть в работу, чтобы определиться с направлениями, которые станут для меня приоритетными. Удалось повстречаться со многими руководителями учреждений образования, педагогами, поговорить со школьниками и студентами о том, что их волнует сегодня.

Впечатлений действительно много. Но главное – пессимизма не заметил, люди готовы к вызовам сегодняшнего дня.

Об «образовательных» вызовах обязательно поговорим. Над своим вызовом долго раздумывали? Я имею в виду предложение стать министром.

– Предложение было неожиданным. Я согласился практически сразу, поскольку был готов к переменам в жизни.

К тому же у меня профильное образование. Я учитель-историк, окончил Архангельский государственный педагогический институт имени М. В. Ломоносова. Работал в вузе. И этот опыт стал для меня хорошей базой в новой должности.

Кстати, произошли и структурные изменения: министерство образования и науки Архангельской области переименовали в министерство образования.

– При этом сфера высшего образования из нашего поля зрения не выпадает. Будем совместно работать над задачами подготовки кадров для экономики региона.

– Что стало самым сложным в первые дни работы?

– Пожалуй, самое сложное – это выявить те проблемы, которые мешают развиваться всей системе образования, мешают идти вперед. Работа на всех уровнях проводится действительно огромная. Архангельская область достаточно активно включилась в реализацию программ национального проекта «Образование».

Очень много задач. И в этом многообразии можно выделить три ключевых направления – это содержание образования, кадры и инфраструктура.

Причем хочу отметить, что под содержанием образования я понимаю не только повышение его качества, но и работу по воспитанию детей. Они, конечно, отличаются от предыдущих поколений. Они не лучше и не хуже, они просто другие. У них свои интересы, свои ценности. И это важно учитывать.

– Все же школа должна и учить, и воспитывать.

– Так всегда было. Всегда учитель был и остается примером. Всегда поступки значили больше пустых обещаний.

Образование и воспитание – это никакие не услуги. Сложнейший процесс становления человека как личности возможен, только если вместе со знаниями мы помогаем расставить и этические акценты в ответе на вопрос: «Что такое хорошо, а что такое плохо?» А ответ на него многогранен, согласитесь.

– Безусловно. Многогранным стало и влияние пандемии коронавируса на нас. Массово пришлось ввести дистанционное обучение. Это действительно временная мера, потому что слухи разные вокруг этой темы ходят?

– Обозначу свою позицию: дистанционное обучение никогда не заменит традиционного образовательного процесса, я называю его классическим. И конечно, дистант – это вынужденная и, к счастью, временная мера, поскольку вы помните, как развивалась ситуация с пандемией.

В какой степени мы оказались готовы к такому формату работы – это вопрос дискуссионный. Отмечу, что наш преподавательский корпус, а я неслучайно использую такую терминологию, выступил единым фронтом. Конечно, было непросто, и негатив был. Но в таких непростых условиях был выстроен образовательный процесс, успешно проведены выпускные экзамены в школах.

Вся эта ситуация с коронавирусом наглядно показала важность цифровой трансформации. Хотим мы или нет, но современные технологии развиваются и будут развиваться. А из опыта дистанционного обучения нужно суметь извлечь уроки, что мы и делаем.

Кстати, об экзаменах. Есть ли особенности в ЕГЭ или ОГЭ в этом году?

– Начнем с того, что итоговое сочинение для одиннадцатиклассников – а это допуск к ЕГЭ – пройдет в середине апреля. Это на несколько месяцев позже, чем в предыдущие годы.

ЕГЭ по математике базового уровня в этом году отменен.

Старшеклассники, которые не планируют поступать в вузы, будут сдавать два обязательных предмета в форме государственного выпускного экзамена: русский язык и математику.

Впервые в этом году ЕГЭ по информатике будет проведен с использованием компьютерной техники, а не на бумажных бланках. Согласитесь, это вполне логичное решение.

У выпускников девятых классов в этом году в расписании испытаний всего два обязательных ОГЭ – это экзамены по русскому языку и математике.

ОГЭ по предметам по выбору в этом учебном году не будет. Но зато ребятам предстоит написать контрольную работу по одной учебной дисциплине.

– Если подхватить тему с выпускниками дальше, то неизбежно возникает вопрос: «Куда идти учиться дальше?»

– Я бы хотел остановиться на сфере регионального профтеха, ведь это кадровый базис для наших предприятий.

На мой взгляд, нужно пересматривать подходы к формированию контрольных цифр приема в техникумы и колледжи. Я имею в виду специальности и направления, обучение по которым финансирует бюджет Архангельской области.

Мы должны готовить не тех специалистов, кого мы традиционно десятилетиями готовим, а тех, кто будет востребован. Только реагируя на изменения в экономике, мы можем сделать так, чтобы наши выпускники были и востребованы.

Кстати, хочу привести достаточно интересную статистику. Раньше более 30 процентов выпускников наших техникумов и колледжей шли дальше учиться в вузы, а сегодня этот показатель снижается.

И речь не о том, что поступить ребята не могут, а о том, что они находят себя в профессиональной сфере. У нас по некоторым специальностям уже со второго курса работодатели начинают студентов, что называется, разбирать. Самое главное – потребность в квалифицированных кадрах есть.

Потребность существует, а желание стать рабочим человеком у ребят есть? Сейчас все больше блогеры в почете.

– За всех ребят ответить трудно, но, опираясь на опыт наших чемпионатов профмастерства, которые мы проводим под эгидой движения «Ворлдскиллс Россия», могу сказать, что наиболее интересным направлением стали турниры, где свои навыки и умения показывают юниоры-школьники. Причем выступают ребята из престижных лицеев и гимназий, которым интересно и руками научиться работать.

А если говорить в целом об интересе к профтеху, то он, безусловно, есть. И кстати, поступают ребята с достаточно высокими оценками в аттестатах.

Что касается популяризации среднего профессионального образования, то большую роль играют чемпионаты профмастерства, о которых я уже упомянул. Это турниры, которые проходят под эгидой движения «Ворлдскиллс Россия».

Эти чемпионаты позволяют нам серьезно обновлять материально-техническую базу. Дело в том, что при организации состязаний необходимо использовать новейшее оборудование. Его мы и закупаем, создавая новые мастерские. За время подготовки к таким турнирам наши образовательные учреждения получили серьезную финансовую поддержку.

За последние пять лет кратно выросло и количество участников, и количество компетенций региональных чемпионатов. Их главная миссия – популяризация рабочих профессий, поскольку, пока студенты соревнуются, школьники могут побывать на площадках, поучаствовать в мастер-классах. Но в этом году из-за пандемии мы внесли коррективы, и доступ на состязания был закрыт, к сожалению.

– Говоря о рабочих профессиях, конечно, стоит затронуть сферу дополнительного образования. Основы будущих профессиональных предпочтений ведь там закладываются.

– Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был не только грамотным, но и всесторонне развитым. В Архангельской области 73 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет занимаются в различных кружках и секциях.

Хочется остановиться на национальном проекте «Образование», благодаря которому удается создать абсолютно новые возможности для ребят. Например, только в прошлом году в сельских школах и учебных заведениях малых городов было открыто 42 центра образования цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста».

Абсолютно инновационный проект – Дом научной коллаборации, который заработал на площадях Северного (Арктического) федерального университета. Представляете, школьники могут заниматься в вузовских лабораториях.

Техническое творчество, программирование, робототехника сейчас очень востребованны у детей. Чтобы у ребят из удаленных районов была возможность заниматься, закупили мобильный «Кванториум».

Несколько лет работает школа «Созвездие» – региональный специализированный центр по подготовке одаренных детей к участию в олимпиадах. В работе с ребятами используем новые подходы, и это тоже часть большой профориентационной работы.

Олег Владимирович, мы с вами встречаемся в преддверии Международного женского дня. Думаю, вы согласитесь со мной, что у образования по-прежнему женское лицо. Чтобы вы хотели пожелать коллегам 8 Марта?

– Во-первых, хочется поблагодарить коллег за профессиональный выбор. Непростая эта работа – учить детей. Но именно от вас зависит будущее. Ведь сегодняшние школьники и студенты уже завтра придут нам на смену.

Конечно, хочется пожелать счастья и любви, пусть в семьях все будет хорошо. Пусть пандемия скорее заканчивается, чтобы мы все могли больше общаться, встречаться.

Пусть этот год будет лучше, чем предыдущий.

Беседовал Александр Лазен
Фото: Иван Малыгин

Поделиться
89497