17 марта 2016

Из деревни – значит, настоящее

О ситуации на потребительском рынке Архангельской области мы побеседовали с заместителем министра агропромышленного комплекса и торговли Ириной Бажановой.

Убыточных стало больше

– Ирина Борисовна, как у нас дела в торговле?

– По сравнению с другими сегментами экономики неплохо. Потребительский рынок входит в число лидирующих в составе валового регионального продукта, мы третьи идем. Но, к сожалению, в 2015 году доля убыточных предприятий у нас увеличилась. Внешние экономические условия, несомненно, влияют на ситуацию, которая складывается на потребительском рынке, в отрицательную сторону. Это заметили и сами производители, и предприятия, и покупатели.

– И почему, на ваш взгляд, это происходит?

– Факторов много. Идет рост цен, а если растут цены, падает покупательная способность. Соответственно, уменьшаются объ-
емы продаж, отсюда снижение прибыли предприятия. И цифры об этом говорят.

Бизнес ищет новые форматы

– Есть еще одна тенденция – на территорию Архангельской области активно входят федеральные сети. Или это кажется?

– Не кажется. Еще год назад такого количества не было. Это не только «Магнит», но и SPAR, «Пятерочка», X5, «Метро», с этого года – «Лента». В сегменте непродовольственных товаров у нас давно практически только федеральные сети работают. Те средние предприниматели, которые занимались продажей бытовой техники, в течение года закрылись, не выдержав конкуренции, когда в область зашли крупные игроки. То же самое сейчас у нас происходит на продовольственном рынке. Одиночным магазинам выживать стало трудно. Многие закрываются, так как терпят убытки от своей деятельности, когда рядом открываются предприятия федеральной или региональной сетки. Надо сказать, что региональные сети имеют в области неплохой запас прочности.

– Что предпринимают?

– Бизнес начинает искать другие направления. С одной стороны, это не здорово, так как мы видим стагнацию и падение товарооборота. Товарооборот в среднем уменьшился за прошлый год на 5,5 процента. По цифрам, вроде, рост и есть, но по факту его нет, так как цены выросли, а объемы продаж упали.

А с другой стороны, это хорошо, так как предприниматели ищут иные пути.

И если два года назад мы слышали просьбы наших фермеров помочь им сбыть товар, сегодня новые маленькие форматы торговли начинают с ними работать вплотную.

2015 год ознаменовался открытием фермерских магазинов, причем рассчитанных на различного покупателя. Если в Архангельске открылся магазин премиум-класса, с упором на экологически чистые продукты, то в Северодвинске – «деревенские» магазины, которые действительно торгуют продукцией фермеров. Мы понимаем, что такая продукция не может быть дешевой, но она качественная. И в Северодвинске данный формат оказался востребованным: за год там открылось четыре таких магазина. Если бы предпринимателям было невыгодно, не открывали бы. Да, там не такой широкий ассортимент, как в супермаркетах, он более узкий, направлен на потребности населения – мясная группа, продукция системы потребкооперации, кондитерская, молочная продукция – масло, творог, сметана, овощи, корнеплоды, картофель.

И люди туда ходят достаточно бойко.

Операция «Кооперация»

– Ирина Борисовна, люди просто пересматривают свое отношение к товарам…

– Совершенно верно, многие считают: если мы платим хорошие деньги, то должны покупать качественный продукт, без антибиотиков, ГМО. Люди становятся грамотными, хотят есть здоровую, качественную пищу. Конечно, те, кто может себе это позволить.
И мы в этом году впервые отметили, что потребкооперация увеличила закупки продукции у населения. Причем в несколько раз!

– И с чем это связано, по-вашему?

– В прошлые годы население выращивало что-то для себя, а какие-то излишки могли продать. Сейчас люди поняли, что плоды их трудов пользуются спросом и начинают работать на сбыт. Тем самым обеспечиваются внутренняя продовольственная безопасность региона, трудозанятость в сельских населенных пунктах, особенно в отдаленных районах. Люди там без питания не останутся. Продав что-то, они смогут приобрести тот товар, который у них не производится. И мы рады, что это направление показывает положительную динамику, пусть пока не в денежном выражении, а в объемах.

Когда лень идет торговле на пользу

– А общепит?

– В общепите отмечается другая тенденция, особенно в городской местности. Люди немного разленились: салаты уже дома не готовят, пироги не пекут, мясо на шашлык не маринуют. Покупают готовое. А это уже общественное питание.
И тенденция приобретения готовой пищи сегодня позволяет многим продовольственным магазинам выживать в нынешнее достаточно сложное время. Готовое питание становится товаром повышенного спроса.
У нас есть хороший пример по Соловкам. Мы там открыли пекарню, как вы знаете. Она замечательно работает. На островной территории всегда хочется чего-нибудь вкусненького, заметили? И мы предложили предпринимателям, которые открыли пекарню, попробовать выпускать кондитерскую продукцию. Они теперь делают торты, пирожные, печенье. Мало того, стали готовить салаты. И самое удивительное, что их покупают не гости Соловков, а местные жители. На ура. Нормальный процесс – сельское население тоже хочет пользоваться благами горожан.
Главное, чтобы предприятие работало, продукция пользовалась спросом.

Хочется, чтобы люди питались достойно

– На ваш взгляд, ассортимент в магазинах стал беднее в связи с внешней экономической ситуацией?

– Я бы не сказала. Просто идет процесс перезаключения договоров с поставщиками. Что же касается цен, они хоть и растут, но по многим позициям ниже, чем даже в областях Центральной России. Мы заключаем сейчас прямые контракты с зарубежными партнерами. Развивается горизонтальное сотрудничество. Как пример – Приднестровье к нам приезжает, заключает договоры поставок, Белоруссия, Армения. И сегодня те, кто выезжает за пределы области, говорят, что у нас в регионе положение дел неплохое по сравнению с другими. Опять-таки потому, что мы помогаем нашим регио-
нальным ретейлерам перезаключать контракты с поставщиками. Понимаем, что это сказывается на благосостоянии населения, которое больших денег и не получает, но хочется, чтобы люди питались достойно. Хотя бы потому, что мы живем на Севере.

Комментарий

Вологжане готовы покупать наши рыбу и пиво 

Ирина Бажанова:

– Сейчас много говорится о бренде Архангельской области, в Вологде подобный товарный знак существует уже давно. Мы специально пригласили нашу Корпорацию развития, у которой все никак не получается его запустить. У вологодских коллег уже система выстроена, вот мы и попросили, чтобы они провели круглый стол на эту тему.

Мероприятие получилось красивое, даже показательное. Представители нашей торговли смогли увидеть новинки вологодской продукции, попробовать их, провести переговоры о поставках. А вологжане посетили наши магазины, попробовали архангельские продукты. Им очень понравилась наша рыбная продукция, готовы ее закупать. Гостей еще и наше пиво заинтересовало, такого ассортимента местного пива они не видели нигде. Ведутся переговоры по его поставке, а это пополнение бюджета Архангельской области. Наших же производителей для представления продукции ждут с бизнес-миссией в Вологде уже в мае этого года.

Из деревни – значит, настоящее

Убыточных стало больше

– Ирина Борисовна, как у нас дела в торговле?

– По сравнению с другими сегментами экономики неплохо. Потребительский рынок входит в число лидирующих в составе валового регионального продукта, мы третьи идем. Но, к сожалению, в 2015 году доля убыточных предприятий у нас увеличилась. Внешние экономические условия, несомненно, влияют на ситуацию, которая складывается на потребительском рынке, в отрицательную сторону. Это заметили и сами производители, и предприятия, и покупатели.

– И почему, на ваш взгляд, это происходит?

– Факторов много. Идет рост цен, а если растут цены, падает покупательная способность. Соответственно, уменьшаются объ-
емы продаж, отсюда снижение прибыли предприятия. И цифры об этом говорят.

Бизнес ищет новые форматы

– Есть еще одна тенденция – на территорию Архангельской области активно входят федеральные сети. Или это кажется?

– Не кажется. Еще год назад такого количества не было. Это не только «Магнит», но и SPAR, «Пятерочка», X5, «Метро», с этого года – «Лента». В сегменте непродовольственных товаров у нас давно практически только федеральные сети работают. Те средние предприниматели, которые занимались продажей бытовой техники, в течение года закрылись, не выдержав конкуренции, когда в область зашли крупные игроки. То же самое сейчас у нас происходит на продовольственном рынке. Одиночным магазинам выживать стало трудно. Многие закрываются, так как терпят убытки от своей деятельности, когда рядом открываются предприятия федеральной или региональной сетки. Надо сказать, что региональные сети имеют в области неплохой запас прочности.

– Что предпринимают?

– Бизнес начинает искать другие направления. С одной стороны, это не здорово, так как мы видим стагнацию и падение товарооборота. Товарооборот в среднем уменьшился за прошлый год на 5,5 процента. По цифрам, вроде, рост и есть, но по факту его нет, так как цены выросли, а объемы продаж упали.

А с другой стороны, это хорошо, так как предприниматели ищут иные пути.

И если два года назад мы слышали просьбы наших фермеров помочь им сбыть товар, сегодня новые маленькие форматы торговли начинают с ними работать вплотную.

2015 год ознаменовался открытием фермерских магазинов, причем рассчитанных на различного покупателя. Если в Архангельске открылся магазин премиум-класса, с упором на экологически чистые продукты, то в Северодвинске – «деревенские» магазины, которые действительно торгуют продукцией фермеров. Мы понимаем, что такая продукция не может быть дешевой, но она качественная. И в Северодвинске данный формат оказался востребованным: за год там открылось четыре таких магазина. Если бы предпринимателям было невыгодно, не открывали бы. Да, там не такой широкий ассортимент, как в супермаркетах, он более узкий, направлен на потребности населения – мясная группа, продукция системы потребкооперации, кондитерская, молочная продукция – масло, творог, сметана, овощи, корнеплоды, картофель.

И люди туда ходят достаточно бойко.

Операция «Кооперация»

– Ирина Борисовна, люди просто пересматривают свое отношение к товарам…

– Совершенно верно, многие считают: если мы платим хорошие деньги, то должны покупать качественный продукт, без антибиотиков, ГМО. Люди становятся грамотными, хотят есть здоровую, качественную пищу. Конечно, те, кто может себе это позволить.
И мы в этом году впервые отметили, что потребкооперация увеличила закупки продукции у населения. Причем в несколько раз!

– И с чем это связано, по-вашему?

– В прошлые годы население выращивало что-то для себя, а какие-то излишки могли продать. Сейчас люди поняли, что плоды их трудов пользуются спросом и начинают работать на сбыт. Тем самым обеспечиваются внутренняя продовольственная безопасность региона, трудозанятость в сельских населенных пунктах, особенно в отдаленных районах. Люди там без питания не останутся. Продав что-то, они смогут приобрести тот товар, который у них не производится. И мы рады, что это направление показывает положительную динамику, пусть пока не в денежном выражении, а в объемах.

Когда лень идет торговле на пользу

– А общепит?

– В общепите отмечается другая тенденция, особенно в городской местности. Люди немного разленились: салаты уже дома не готовят, пироги не пекут, мясо на шашлык не маринуют. Покупают готовое. А это уже общественное питание.
И тенденция приобретения готовой пищи сегодня позволяет многим продовольственным магазинам выживать в нынешнее достаточно сложное время. Готовое питание становится товаром повышенного спроса.
У нас есть хороший пример по Соловкам. Мы там открыли пекарню, как вы знаете. Она замечательно работает. На островной территории всегда хочется чего-нибудь вкусненького, заметили? И мы предложили предпринимателям, которые открыли пекарню, попробовать выпускать кондитерскую продукцию. Они теперь делают торты, пирожные, печенье. Мало того, стали готовить салаты. И самое удивительное, что их покупают не гости Соловков, а местные жители. На ура. Нормальный процесс – сельское население тоже хочет пользоваться благами горожан.
Главное, чтобы предприятие работало, продукция пользовалась спросом.

Хочется, чтобы люди питались достойно

– На ваш взгляд, ассортимент в магазинах стал беднее в связи с внешней экономической ситуацией?

– Я бы не сказала. Просто идет процесс перезаключения договоров с поставщиками. Что же касается цен, они хоть и растут, но по многим позициям ниже, чем даже в областях Центральной России. Мы заключаем сейчас прямые контракты с зарубежными партнерами. Развивается горизонтальное сотрудничество. Как пример – Приднестровье к нам приезжает, заключает договоры поставок, Белоруссия, Армения. И сегодня те, кто выезжает за пределы области, говорят, что у нас в регионе положение дел неплохое по сравнению с другими. Опять-таки потому, что мы помогаем нашим регио-
нальным ретейлерам перезаключать контракты с поставщиками. Понимаем, что это сказывается на благосостоянии населения, которое больших денег и не получает, но хочется, чтобы люди питались достойно. Хотя бы потому, что мы живем на Севере.

Комментарий

Вологжане готовы покупать наши рыбу и пиво 

Ирина Бажанова:

– Сейчас много говорится о бренде Архангельской области, в Вологде подобный товарный знак существует уже давно. Мы специально пригласили нашу Корпорацию развития, у которой все никак не получается его запустить. У вологодских коллег уже система выстроена, вот мы и попросили, чтобы они провели круглый стол на эту тему.

Мероприятие получилось красивое, даже показательное. Представители нашей торговли смогли увидеть новинки вологодской продукции, попробовать их, провести переговоры о поставках. А вологжане посетили наши магазины, попробовали архангельские продукты. Им очень понравилась наша рыбная продукция, готовы ее закупать. Гостей еще и наше пиво заинтересовало, такого ассортимента местного пива они не видели нигде. Ведутся переговоры по его поставке, а это пополнение бюджета Архангельской области. Наших же производителей для представления продукции ждут с бизнес-миссией в Вологде уже в мае этого года.

Поделиться
13397