17 ноября 2016

Из Архангельска на Ямал

Вы знаете, как делают трубы? Оказалось, довольно просто: лист металла пропускают через вальцовочный станок и сгибают, а получившийся шов заваривают. Просто? Только на бумаге, а в жизни этот процесс выглядит весьма внушительным, особенно если делают не просто трубы, а будущие сваи для строительства северных портов.

20 труб в день

Да, тот лист металла, из которого изготавливается труба-свая, толщиной 16 миллиметров, а труба, что получается на выходе, – почти полтора метра в диаметре и шесть метров в длину. Впечатляющие, надо сказать, параметры. Гнут металл, как картон, огромные станки под управлением операторов, прошедших специальное обучение в Европе. И все это я вместе с журналистами из скандинавских стран увидел своими глазами.

Вы спросите, где расположено такое производство: в Питере, Москве, Мурманске? В Архангельске, на Левом берегу – рядом с железнодорожным мостом. Здесь в тестовом режиме начал работать завод по изготовлению строительных свай-оболочек.

«Тестовый режим» – это термин условный. Даже сегодня, хотя производство не выведено на проектную мощность, новый цех способен выпускать в сутки по 16–17 труб длиной 12 метров и диаметром от 80 см до двух с половиной метров.

– Плановая мощность цеха достигает 20–22 трубы в сутки, – рассказал инженер-технолог предприятия Дмитрий Узких. – Мы рассчитываем выйти на эти объемы уже в ноябре.

Новые цеха и оборудование, позволяющее делать трубы из металлического листа, модернизированная портовая зона, где готовая продукция перегружается на суда и отправляется в Арктику, – все это результаты инвестиций, которые вложила в развитие расположенной на архангельском Левобережье промышленной площадки крупнейшая отечественная компания – холдинг «Межрегионтрубопроводстрой».

– Общий объем инвестиций превышает пять миллиардов евро, – отметил Никита Ананьин, заместитель директора АО «МРТС» по развитию. – Сегодня компания активно осваивает месторождения на Ямале – именно туда и пойдут трубы из Архангельска.

Трубы-сваи, сделанные на Левом берегу, станут основой причалов в порту Сабетта, а могут стать и основой для строительства искусственных ледозащитных островов в арктических портах – так что работа архангельским трубогибам предстоит большая.

Слияние возможностей

Не случайно инвесторы выбрали площадкой для запуска нового проекта именно Архангельск – у нашего города масса преимуществ.

– На сегодня Архангельск – один из ближайших к Арктике городов с одной из наиболее развитых инфраструктур, – отметил заместитель директора АО «МРТС». – Да, Мурманск находится примерно на том же расстоянии, но развитие железнодорожной ветки на Кольском полуострове достаточно ограничено. В Архангельске железная дорога способна выдержать весь грузопоток, который идет в этом направлении. Плюс здесь вполне развитая портовая инфраструктура: имеется несколько портовых терминалов, привлекательных для клиентов, есть конкурентная среда.

Словом, на архангельском Левобережье сошлись все плюсы для организации такого непрофильного, казалось бы, для нашего города производства. Кстати, портовая зона предприятия тоже расположена удачнее многих – до мостов, что значительно упрощает подход к ней морских судов и сокращает время простоя.

Добавлю только, что предприятие вошло в судостроительный кластер и уже подключилось к арктическим проектам.

– В Архангельске деятельность предприятия началась в 2008 году с производства одного, достаточно специализированного вида продукции – обетонированных труб, – рассказал представитель губернатора Архангельской области по Арктике Лев Левит. – За восемь лет организация сформировала в Архангельске мощную производственно-логистическую базу и непрерывно развивает ее с учетом потребностей рынка и крупных промышленных проектов в Арктике.

 

Опорная точка

Таким предприятиям, как АО «МРТС», активно участвующим в арктических проектах, нужна поддержка государства, чтобы и дальше иметь возможность инвестировать в сложное производство. Способствовать этому должен
федеральный закон «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», проект которого в ближайшем будущем вынесут на суд парламентариев.

Работа над новой редакцией законопроекта ведется под эгидой Минэкономразвития России с конца 2015 года. Новый закон положит начало формированию «арктического» законодательства, которое будет регулировать весь спектр отношений в Арктической зоне РФ.

Одна из ключевых новаций, предлагаемых документом, – создание опорных зон, которые могут стать действенным механизмом повышения деловой активности в Арктике.

– Это так называемые проекты комплексного развития территорий, – пояснил Виктор Иконников, заместитель председателя правительства Архангельской области. – По мнению Министерства экономического развития РФ, Архангельская опорная зона достойна стать пилотным проектом. Те наработки, которые будут реализованы в рамках этого проекта, в дальнейшем станут использоваться для формирования сети опорных зон в Арктической зоне.

Виктор Иконников добавил, что в тезис «особая зона» должны входить вполне конкретные понятия, такие, например, как низкие тарифы на электроэнергию и единый размер портовых сборов на всей территории Арктической зоны РФ, а также налоговые преференции бизнесу, занимающемуся «тяжелым» производством. Все это, конечно, требует налаженной координации и взаимодействия органов власти, а также совершенствования межбюджетных отношений – предложено, например, не только разграничить полномочия между федеральным центром, регионами и органами местного самоуправления по реализации арктической политики, но и предусмотреть закрепление финансового обеспечения таких полномочий.

– Это будет способствовать их эффективной деятельности и окажет положительное воздействие и на социально-экономический климат приарктических территорий в целом, – отметил Лев Левит, представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики.

Сегодня итоговый документ уже отправлен в Москву и, как ожидается, будет рассмотрен парламентариями этой зимой. Ну а трубы из Архангельска уже идут в Сабетту, чтобы стать первыми сваями в мощном фундаменте процесса освоения Арктики.

 

Из Архангельска на Ямал

20 труб в день

Да, тот лист металла, из которого изготавливается труба-свая, толщиной 16 миллиметров, а труба, что получается на выходе, – почти полтора метра в диаметре и шесть метров в длину. Впечатляющие, надо сказать, параметры. Гнут металл, как картон, огромные станки под управлением операторов, прошедших специальное обучение в Европе. И все это я вместе с журналистами из скандинавских стран увидел своими глазами.

Вы спросите, где расположено такое производство: в Питере, Москве, Мурманске? В Архангельске, на Левом берегу – рядом с железнодорожным мостом. Здесь в тестовом режиме начал работать завод по изготовлению строительных свай-оболочек.

«Тестовый режим» – это термин условный. Даже сегодня, хотя производство не выведено на проектную мощность, новый цех способен выпускать в сутки по 16–17 труб длиной 12 метров и диаметром от 80 см до двух с половиной метров.

– Плановая мощность цеха достигает 20–22 трубы в сутки, – рассказал инженер-технолог предприятия Дмитрий Узких. – Мы рассчитываем выйти на эти объемы уже в ноябре.

Новые цеха и оборудование, позволяющее делать трубы из металлического листа, модернизированная портовая зона, где готовая продукция перегружается на суда и отправляется в Арктику, – все это результаты инвестиций, которые вложила в развитие расположенной на архангельском Левобережье промышленной площадки крупнейшая отечественная компания – холдинг «Межрегионтрубопроводстрой».

– Общий объем инвестиций превышает пять миллиардов евро, – отметил Никита Ананьин, заместитель директора АО «МРТС» по развитию. – Сегодня компания активно осваивает месторождения на Ямале – именно туда и пойдут трубы из Архангельска.

Трубы-сваи, сделанные на Левом берегу, станут основой причалов в порту Сабетта, а могут стать и основой для строительства искусственных ледозащитных островов в арктических портах – так что работа архангельским трубогибам предстоит большая.

Слияние возможностей

Не случайно инвесторы выбрали площадкой для запуска нового проекта именно Архангельск – у нашего города масса преимуществ.

– На сегодня Архангельск – один из ближайших к Арктике городов с одной из наиболее развитых инфраструктур, – отметил заместитель директора АО «МРТС». – Да, Мурманск находится примерно на том же расстоянии, но развитие железнодорожной ветки на Кольском полуострове достаточно ограничено. В Архангельске железная дорога способна выдержать весь грузопоток, который идет в этом направлении. Плюс здесь вполне развитая портовая инфраструктура: имеется несколько портовых терминалов, привлекательных для клиентов, есть конкурентная среда.

Словом, на архангельском Левобережье сошлись все плюсы для организации такого непрофильного, казалось бы, для нашего города производства. Кстати, портовая зона предприятия тоже расположена удачнее многих – до мостов, что значительно упрощает подход к ней морских судов и сокращает время простоя.

Добавлю только, что предприятие вошло в судостроительный кластер и уже подключилось к арктическим проектам.

– В Архангельске деятельность предприятия началась в 2008 году с производства одного, достаточно специализированного вида продукции – обетонированных труб, – рассказал представитель губернатора Архангельской области по Арктике Лев Левит. – За восемь лет организация сформировала в Архангельске мощную производственно-логистическую базу и непрерывно развивает ее с учетом потребностей рынка и крупных промышленных проектов в Арктике.

 

Опорная точка

Таким предприятиям, как АО «МРТС», активно участвующим в арктических проектах, нужна поддержка государства, чтобы и дальше иметь возможность инвестировать в сложное производство. Способствовать этому должен
федеральный закон «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», проект которого в ближайшем будущем вынесут на суд парламентариев.

Работа над новой редакцией законопроекта ведется под эгидой Минэкономразвития России с конца 2015 года. Новый закон положит начало формированию «арктического» законодательства, которое будет регулировать весь спектр отношений в Арктической зоне РФ.

Одна из ключевых новаций, предлагаемых документом, – создание опорных зон, которые могут стать действенным механизмом повышения деловой активности в Арктике.

– Это так называемые проекты комплексного развития территорий, – пояснил Виктор Иконников, заместитель председателя правительства Архангельской области. – По мнению Министерства экономического развития РФ, Архангельская опорная зона достойна стать пилотным проектом. Те наработки, которые будут реализованы в рамках этого проекта, в дальнейшем станут использоваться для формирования сети опорных зон в Арктической зоне.

Виктор Иконников добавил, что в тезис «особая зона» должны входить вполне конкретные понятия, такие, например, как низкие тарифы на электроэнергию и единый размер портовых сборов на всей территории Арктической зоны РФ, а также налоговые преференции бизнесу, занимающемуся «тяжелым» производством. Все это, конечно, требует налаженной координации и взаимодействия органов власти, а также совершенствования межбюджетных отношений – предложено, например, не только разграничить полномочия между федеральным центром, регионами и органами местного самоуправления по реализации арктической политики, но и предусмотреть закрепление финансового обеспечения таких полномочий.

– Это будет способствовать их эффективной деятельности и окажет положительное воздействие и на социально-экономический климат приарктических территорий в целом, – отметил Лев Левит, представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики.

Сегодня итоговый документ уже отправлен в Москву и, как ожидается, будет рассмотрен парламентариями этой зимой. Ну а трубы из Архангельска уже идут в Сабетту, чтобы стать первыми сваями в мощном фундаменте процесса освоения Арктики.

 

Поделиться
18838