Инвалидов отправили на «каникулы»
26 июня на сайте мэрии опубликовали постановление о ликвидации Центра помощи совершеннолетним подопечным – единственного в регионе учреждения, помогающего людям с ментальной инвалидностью адаптироваться в обществе.
Особые, но необособленные
Центр был создан в 2005 году, имеет несколько отделений и обслуживает 459 человек. В нем по уникальным методикам помогают адаптироваться в социуме гражданам, находящимся под опекой, попечительством и патронажем. Среди них – люди с психическими и интеллектуальными отклонениями. Они живут самостоятельно, так как родственников нет или те по состоянию здоровья не могут стать опекунами.
Поэтому заботятся о них профессиональные опекуны центра совершенно бесплатно. Хотя обычная практика для России в таких случаях – проживание инвалидов в домах-интернатах.
– Им требуется особый помощник – некий посредник между ними и городскими организациями, услугами которых они пользуются, – рассказал сотрудник центра.
Для совершеннолетних граждан с ментальными расстройствами, которые под опекой родственников, а также для пожилых людей, страдающих различными формами старческого слабоумия, были открыты отделения дневного пребывания.
– Я была счастлива, когда дочь туда взяли. Вера больше не сидела в четырех стенах. С ней занимались физкультурой, музыкой, рукоделием, водили в театры, музеи и библиотеки, – говорит Анна Заварзина.
Обсуждения на совете не было
– За несколько дней до того, как мы случайно увидели на сайте мэрии постановление о ликвидации центра, детей отправили на «каникулы» в связи с ремонтом здания. Никто из руководства не сообщил родителям о грядущем закрытии, – продолжает Анна Заварзина.
– Но никакого ремонта в здании не ведется, – прокомментировал сотрудник центра.
Люди, которых волновала судьба учреждения, пришли в Союз общественных объединений инвалидов.
– Решения, которые касаются прав инвалидов, должны приниматься по согласованию с общественными организациями инвалидов. Этого требует статья 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». В Архангельске такие решения должны согласовываться с мнением Координационного совета по делам инвалидов, созданного при мэрии. Но обсуждения не было, – объяснила им юрист Елена Шинкарева.
Письма прокурорам и президенту
От имени председателя союза прокурору города и области направили письмо с просьбой «принять меры прокурорского реагирования». И лишь после этого на сайте мэрии появилась информация о том, что ликвидация центра связана с изменениями, внесенными в федеральное законодательство с 1 января 2016 года. Теперь услуги социального характера, в том числе работа с совершеннолетними подопечными, – забота региональной власти.
И если муниципальные учреждения «Центр охраны прав детства» и «Центр защиты прав несовершеннолетних «Душа» решили со всем имуществом безвозмездно передать в областную собственность, то Центр помощи совершеннолетним подопечным оказался в иной ситуации. Ведь в Архангельске уже работает областное госучреждение «Комплексный центр социального обслуживания», выполняющее схожие функции.
Пока же мэрия «созревала» для внятного объяснения, инвалиды, их родители и родственники, а также сотрудники центра сочинили и отправили письмо Владимиру Путину.
Никифор Джанелидзе, эксперт Общероссийского народного фронта:
– Вопрос о ликвидации центра нужно было оговаривать заранее, провести с людьми разъяснительную работу. Решение чиновников получилось резким и необдуманным. По всей вероятности, мэрии хочется просто избавиться, как говорят сегодня, от «непрофильного актива».
Люди уникальные, опыт бесценный
Областное правительство готовится принять центры под свою опеку
О том, какие действия стоят за словами главы региона, мы говорили с заместителем губернатора по социальным вопросам Екатериной Прокопьевой.
– Екатерина Владимировна, на какие средства рассчитываете, принимая на себя обязательства по содержанию бывших муниципальных центров?
– Мы находимся в ситуации, когда вынуждены искать деньги в рамках регионального бюджета. Никто нам никаких субсидий не даст, и никакие субвенции из федерального бюджета на эти задачи не придут. И если в некоторых случаях, когда передавались полномочия с муниципального уровня на региональный, у муниципалитетов забирали деньги на их исполнение, то во взаимоотношениях с учреждениями города Архангельска это невозможно. Механизма нет.
– А какая сумма нужна, чтобы центр продолжал работать?
– К нам пока поступили предложения по передаче двух центров. Так вот, содержание Центра охраны прав несовершеннолетних «Душа» и Центра охраны прав материнства и детства «Надежда» обойдется областному бюджету в 80 миллионов рублей. Предполагается, что еще около 37–40 миллионов, точно назвать сумму я пока не готова, пойдет на организацию работы центра помощи совершеннолетним подопечным.
Мы получили поручение главы региона проработать схему передачи центра. Он ведь сначала сделал устное заявление, потом письменное, с предложением мэру остановить ликвидацию до рассмотрения вопроса в рамках рабочей группы. Рабочую группу создавали под другие два учреждения, а решение мэрии по центру помощи было для нас как гром среди ясного неба.
– Но ведь центры работают не первый год, на их содержание в муниципальном бюджете были запланированы средства, что же случилось?
– Есть вещи, которые рассматриваются с точки зрения права. По объяснениям из мэрии, существует некий документ проверки, где указано на нецелевое использование бюджетных средств по содержанию центров, потому как это полномочия области. Я надеюсь, что суммы, которые высвобождаются, будут также направлены на охрану прав материнства и детства. Это наши пожелания в адрес депутатов городской Думы.
– Вопросы реорганизации, в данном случае трех учреждений, упираются не только в финансирование…
– Сказать, что их однозначно будет три, что они сохранят свою структуру, я не могу. «Душа» и «Надежда», к примеру, выполняли некоторые пересекающиеся функции. Совершенно не нужны два государственных учреждения, которые занимаются одним и тем же. Возможно, создадим новые структуры на базе тех помещений, которые будут переданы муниципалитетом безвозмездно в областную собственность.
– И таких зданий много?
– Много. В разных концах города. Что понятно, так как обеспечивается доступность людям из разных районов. Мы настаиваем, чтобы площади тоже передавались, причем максимально. Хотя у мэрии уже проявляются намерения не передавать помещения на Троицком, мол, там можно детский сад обустроить. Хорошо, но тогда на рабочей группе мы должны протокольно это зафиксировать. Если уж что и остается в муниципалитете, оно должно, опять же, входить в инфраструктуру детства или соцзащиты.
– А люди?
– Могу твердо сказать, что мы постараемся максимально сохранить состав специалистов. Люди, которые там работают, уникальны, накопленный ими опыт бесценен. Сокращения, если и возможны, то только среди управленцев. Скажу больше: уже при изучении работы центров у нас возникают идеи, как расширить сферу их деятельности, пойти дальше. Наша первоочередная задача сегодня – чтобы 1 января сменилась только вывеска, а суть центров осталась прежней.
Особые, но необособленные
Центр был создан в 2005 году, имеет несколько отделений и обслуживает 459 человек. В нем по уникальным методикам помогают адаптироваться в социуме гражданам, находящимся под опекой, попечительством и патронажем. Среди них – люди с психическими и интеллектуальными отклонениями. Они живут самостоятельно, так как родственников нет или те по состоянию здоровья не могут стать опекунами.
Поэтому заботятся о них профессиональные опекуны центра совершенно бесплатно. Хотя обычная практика для России в таких случаях – проживание инвалидов в домах-интернатах.
– Им требуется особый помощник – некий посредник между ними и городскими организациями, услугами которых они пользуются, – рассказал сотрудник центра.
Для совершеннолетних граждан с ментальными расстройствами, которые под опекой родственников, а также для пожилых людей, страдающих различными формами старческого слабоумия, были открыты отделения дневного пребывания.
– Я была счастлива, когда дочь туда взяли. Вера больше не сидела в четырех стенах. С ней занимались физкультурой, музыкой, рукоделием, водили в театры, музеи и библиотеки, – говорит Анна Заварзина.
Обсуждения на совете не было
– За несколько дней до того, как мы случайно увидели на сайте мэрии постановление о ликвидации центра, детей отправили на «каникулы» в связи с ремонтом здания. Никто из руководства не сообщил родителям о грядущем закрытии, – продолжает Анна Заварзина.
– Но никакого ремонта в здании не ведется, – прокомментировал сотрудник центра.
Люди, которых волновала судьба учреждения, пришли в Союз общественных объединений инвалидов.
– Решения, которые касаются прав инвалидов, должны приниматься по согласованию с общественными организациями инвалидов. Этого требует статья 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». В Архангельске такие решения должны согласовываться с мнением Координационного совета по делам инвалидов, созданного при мэрии. Но обсуждения не было, – объяснила им юрист Елена Шинкарева.
Письма прокурорам и президенту
От имени председателя союза прокурору города и области направили письмо с просьбой «принять меры прокурорского реагирования». И лишь после этого на сайте мэрии появилась информация о том, что ликвидация центра связана с изменениями, внесенными в федеральное законодательство с 1 января 2016 года. Теперь услуги социального характера, в том числе работа с совершеннолетними подопечными, – забота региональной власти.
И если муниципальные учреждения «Центр охраны прав детства» и «Центр защиты прав несовершеннолетних «Душа» решили со всем имуществом безвозмездно передать в областную собственность, то Центр помощи совершеннолетним подопечным оказался в иной ситуации. Ведь в Архангельске уже работает областное госучреждение «Комплексный центр социального обслуживания», выполняющее схожие функции.
Пока же мэрия «созревала» для внятного объяснения, инвалиды, их родители и родственники, а также сотрудники центра сочинили и отправили письмо Владимиру Путину.
Никифор Джанелидзе, эксперт Общероссийского народного фронта:
– Вопрос о ликвидации центра нужно было оговаривать заранее, провести с людьми разъяснительную работу. Решение чиновников получилось резким и необдуманным. По всей вероятности, мэрии хочется просто избавиться, как говорят сегодня, от «непрофильного актива».
Люди уникальные, опыт бесценный
Областное правительство готовится принять центры под свою опеку
О том, какие действия стоят за словами главы региона, мы говорили с заместителем губернатора по социальным вопросам Екатериной Прокопьевой.
– Екатерина Владимировна, на какие средства рассчитываете, принимая на себя обязательства по содержанию бывших муниципальных центров?
– Мы находимся в ситуации, когда вынуждены искать деньги в рамках регионального бюджета. Никто нам никаких субсидий не даст, и никакие субвенции из федерального бюджета на эти задачи не придут. И если в некоторых случаях, когда передавались полномочия с муниципального уровня на региональный, у муниципалитетов забирали деньги на их исполнение, то во взаимоотношениях с учреждениями города Архангельска это невозможно. Механизма нет.
– А какая сумма нужна, чтобы центр продолжал работать?
– К нам пока поступили предложения по передаче двух центров. Так вот, содержание Центра охраны прав несовершеннолетних «Душа» и Центра охраны прав материнства и детства «Надежда» обойдется областному бюджету в 80 миллионов рублей. Предполагается, что еще около 37–40 миллионов, точно назвать сумму я пока не готова, пойдет на организацию работы центра помощи совершеннолетним подопечным.
Мы получили поручение главы региона проработать схему передачи центра. Он ведь сначала сделал устное заявление, потом письменное, с предложением мэру остановить ликвидацию до рассмотрения вопроса в рамках рабочей группы. Рабочую группу создавали под другие два учреждения, а решение мэрии по центру помощи было для нас как гром среди ясного неба.
– Но ведь центры работают не первый год, на их содержание в муниципальном бюджете были запланированы средства, что же случилось?
– Есть вещи, которые рассматриваются с точки зрения права. По объяснениям из мэрии, существует некий документ проверки, где указано на нецелевое использование бюджетных средств по содержанию центров, потому как это полномочия области. Я надеюсь, что суммы, которые высвобождаются, будут также направлены на охрану прав материнства и детства. Это наши пожелания в адрес депутатов городской Думы.
– Вопросы реорганизации, в данном случае трех учреждений, упираются не только в финансирование…
– Сказать, что их однозначно будет три, что они сохранят свою структуру, я не могу. «Душа» и «Надежда», к примеру, выполняли некоторые пересекающиеся функции. Совершенно не нужны два государственных учреждения, которые занимаются одним и тем же. Возможно, создадим новые структуры на базе тех помещений, которые будут переданы муниципалитетом безвозмездно в областную собственность.
– И таких зданий много?
– Много. В разных концах города. Что понятно, так как обеспечивается доступность людям из разных районов. Мы настаиваем, чтобы площади тоже передавались, причем максимально. Хотя у мэрии уже проявляются намерения не передавать помещения на Троицком, мол, там можно детский сад обустроить. Хорошо, но тогда на рабочей группе мы должны протокольно это зафиксировать. Если уж что и остается в муниципалитете, оно должно, опять же, входить в инфраструктуру детства или соцзащиты.
– А люди?
– Могу твердо сказать, что мы постараемся максимально сохранить состав специалистов. Люди, которые там работают, уникальны, накопленный ими опыт бесценен. Сокращения, если и возможны, то только среди управленцев. Скажу больше: уже при изучении работы центров у нас возникают идеи, как расширить сферу их деятельности, пойти дальше. Наша первоочередная задача сегодня – чтобы 1 января сменилась только вывеска, а суть центров осталась прежней.