Игорь Шпектор: Надо брать деньги под свои умения

шпектор 31547

 

Председатель комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Игорь Шпектор – личность известная. Бывший мэр Воркуты знает проблемы городского хозяйства не понаслышке. Усыпить его красивыми словами трудно. Во время выездного заседания «комиссаров» в овальном зале областного правительства 8 апреля Игорь Леонидович не раз расставлял акценты и давал понять, кто есть кто.

Проблемы есть, механизма нет

Болевые точки в программе расселения аварийного жилфонда Поморья стали темой заседания. Заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ Петр Орлов настоятельно рекомендовал провести его в Архангельске. Наверно, посчитал, что точка зрения северян и их проблемы должны быть услышаны на самом верху, с одной стороны, а с другой, что мнение такого авторитетного специалиста как, Игорь Шпектор, поможет решению этих самых проблем в городе и области.

Министр ТЭК и ЖКХ Архангельской области Игорь Годзиш начистоту рассказал, что мешает правительству региона в реализации майского указа Владимира Путина № 600. Он констатировал, что аварийный жилфонд составляет 2,5 тысячи многоквартирных домов площадью 660 тысяч квадратных метров. В разваливающихся «деревяшках» живут 36 тысяч северян. Но под действие программы подпадает только 1,4 тысячи домов, в которых проживает 21 тысяча человек. А ведь после 1 января 2012 года на территории региона признаны аварийными еще более 1100 домов. Механизма ликвидации этого жилфонда с учетом проблем с финансированием сегодня, к сожалению, нет.

Архангельск к августу ничего не построит

Между тем последняя инвентаризация показала, что около 40 тысяч квадратных метров аварийного жилья вообще не вошли в программу из-за того, что муниципалитеты неграмотно оформили документы.

– Что не удалось сделать на первом этапе программы – это порядка 14 тысяч так и не построенных «квадратов», – признал Игорь Годзиш. – 11 тысяч из них – в Цигломенском округе Архангельска. Мы понимаем, что Архангельск не построит 11 тысяч квадратных метров к августу, но надеемся, что остальные муниципальные образования справятся с проблемой и возведут дома. Что же касается областного центра, то возвращение денег в фонд не должно влиять на реализацию указа Президента РФ – архангелогородцы должны получить новое жилье. Вопрос только в том, кто за это будет платить: Архангельская область и Фонд ЖКХ вместе или Архангельская область в одиночестве.

Далеко не всегда задачи остаются нерешенными по вине муниципалитетов. Работу осложняет несовершенство законодательства и нежелание банковского сектора кредитовать подрядчиков. Затронул министр и вопросы качества построенного жилья. По словам Игоря Годзиша, за время реализации первого этапа программы в ведомство поступило лишь девять жалоб, пять из них – в отношении каркасного домостроения.

Мэр на заседание не явился

Касаясь решения областного правительства взять на себя строительство жилья, если муниципалитет не справляется с поставленной задачей, Игорь Шпектор заявил, что он категорически против. «Если я, как руководитель муниципалитета, не выполнил порученную мне работу, то меня нужно снять с работы», – высказал свое мнение Игорь Леонидович. И добавил, что ему неприятно говорить, но город Архангельск не вызвал у него положительных впечатлений. Ни состояние дорог, ни состояние домов, ни чистота улиц. 

– Если мэр не умеет работать, значит, он не мэр. 

Так и сказал. Что же до регулярного срыва программы переселения, то председатель комиссии не услышал объективных причин, почему программа в Архангельске не выполнена. Хотел задать свои вопросы Павленко, но тот на заседание не пришел, а его заместитель Святослав Чиненов оказался не готов комментировать отсутствие Виктора Николаевича.

В своем докладе Святослав Владимирович довел до сведения присутствующих, что решение мэрии строить дома на улице Цигломенской на неподготовленном участке вызвали необходимость дополнительных вложений средств из бюджета города в инфраструктуру. А подготовка документов к конкурсным процедурам заняла у муниципальных чиновников полтора года. 

А еще заммэра намекнул, что они и дальше будут действовать по той же схеме. И по третьему этапу затраты на засыпку территории «золотым» песком (а мы знаем, кто у нас в области заведует песчаным бизнесом) составят еще порядка 750 млн рублей из городского бюджета. То есть удорожат строительство на 60 процентов. И цена жилья в каркасных деревянных домах в Цигломени обойдется государству в 55–60 тысяч рублей за квадратный метр.

На строящейся «высотке» на Воскресенской висит плакат – там продают квартиры от 53 тысяч. И о каком социальном недорогом жилье мы ведем речь, господа?

Говорил заммэра и о проблемах с подрядчиками, и о судах, и о трудностях установления выкупной цены сносимых «деревяшек». Причин привел массу. И все внешние.

Сорвал программу – уходи

Модератора высокого собрания Игоря Шпектора выступление Святослава Чиненова возмутило. Мол, когда брали федеральные деньги, вы же должны были все учесть. 

А в результате в незавидном положении оказался губернатор, которому предстоит отчитываться наверху, почему Архангельская область срывает выполнение указа президента. А в этом вина мэра. Прямая. Надо брать деньги под свои умения. Сорвал выполнение программы – уходи. Не дело губернатора заниматься строительством, это ответственность муниципалитета.

– Для нас Архангельская область представляет большой интерес, и за рабочим визитом комиссии непременно последуют действия: обращения к Президенту РФ, председателю Правительства РФ и профильным федеральным министрам, – сказал в завершение заседания Игорь Шпектор. – Направьте все свои предложения на мое имя. В июне я планирую встречу с Президентом России Владимиром Путиным. Постараюсь озвучить ему наш сегодняшний диалог, а вы всегда обращайтесь к нам не только по проблемам ЖКХ и расселения аварийного жилфонда, но и по вопросам социальной сферы и местного самоуправления.

Мнение

Игорь Шпектор, председатель комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты РФ:

– Я не вижу никаких объективных причин тому, что город Архангельск не выполнил программу. Да, есть трудности, но объективных причин, чтобы сорвать федеральные деньги и их не освоить, нет. Как дальше работать, если городская власть с банком работать не может, подрядчика найти не способна, закон ее не устраивает? Кто будет рисковать и давать такому деньги? Калининград, Челябинская область выполнили программу, и им еще дадут. 

Почему Архангельская область не может этого сделать? Мотивов нет. Есть неумение муниципалитетов работать. Я считаю, что каждый человек должен заниматься своим делом. Вертолетчик – летать, полицейский – работать в полиции, а городом должен управлять хозяйственник. И заместителем себе брать мощного экономиста. Город – это хозяйство: дороги, коммуникации, фасады. Я сам так строил свою работу всегда.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 9 апреля 2015 г.