18 мая 2014

Игорь Орлов: Власть и бизнес: опыт взаимной поддержки

В государственно-частном партнерстве (ГЧП) доверие — один из главных «настроечных» ключей. Как используется он в Архангельской области? Какие еще инструменты необходимы для успешного старта ГЧП на уровне региона? Об этом мы беседуем с губернатором Архангельской области Игорем Орловым.

— Доверие — скрепляющая нить государства и бизнеса. Власть создает условия для того, чтобы снизить риски для частных инвестиций. Непременное условие для бизнеса — следовать принятым правилам игры: доверие может быть только взаимным.

Помните слова поэта? «Тот, кто доверяет нам, воспитывает нас». 

В государственно-частном партнерстве власть и бизнес воспитывают друг друга, оттачивая опыт взаимной поддержки. 

— ГЧП — это временный договор или нечто более перспективное?

— Это глубокая связка. Мы приглашаем бизнес в сферу деятельности правительства, помогая и поддерживая деловое сообщество. А взамен получаем грандиозный ресурс для подъема социальной сферы.

Самый яркий пример — в 2015 году семь детских садов в Архангельской области будут строиться в рамках концессионных соглашений: в одиночку бюджет региона с такой нагрузкой не справился бы… Частный бизнес помогает нам переселять людей из ветхих и аварийных домов: строит жилье, а мы его выкупаем.

— Принцип ГЧП: сегодня стулья — завтра деньги. В чем, кроме прямой материальной выгоды, заинтересован тот, кто делает стулья «в кредит»?

— Инвестируя в наши социальные проекты, частный сектор получает возможности для развития и одновременно создает условия для своей работы в регионе. Согласитесь, высококлассный специалист не останется там, где не хватает детсадовских мест или не строится доступное жилье. Социальный комфорт для ведения бизнеса — это требование времени. 

— Расскажите о первых шагах ГЧП в Архангельской области. 

— Мы только начали создавать основу для государственно-частного партнерства. Но первый опыт уже есть: как в мини-проектах по строительству спортивных площадок, так и в мегапроектах по строительству дорог.

Конечно же, нам хочется, чтобы бизнес пришел в инфраструктурные проекты. У нас уже есть замечательные примеры того, как ГЧП становится очевидно привлекательным для обеих сторон. К примеру, на Левом берегу начинаем большой проект с «Газпромом» по передаче компании всех котельных, отапливающих жилье. За счет инвестиционной составляющей тарифа строятся также котельные в Холмогорском районе, проектируется модернизация ТЭЦ в Северодвинске.

Очень рассчитываем на то, что частный бизнес придет к нам прокладывать дороги: это по-прежнему одна из самых больных тем в инфраструктуре Поморья. На первом месте — строительство дороги до Котласа. Получим хороший опыт — можно будет говорить о дорогах в Онегу и в Мезень.

— Что мешает инвесторам уже сегодня стать участниками ГЧП в общественной инфраструктуре?

— Не отрегулировано законодательное обеспечение государственно-частного партнерства, поэтому для его участников по-прежнему остается много рисков. Один из них, к примеру, касается тарифов: установка долгосрочных тарифов смогла бы изменить ситуацию, привлечь новых инвесторов.

Необходимы нормативные акты, регулирующие соблюдение соглашений ГЧП, формы и порядок участия бюджетов. Четкая законодательная база — это цемент для крупных инфраструктурных проектов, объединяющих федеральную, региональную и муниципальную власть, нескольких бизнес-игроков. Ведь, если в это сложной цепочке выпадает хотя бы одно звено, разваливается весь проект. 

— Сроки проектов — отдельная тема…

— Государственно-частное партнерство должно быть долгосрочным. Мы уже прошли период становления экономики, когда всем хотелось, чтобы деньги работали максимально быстро. Не случайно еще недавно столько мегапроектов было сконцентрировано на использовании природных ресурсов: уровень рентабельности высокий.

Но период окупаемости дороги, которая строится с использованием крупных капитальных вложений, — от 10 до 15 лет. Привлечь инвестора в такой проект — самая сложная задача: ведь интерес бизнеса в том, чтобы как можно скорее получить прибыль и заработать.

Вместе с тем очевидно, что без участия частных структур государство сегодня не справится с развитием инфраструктуры, и в первую очередь транспортной. Потому что бизнес в государственно-частном партнерстве — это не только материальные ресурсы, но и новые технологии, мобильность, гарантия эффективности вложенных средств. Задача государства не заменять бизнес, а создавать максимально безопасный и комфортный климат для совместных проектов.

Ольга Журавлева

— Доверие — скрепляющая нить государства и бизнеса. Власть создает условия для того, чтобы снизить риски для частных инвестиций. Непременное условие для бизнеса — следовать принятым правилам игры: доверие может быть только взаимным.

Помните слова поэта? «Тот, кто доверяет нам, воспитывает нас». 

В государственно-частном партнерстве власть и бизнес воспитывают друг друга, оттачивая опыт взаимной поддержки. 

— ГЧП — это временный договор или нечто более перспективное?

— Это глубокая связка. Мы приглашаем бизнес в сферу деятельности правительства, помогая и поддерживая деловое сообщество. А взамен получаем грандиозный ресурс для подъема социальной сферы.

Самый яркий пример — в 2015 году семь детских садов в Архангельской области будут строиться в рамках концессионных соглашений: в одиночку бюджет региона с такой нагрузкой не справился бы… Частный бизнес помогает нам переселять людей из ветхих и аварийных домов: строит жилье, а мы его выкупаем.

— Принцип ГЧП: сегодня стулья — завтра деньги. В чем, кроме прямой материальной выгоды, заинтересован тот, кто делает стулья «в кредит»?

— Инвестируя в наши социальные проекты, частный сектор получает возможности для развития и одновременно создает условия для своей работы в регионе. Согласитесь, высококлассный специалист не останется там, где не хватает детсадовских мест или не строится доступное жилье. Социальный комфорт для ведения бизнеса — это требование времени. 

— Расскажите о первых шагах ГЧП в Архангельской области. 

— Мы только начали создавать основу для государственно-частного партнерства. Но первый опыт уже есть: как в мини-проектах по строительству спортивных площадок, так и в мегапроектах по строительству дорог.

Конечно же, нам хочется, чтобы бизнес пришел в инфраструктурные проекты. У нас уже есть замечательные примеры того, как ГЧП становится очевидно привлекательным для обеих сторон. К примеру, на Левом берегу начинаем большой проект с «Газпромом» по передаче компании всех котельных, отапливающих жилье. За счет инвестиционной составляющей тарифа строятся также котельные в Холмогорском районе, проектируется модернизация ТЭЦ в Северодвинске.

Очень рассчитываем на то, что частный бизнес придет к нам прокладывать дороги: это по-прежнему одна из самых больных тем в инфраструктуре Поморья. На первом месте — строительство дороги до Котласа. Получим хороший опыт — можно будет говорить о дорогах в Онегу и в Мезень.

— Что мешает инвесторам уже сегодня стать участниками ГЧП в общественной инфраструктуре?

— Не отрегулировано законодательное обеспечение государственно-частного партнерства, поэтому для его участников по-прежнему остается много рисков. Один из них, к примеру, касается тарифов: установка долгосрочных тарифов смогла бы изменить ситуацию, привлечь новых инвесторов.

Необходимы нормативные акты, регулирующие соблюдение соглашений ГЧП, формы и порядок участия бюджетов. Четкая законодательная база — это цемент для крупных инфраструктурных проектов, объединяющих федеральную, региональную и муниципальную власть, нескольких бизнес-игроков. Ведь, если в это сложной цепочке выпадает хотя бы одно звено, разваливается весь проект. 

— Сроки проектов — отдельная тема…

— Государственно-частное партнерство должно быть долгосрочным. Мы уже прошли период становления экономики, когда всем хотелось, чтобы деньги работали максимально быстро. Не случайно еще недавно столько мегапроектов было сконцентрировано на использовании природных ресурсов: уровень рентабельности высокий.

Но период окупаемости дороги, которая строится с использованием крупных капитальных вложений, — от 10 до 15 лет. Привлечь инвестора в такой проект — самая сложная задача: ведь интерес бизнеса в том, чтобы как можно скорее получить прибыль и заработать.

Вместе с тем очевидно, что без участия частных структур государство сегодня не справится с развитием инфраструктуры, и в первую очередь транспортной. Потому что бизнес в государственно-частном партнерстве — это не только материальные ресурсы, но и новые технологии, мобильность, гарантия эффективности вложенных средств. Задача государства не заменять бизнес, а создавать максимально безопасный и комфортный климат для совместных проектов.

Ольга Журавлева

Поделиться
2234