29 ноября красочным зрелищем завершился XV Межрегиональный фольклорный фестиваль-конкурс имени Антонины Колотиловой, который проводится на базе Северного хора при поддержке министерств культуры России и Архангельской области. Нынче он был приурочен к 125-летию основательницы хора и вековому юбилею Российского Дома народного творчества.
Столбы и синтитюриха
Фестиваль шумел в Архангельске три дня, собрав около двадцати самобытных коллективов не только из нашего края, но и Мурманской, Вологодской областей и Республики Карелия. На гала-концерте в АГКЦ мы увидели самые лучшие народные и фольклорные хоры и ансамбли. Это была настоящая многоцветная, в буйстве красок и половодье чувств ярмарка талантов.
Протяжная «Ой ты взойди, красно солнышко» от архангельской «Новицы» и залихватские сурские частушки «Серебряночки» с Бакарицы, задорная «Калинка-малинка» Красноборского хора и заковыристая скоморошина «Тараторки» Устьянского… Особенно позабавил своей «Синтитюрихой» ансамбль «Истоки» с родины Антонины Колотиловой Великого Устюга.
– «Синтитюриха коров пасла, да запустила в огород козла…» – спели мне еще раз артистки, которым, кстати, от 60 до 92-х, – это наша песня, мы ее сюда когда-то и привезли, теперь многие поют. Кто она такая? Да просто веселая баба, как мы.
А коллективы выходят один за другим – кто-то в простых синяках и пестряди, другие в нарядных парчовых коротенах, дорогих сарафанах, сшитых из заморских тканей еще бабушками для сельского «променада». Как таковые проходили, показала «Душегрея» Мезенского землячества. Гордо стоят или степенно ходят деушки с перекинутыми через руку платками, низко кланяются друг другу. И называется все это «Столбы».
Форсуньи из Кащеевской
А коношскую «Зорюшку» из деревни Кащеевской режиссер и ведущая вечера Ирина Иевлева представила с особой теплотой. Еще бы, этих деревенских женок записывали самые известные фольклористы, а на фирме «Мелодия» даже пластинку выпустили. На концерте они устроили настоящую сельскую дискотеку, подыгрывая себе на колокольчиках и рубелях.
– Мы уже третье поколение кащеевских певуний, – заметила Александра Анисимова, – сохраняем традиции своей деревни, для чего проводим фестивали не только для взрослых участников, но и для детей – «Маленькие форсуны и форсуньи», к нам даже из Москвы на него ребятки приезжали.
Первый раз на конкурсе и полны впечатлений каргопольцы из деревни Морщихинская.
– Мы поем свои песни – лекшмозерские, – заметили участница ансамбля «Любо-дорого» Елена, – а когда для души – и романсы заводим. Нам здесь очень понравилось, есть чему поучиться, надеемся, тоже когда-нибудь лауреатами станем.
От Верколы до Пудожи
Ну а на сей раз лауреатами признаны Веркольский и Пудожский народные хоры. Веркольцы уже четвертый раз принимали участие в колотиловском конкурсе и вот, отметив недавно 40-летие, наконец-то добились в нем победы. А Пудож – первый из соседей по Северо-Западу, кому достался престижный приз, хотя приехали к нам впервые.
– Но мы обязательно будем дружить, – уверен руководитель хора Виктор Жемойтук, – на конкурсе мы исполняли, кстати, вашу знаменитую «Дороженьку», и сейчас кое-что присмотрели, что можно в наш репертуар включить.
Закончился фестиваля фрагментом из гулянья Усть-Цилимской горки Северного хора, который в нынешнем году удостоен почетного звания «Достояние Севера».
Областной фольклорный конкурс и премия имени А. Я. Колотиловой были учреждены в 1975 году, первым лауреатом стал Карпогорский народный хор.
Светлана Игнатьева, художественный руководитель Северного хора:
– В этом году на конкурсе больше коллективов и уровень их повысился. Порадовало репертуарное разнообразие. Интересно было послушать несколько вариантов той же «Дороженьки», как всегда, удивили пинежане, сохранившие традиционную лирику, бережно передавая ее из поколения в поколение. Обязательным для участников конкурса было исполнение песни из репертуара нашего хора времен Колотиловой. Тут тоже для меня была радость – услышать живое звучание песен, которые до этого знала только в нотах. Например, «Над озером чаечка вьется» времен Гражданской войны, которую проникновенно исполнил виноградовский коллектив «Здарье». Я всегда отдаю предпочтение слову распетому и наполненному смыслом. Пока оно – подлинное, народное – будет жить, значит, наша культура не ушла. Это очень важно.