«Хочется верить, что мы старались не зря!»

Архангельские энтузиасты сняли кинофильм «Соловецкая школа юнг». Его авторы решили воссоздать основные этапы существования школы в годы войны и сделать учебное пособие для старшеклассников области в формате короткометражной картины.

О том, что из этого получилось, беседуем с автором идеи и непосредственным руководителем проекта Александром Антоновым.

Александр к киноиндустрии имеет весьма опосредованное отношение: многие годы работал на городском телевидении, вел авторские программы и снимал сюжеты для новостей. И тут вдруг кино! Причём не модное нынче на палку с телефоном, а самое настоящее, то, что пишется с заглавной буквы, с профессиональным светом и декорациями, максимально соответствующими эпохе, массовкой, спецэффектами и компьютерной графикой. Хотя нельзя сказать, что это его первый опыт. Три года назад Александр снял подобный фильм про жизнь Архангельска в годы войны. Но то была, как показало время, лишь проба пера. К юбилею Победы снят новый фильм. Про соловецких юнг. Для нового поколения школьников.

Телевизионная Книга памяти

– Главная задумка как раз в том и состоит, чтобы для современного школьника, который без гаджета уже никуда, в доступной и интересной форме показать ту далёкую эпоху. Короткий получасовой фильм – то, что надо. Это в своём роде учебное пособие, сделанное в помощь учителям истории, которое можно использовать, например, в рамках регионального компонента. Формат позволяет на уроке посмотреть кино и успеть его обсудить, – начинает Александр рассказ о непростой судьбе проекта, растянувшегося почти на год. – Сейчас мы занимаемся изготовлением 3D-графики, ждём рецензию историков, которые изучали эту эпоху и конкретно историю Соловецкой школы юнг, и… можно запускать в серию.

Съёмочная группа – ребята из Архангельска. Идея принадлежит автору, который, кроме всего прочего, стал и директором картины, отвечающим за всё от начала и до конца: найти в Архангельске грузовик времен Великой Отечественной, узнать точный фасон мундира адмирала Кузнецова, договориться с руководством музеев о съемках и собрать в нужном месте и в нужное время съёмочную группу, артистов и весь необходимый реквизит. И всё это на общественных началах без отрыва, как говорится, от основной деятельности.

Сама мысль о фильме пришла в годы работы на телевидении, когда Александр снимал сюжеты про ветеранов – бывших юнгашей. Сам факт создания в годы войны Соловецкой школы – уникален. И это без всяких сомнений отдельная, яркая и драматичная страница истории нашей области, вклада ее жителей в дело Великой Победы. За три набора с 1942 по 1945 год около четырёх тысяч мальчишек, пройдя годичное обучение, пошли служить на флот. Из них более тысячи ребят, в основном из первого набора, навсегда остались юнгами.

– Пока ещё живы ветераны, мы хотели запечатлеть ту эпоху через живых свидетелей: записали бывших юнгашей, которые поделились своими воспоминаниями. А чтобы сделать кино интересным для современного зрителя, мы решили факты тех лет донести через реконструкцию событий, – продолжает автор сценария. – История школы началась с приказа адмирала Кузнецова. Это было 25 мая 1942 года. Постарались воссоздать кабинет Адмирала Флота Советского Союза, всё до мелочей: мебель, китель, фуражка. Сначала разобрались с реквизитом, выяснили, как выглядела форма, какие награды были на тот момент у Николая Герасимовича. Потом встал вопрос, где снимать? С оператором-постановщиком обошли несколько музеев. В одном нам понравился кабинет, но окна современные, в другом окна что надо, но интерьер не соответствует нашей задаче. В итоге собирали мебель и предметы в разных местах. И вот, наконец, в начале фильма адмирал диктует текст приказа. И так снимали каждую сцену. В кадре всего несколько секунд, а подготовительной работы – на недели.

Не верю!

Сцену медкомиссии снимали в одном из учебных заведений Архангельска, где удалось найти кабинет, чудом не подвергшийся евроремонту. Оттуда пришлось вынести всю мебель, снять со стены доску, повесить под потолок старый  репродуктор, занести дубовый стол, настоящую печатную машинку тех лет, ростомер, весы. Словом, авторы самое пристальное внимание уделяли правдоподобности, аутентичности каждой сцены. Фильм непростой – учебное историческое пособие должно полностью соответствовать действительности. По этой причине много сил и времени ушло на подбор и поиск реквизитов.

– Есть у нас в фильме одна сцена, которую снимали в машинном отделении парохода «Гоголь». Всё сделали так, как хотели. Начали просматривать отснятый материал, и тут в кадре мелькает камера наблюдения – мы её просто не заметили, – вспоминает съёмочный процесс Александр Антонов. – Пришлось несколько хороших кадров вырезать. Такие вещи сразу, что называется,  режут глаз.

В главных ролях…

Главные герои фильма – юнги. Их роль в основном играли воспитанники Архангельского морского кадетского корпуса – ровесники тех, кто в Великую Отечественную, зачастую набавляя себе годы, добровольно отправлялся на Соловки. В фильме есть сцена, имевшая место в истории, снятая на брусчатке во дворе усадьбы Плотниковой. Командир, обращаясь к новобранцам, предлагает им последнюю возможность отказаться от своего решения и не ехать в школу. Для этого нужно всего ничего – выйти из строя. Никто не шелохнулся. И вот как раз после этого подростков усаживают в кузов легендарной полуторки и везут на причал.

Кадеты, по справедливому рассуждению авторов фильма, максимально подходили на эту роль. Во-первых, море для них не пустой звук. Во-вторых, строгая дисциплина. Ну и самое, наверное, главное — это то, что мир для них – не только Интернет, «ВКонтакте» и You-Tube. И когда ребят привезли в лес, выдали лопаты и сказали, что сейчас надо будет копать землю, на вопрос «зачем» они получили простой ответ: «Настоящие юнги, когда их привезли на Соловки в конце осени, сами копали себе землянки, а потом в них жили». Больше вопросов у будущих матросов не было.

– Лучше такого интерактива и придумать сложно. Наши актёры не только землянки рыли и на полуторке ездили, но и на «Гоголе» в машинном отделении работали, на настоящих шестивесельных ялах гребли. Это очень сильные впечатления для ребят 14–15 лет, – рассуждает автор учебного пособия. – И самое важное, что, как ни крути, судьбу главных персонажей фильма они пропустили через себя. За основу мы взяли историю юнги Саши Ковалёва. 8 мая 1944-го во время боя он зажал пробитый осколком коллектор, благодаря чему его катер не потерял ход и смог выйти из боя. Но юнга не дожил до Победы. Эту историю мы постарались воссоздать.

В фильме авторы отразили историю Соловецкой школы: кто и как туда попадал, как они жили, чему учились. В нем много бытовых деталей. Почти половина фильма – это воспоминания ветеранов. Кто-то рассказывает, как порой приворовывал продукты на камбузе, так как есть всегда хотелось, кому-то не давал спать по ночам сыплющийся из потолка песок, так как его койка была на верхнем, третьем ярусе, а однажды один юнга в карауле, действуя строго по уставу, подстрелил в потёмках единственную в Савватиево лошадь, которая проигнорировала приказ «Стой! Стрелять буду!». Много чего было.

На деньги гранта

Фильм снят на средства президентского гранта. Получить его оказалось сложно. Но Александр изложил в заявке идею, которая была в итоге одобрена.

– Я поехал на «Мосфильм». Там есть целый дом реквизита, который можно для съёмок брать в аренду, – вспоминает победитель конкурса президентских грантов Александр. – Но в итоге мы решили сделать копии и самостоятельно сшили по лекалам форму для юнгашей. Через Интернет закупили реплики наград, фуражки, шевроны. И так выкручивались. К счастью, у нас всё готово, фильм снят.

Для продвижения проекта авторы презентуют фильм во Дворце детского и юношеского творчества в Архангельске с участием преподавателей, школьников и, самое главное, актёров – кадетов в форме соловецких юнг. Растиражированный фильм планируется разослать во все школы области. В перспективе в рамках празднования юбилея Победы, возможно, и другие регионы заинтересуются в историческом кинопоказе. К тому же его можно показывать не только на уроках истории. В результате получился полноценный фильм, который можно крутить даже в кинотеатрах.

– Я не претендую на уникальность, но, похоже, что подобного проекта в других регионах пока нет. Я имею в виду даже не качество фильма, а сам съемочный процесс, получасовую кинореконструкцию, сделанную не на коленке, а по всем правилам киноискусства с использованием цветокоррекции и так далее. Многие сцены мы снимали по всем канонам, порой с использованием дым-машины, эффект от которой заметит только специалист, – рассуждает директор картины. – Очень хочется, чтобы наша работа нашла отклик в душе школьников. Если им будет интересно, то обязательно что-нибудь останется в голове. А значит, мы старались не зря.