«Хочется и через десять лет любить свою профессию так же, как сейчас»

После выпускного в СГМУ, который состоится 25 июня, в больницы и поликлиники региона придут молодые врачи

Выпускной в Северном государственном медицинском университете – всегда долгожданное событие не только для студентов и их близких, но и для всей системы здравоохранения. Ведь после него в больницы и поликлиники региона приходят молодые специалисты. В этом году в СГМУ диплом о высшем образовании получат 644 человека, о среднем специальном – 64. Мы попросили выпускников поделиться воспоминаниями об учебе, дальнейшими планами и своим взглядом на профессию.

Рикардо Романов, Наталья Буторина, Александра Семенова, Анастасия Подрезова
Фото: Наталья Сенчукова

Нет ничего красивее в человеке, чем глаза

Самое большое количество выпускников традиционно на лечебном факультете – в этом году их 160. Среди тех, кто получит красный диплом – Наталья Буторина. Девушка выросла в семье врачей: папа Сергей Павлович – сосудистый хирург в областной больнице, мама Людмила Юрьевна была офтальмологом. Их пример стал решающим при выборе жизненного пути.

– Когда только поступила в СГМУ, было сложно. Труднее всего оказалось привыкнуть к огромному объему информации, который необходимо выучить за короткий срок, – делится Наталья. – Но мне было интересно с первого и до последнего курса. Больше всего нравились занятия на практических кафедрах: хирургии, терапии, акушерства и гинекологии.

Практику Наталья Буторина проходила в Первой городской клинической больнице им. Е.Е. Волосевич. Полезного опыта получила много на всех этапах, но особенно понравилось попробовать себя в качестве помощника врача.

После получения диплома и аккредитации Наталья планирует поступить в ординатуру и работать по специальности. Она мечтает стать хорошим специалистом и продолжить семейную династию врачей. С выбором будущей специальности девушка определилась – офтальмолог.

– Это очень интересная, сложная и красивая профессия. В офтальмологии есть место и терапии, и хирургии. Я считаю, что нет ничего красивее в организме человека, чем глаза, – говорит Наталья Буторина. – Чтобы стать хорошим врачом, необходимо упорно трудиться каждый день. Постоянно совершенствоваться, получать новые знания, не сидеть на месте.

Еще в школе хотел помогать людям

С красным дипломом окончил лечебный факультет и Рикардо Романов. Стать врачом он решил в седьмом классе. Вспоминает, что его всегда привлекали естественные науки – биология, химия. Кроме того, хотелось помогать людям. Но поступил в СГМУ не сразу после школы – сначала отслужил в армии, в воздушно-десантных войсках, и только потом погрузился в студенческую жизнь.

– В первый день учебы, как сейчас помню, у нас была анатомия. Преподаватель Светлана Германовна Коновалова сразу дала нам очень большой объем материала. Это было необычно по сравнению со школой, – рассказывает Рикардо. – Еще тогда я понял, что для студента важна самостоятельность. Надо не просто выполнять задания, а искать достоверные источники информации, сравнивать и анализировать, отсеивать ненужное. На первых порах это было тяжело.

Рикардо увлеченно изучал анатомию, биологию, химию – это были его любимые предметы. И с не меньшим энтузиазмом отправился на свою первую практику в терапевтическое отделение больницы имени Н.А. Семашко. Процесс настолько затянул, что сейчас он работает там медбратом. После получения диплома молодой человек нацелен на ординатуру – по сердечно-сосудистой хирургии либо по кардиологии. Ему нравится все связанное с сердцем.

– Как стать хорошим врачом? Мне кажется, все начинается с того, что надо быть хорошим человеком. А все остальное – знания, умения необходимо приобретать трудом, – делится Рикардо. – Как сказал Станиславский, трудное надо сделать привычным, привычное – легким, а легкое – приятным. Нужно любить свою профессию.

Стоматология – отдельная история любви

Анастасия Подрезова окончила стоматологический факультет. Мама девушки – медсестра в детском саду, старшая сестра – фармацевт, и наша героиня понимала, что тоже пойдет в медицину. В школе она училась в химико-биологическом классе.

Эйфорию первых дней в СГМУ помнит до сих пор: очень волновалась и в то же время хотела погрузиться в учебу.

– Помню свою первую пару. Это было практическое занятие по анатомии у прекрасного преподавателя Валентины Александровны Красновой, – делится девушка. – Она уже на первом занятии всем нам поставила «двойки», потому что мы не знали латынь. Спустя полтора года обучения на последнем занятии мы вместе с ней вспоминали этот момент и смеялись. Она очень строгий, но в то же время справедливый преподаватель. Также запомнились занятия по акушерству, первое присутствие на родах. На самом деле, много приятных воспоминаний связано с каждым предметом, что был на этом пятилетнем пути.

Стоматологические дисциплины – отдельная история любви. Эти занятия давали Насте мощную мотивацию к саморазвитию.

– Мой первый вылеченный пациент был на третьем курсе, до этого мы тренировались на фантомах. Практику я проходила в разных местах: в Архангельской областной клинической стоматологической поликлинике, у себя на малой родине – в селе Карпогоры, в университете и в частной клинике, – рассказывает Анастасия.

Девушка планирует поступать в ординатуру в СГМУ на врача-стоматолога-ортодонта. Она рассчитывает, что через 10 лет у нее уже будет приличная база благодарных пациентов, прекрасное место работы с современным оснащением и желание развиваться в своей специальности еще больше.

– Хороший врач – это сочетание глубоких знаний, умений и человеческого отношения к людям, – говорит Анастасия. – Учеба в медицинском вузе сложная и требует дисциплины, но если вы действительном хотите стать врачом, то вы со всем справитесь, все зависит от вас.

Видел, как дедушка работает с пациентами

Сергей Тетёра поступил на стоматологический факультет по целевому набору. У него заключен договор о целевом обучении с Северодвинской стоматологической поликлиникой. Там он проходил все производственные практики и туда придет на работу после получения диплома.

Еще в детском саду на вопрос, кем хочешь стать, Сергей всегда отвечал, что «стоматологом как дедушка».

– Мой дедушка много лет работал врачом-стоматологом-ортопедом. Мы много времени проводили вместе, дома он часто работал над изобретениями, связанными с его профессией. Это всегда вызывало у меня интерес, я долго наблюдал за тем, что он делает, – рассказывает Сергей Тетёра. – В дальнейшем узнал, что мой дедушка запатентовал окклюдатор, который упрощает конструкцию и повышение качества изготовления зубных протезов. Мне доводилось бывать у дедушки на работе. Я видел, как он работает с пациентами. Люди уходили от него с хорошим настроением и прекрасными результатами лечения. Поэтому выбор профессии был очевиден. За это дедушке я очень благодарен! Ни капельки не жалею о принятом решении.

Сложно, интересно, весело – так молодой человек характеризует первые впечатления от обучения в вузе. Главным богом в анатомии он называет Валентину Александровну Краснову, уже упоминавшуюся в нашем материале. Интересно было учиться у Надежды Геннадьевны Давыдовой, декана стоматологического факультета.

– Надежда Геннадьевна вела у нас занятия по таким дисциплинам как «лучевая диагностика в стоматологии» и «предклинический фантом». Во время них разбирали реальные и редкие клинические случаи, которые могут встретиться в практике любого врача-стоматолога. Также мы получали первичные навыки по работе с пациентами в клинике и отрабатывали стоматологические манипуляции на клинических фантомах. Надежда Геннадьевна может найти подход к каждому студенту. Также с огромным удовольствием я посещал занятия по детской челюстно-лицевой хирурги у Михаила Юрьевича Назаренко. Он умеет объяснить сложные темы простыми словами так, чтобы каждому студенту стало все максимально понятно. Занятия у Михаила Юрьевича проходили в комфортной обстановке, потому что на них он всегда появлялся в хорошем настроении, и нет такого вопроса, на который мы не получили бы ответа, – говорит Сергей Тетёра.

На производственной практике в Северодвинской стоматологической поликлинике нашему собеседнику больше всего запомнилась практика у врача-пародонтолога. А на пятом курсе для подготовки к будущей работе и получения практических навыков Сергей начал дополнительно ходить на прием к хирургу с 28-летним стажем работы и ассистировать на операциях. В результате получил опыт по диагностике и лечению различных заболеваний, связанных с хирургической патологией.

Наш герой готовится выйти на работу в Северодвинскую стоматологическую поликлинику. Он также планирует поступить в ординатуру по хирургической стоматологии. Сергей мечтает стать востребованным и успешным врачом.

– Сейчас много источников для развития и получения современных знаний во всех областях стоматологии, которые помогут идти в ногу со временем и достигнуть своей цели, – говорит он. – Хороший врач должен любить свою профессию, уважать и ценить своих пациентов, быть грамотным специалистом, обладать современными знаниями и большим количеством практических навыков, постоянно развиваться и быть в курсе последних тенденций в развитии стоматологии.

Сложно было учить название костей по латыни

Выпускница педиатрического факультета Александра Семенова выбрала медицину, потому что не видела себя в другой профессии. В семье девушки много медиков, и она с детства была погружена в эту атмосферу.

– Я училась в медико-биологическом классе 6-й гимназии, и нас хорошо подготовили к университету, особенно сидеть до шести часов вечера и учиться. Еще помогло быстро адаптироваться в вузе то, что практически весь наш класс поступил в СГМУ, – вспоминает Александра. – Начало учебы было сложным, но очень интересным. Мы ездили по разным корпусам университета. Пытались успеть за 20 минут перерыва перекусить и добраться в другую часть города на пару или лекцию. Помню, как сложно было учить название костей по латыни, не удавалось правильно произнести термины с первого раза, а уж тем более показать это на настоящей кости. Рисунки в атласе по анатомии очень сильно различаются с настоящим препаратом. Сейчас вспоминается это все с улыбкой. Думаешь, ну и что же тут было сложного?

Среди интересных для Александры направлений – хирургия, анестезиология, педиатрия, неонтология, инфекции, онкология.

– Мое практическое погружение в профессию началось с работы в операционном блоке и хирургическом отделении детской областной больницы, – говорит она. – После первого курса устроилась на работу и ни разу не пожалела. Я могла наблюдать за тем, как оперируют и работают хирурги. Это бесценный опыт, который в дальнейшем мне помог в учебе. Что касается практики во время учебы, то я проходила ее в основном в Северном медицинском центре имени Н. А. Семашко.

После получения диплома девушка планирует поступить в ординатуру и получить «узкую» специальность.

– Хороший врач в моем понимании – это абсолютная любовь к своей профессии, желание развиваться и получать новые знания в области медицины, – считает Александра Семенова. – Через 10 лет я хотела бы стать опытным специалистов, любить свою работу и своих маленьких пациентов так же сильно, как сейчас.

Наталья Сенчукова

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 23 июня 2021 г.