26 апреля 2019

Грабли здравого смысла

Почему в споре побеждает не истина, а то, что прозвучало более красиво и убедительно?

«Газета Архангельск» № 16 от 25 апреля 2019 года

Казалось бы, в Архангельской области выбрано место для нового полигона (на 30-м километре трассы М-8), работа общественной комиссии завершена. Однако эта новость стала началом нового витка экологического противостояния. Так, жители поселка Катунино (Приморский район) стали собирать подписи за отмену данной инициативы, а в Новодвинске активисты намерены устраивать митинги.

В такой ситуации сегодня любое место для нового полигона ТКО обречено на недоверие населения. Придуманный активистами идеал будущего – жить по европейскому принципу «ноль отходов» и отказ от любого вида захоронения крепко входит в умы некоторых граждан. Причем перспектива эта видится несогласным не лет через …дцать, а непременно завтра.

При этом сознательность и разумность давно отошли на второй план. И это понятно – лидеры протестного движения искренне верят в свою правоту и свой профессионализм, хотя никогда не являлись специалистами в сфере экологии и тем более переработки отходов. Это обычные и вполне добросовестные люди, которые полностью убеждены в своих знаниях. Но когда на практике оказывается, что чего-то они не понимают, то… почему-то продолжают и дальше верить в свой профессионализм или самоустраняются от решения проблемы. В ход идут обвинения, напоминающие теорию заговора.

Примерно так произошло с общественной комиссией по выбору места размещения межмуниципального полигона. Часть активистов-общественников, не сумев доказать экономическую целесообразность перехода на полную сортировку отходов в регионе, подкрепив ее законодательной платформой и расчетными цифрами, просто вышли из состава комиссии. И по-прежнему все, что бы ни предложил другой лагерь, с их стороны отрицается.

Что не так?

Основа спора заключается в отказе от строительства новых полигонов, использовании существующих свалок и максимальной сортировке и переработке отходов. Между тем, по расчетам агентства по тарифам и ценам Архангельской области, такой вариант обойдется населению (именно жителям, которые через тариф должны будут оплачивать регоператору транспортировку и обработку отходов) в 45 миллиардов рублей. Эта сумма рассчитана на десять лет. Но проблема не только в цене: через несколько лет эксплуатация существующих свалок в черте городов будет вне закона, и область снова встанет перед проблемой – где искать место для полигона.

Федерального финансирования Архангельской области на решение этого вопроса никто не дал… и не даст, пока регион числится как отстающий в экологической реформе. Инвесторы в очередь не выстраиваются, желая перерабатывать отходы (ведь мусор – это деньги, как заявляют протестующие). А платить высокий тариф население тоже не захочет… и снова митинги, протесты и негатив.

Активисты в упор не хотят слышать доводы специалистов – в России пока нет отрасли переработки отходов, которая позволила бы утилизировать весь мусор. Неспроста и в майских указах президента, и в паспорте национального проекта «Экология» поставлена цель – к 2024 году добиться обработки 60 процентов отходов, а утилизации – 38 процентов. Логично, что эти цифры появились после аналитики отрасли, которая при определенных усилиях власти и бизнеса сможет выдать стране через пять лет именно такие показатели.

Что вошло в протокол

После рассмотрения пяти мест для размещения полигона по 16 основным критериям общественная комиссия остановила свой выбор на участке № 5. Место у трассы М-8 требует согласований с Рослесхозом (рядом с предполагаемой площадкой полигона расположены леса целевого вида использования). По остальным 15 критериям участок не противоречит нормам природоохранного законодательства.

В итоге в протокол, за который проголосовало большинство членов общественной комиссии, вошли следующие предложения:

– Рекомендовать правительству Архангельской области рассмотреть земельный участок № 5 (30-й км трассы М-8) для межмуниципального объекта по обращению с ТКО для нужд Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Приморского и Холмогорского районов. Внести соответствующие изменения в проект территориальной схемы обращения с отходами на территории Архангельской области.

– При работе с проектом схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области учитывать мнение общественности, в неукоснительном порядке руководствоваться лесным, земельным, природоохранным, градостроительным законодательством.

– В результате строительства межмуниципального объекта обращения с ТКО достигнуть выполнения показателей, рекомендованных в указе Президента РФ, и обеспечить внедрение раздельного сбора твердых коммунальных отходов в Архангельской области.

– В майском указе прописаны целевые показатели, за достижение которых установлена персональная ответственность – как руководителя субъекта, так и руководителя проекта, которым являюсь лично я. Показатели весьма амбициозные, и только при создании современного объекта мы эти критерии сможем достичь. Наиболее сильная, просчитанная экономическая модель – это создание единого объекта ТКО. Отдельные небольшие сортировочные станции это сделать не позволят, – отметил заместитель председателя правительства Архангельской области Евгений Фоменко.

– Никто не будет организовывать переработку для отдаленных населенных пунктов с населением 200 человек, это экономически нереально. Там будет нечего отбирать и нечего перерабатывать, это будет «золотой» мусор. Давайте считать деньги людей, – сказала Полина Вергун, председатель совета директоров Группы компаний «Чистый город», на экологическом форуме «Чистый Север – чистая страна!». По ее словам, по этой же причине в Архангельской области пришли к варианту создания единого межмуниципального полигона.

Что касается переработки отходов, то в планах компании усилить направление биокомпостирования, при которой органические отходы не должны попадать на полигоны в принципе. Полезные фракции будут отправляться на переработку, а захоронению на полигонах подлежат только «хвосты» (остатки) в обеззараженном виде. Для этого компания намерена переходить от устаревшего метода ручной сортировки к автоматической.

По словам Полины Вергун, несмотря на развитие технологий вторичной переработки, большая часть отходов все равно оказывается на полигонах. В ближайшие годы кардинально изменить эту ситуацию не представляется возможным, а значит, необходимо совершенствовать методы, с помощью которых складирование и хранение отходов будет безопасным для людей и экологии.

Полигон или свалка?

У многих жителей возникает непонимание – зачем нужен новый полигон для нескольких муниципальных образований, если в каждом городе уже есть свой объект размещения отходов? Объяснение простое: все существующие свалки находятся в черте городов и в таком состоянии могут просуществовать еще максимум несколько лет. Так, Северодвинск уже заплатил 6 миллионов рублей штрафов. И даже с весенним таянием снега случаи возгорания отмечаются уже сейчас.

В соцсетях пытались высмеять доводы главы Приморского района, председателя комиссии по выбору места для полигона Валентины Рудкиной, которая попыталась объяснить жителям Катунино на встрече 16 апреля: на М-8 будет не свалка, а объект размещения ТКО. И это действительно так.

Свалками можно назвать скорее действующие мусорные объекты в трех городах архангельской агломерации. Фактически это навалы мусора, места под размещение которых проектировались в 1960–1970-е годы и современным требованиям уже не отвечают. По примерным подсчетам, понадобится около 1 миллиарда рублей, чтобы модернизировать существующие полигоны и продлить их работу на короткий срок.

По законодательству современный полигон ТКО должен иметь ограждение, систему сбора поверхностных стоков (сейчас фильтрат стекает прямо в воду), радиометрический контроль,
гидроизоляцию противофильтрационным экраном. При въезде на объект предусматривается контрольно-дезинфицирующая зона для очистки колес мусоровозов, а на самой территории полигона отходов обязателен монтаж системы пожаротушения.

А что с митингами?

Нет сомнений в том, что реформа в будущем сможет привлечь инвесторов, в том числе иностранных, уже имеющих опыт работы с вторсырьем. Но это произойдет не завтра. Тем временем запустить реформу, дав старт работе регионального оператора, нужно было с нового года.

Конечно, гражданская активность населения – это прекрасно. Только что будем делать, если вместе с катунинцами на пикеты выйдут жители городов, куда свозят мусор из Приморского района? Ведь свалка в Архангельске находится в 1,1 км от жилой зоны и в 2,9 км до водозабора. В Северодвинске полигон расположен на расстоянии 1,1 км от школы № 3, а от жилой зоны – 0,9 км, в Новодвинске жилая зона от полигона находится в радиусе 1 км.

Специалистов и профессионалов никто не слышит, и это рушит всю реформу обращения с ТКО. Пока остальные регионы бегут вперед, исполняя федеральное законодательство, Архангельская область ищет собственные пути, придуманные активистами, далеко не специалистами в этой сфере.

Грабли здравого смысла

Казалось бы, в Архангельской области выбрано место для нового полигона (на 30-м километре трассы М-8), работа общественной комиссии завершена. Однако эта новость стала началом нового витка экологического противостояния. Так, жители поселка Катунино (Приморский район) стали собирать подписи за отмену данной инициативы, а в Новодвинске активисты намерены устраивать митинги.

В такой ситуации сегодня любое место для нового полигона ТКО обречено на недоверие населения. Придуманный активистами идеал будущего – жить по европейскому принципу «ноль отходов» и отказ от любого вида захоронения крепко входит в умы некоторых граждан. Причем перспектива эта видится несогласным не лет через …дцать, а непременно завтра.

При этом сознательность и разумность давно отошли на второй план. И это понятно – лидеры протестного движения искренне верят в свою правоту и свой профессионализм, хотя никогда не являлись специалистами в сфере экологии и тем более переработки отходов. Это обычные и вполне добросовестные люди, которые полностью убеждены в своих знаниях. Но когда на практике оказывается, что чего-то они не понимают, то… почему-то продолжают и дальше верить в свой профессионализм или самоустраняются от решения проблемы. В ход идут обвинения, напоминающие теорию заговора.

Примерно так произошло с общественной комиссией по выбору места размещения межмуниципального полигона. Часть активистов-общественников, не сумев доказать экономическую целесообразность перехода на полную сортировку отходов в регионе, подкрепив ее законодательной платформой и расчетными цифрами, просто вышли из состава комиссии. И по-прежнему все, что бы ни предложил другой лагерь, с их стороны отрицается.

Что не так?

Основа спора заключается в отказе от строительства новых полигонов, использовании существующих свалок и максимальной сортировке и переработке отходов. Между тем, по расчетам агентства по тарифам и ценам Архангельской области, такой вариант обойдется населению (именно жителям, которые через тариф должны будут оплачивать регоператору транспортировку и обработку отходов) в 45 миллиардов рублей. Эта сумма рассчитана на десять лет. Но проблема не только в цене: через несколько лет эксплуатация существующих свалок в черте городов будет вне закона, и область снова встанет перед проблемой – где искать место для полигона.

Федерального финансирования Архангельской области на решение этого вопроса никто не дал… и не даст, пока регион числится как отстающий в экологической реформе. Инвесторы в очередь не выстраиваются, желая перерабатывать отходы (ведь мусор – это деньги, как заявляют протестующие). А платить высокий тариф население тоже не захочет… и снова митинги, протесты и негатив.

Активисты в упор не хотят слышать доводы специалистов – в России пока нет отрасли переработки отходов, которая позволила бы утилизировать весь мусор. Неспроста и в майских указах президента, и в паспорте национального проекта «Экология» поставлена цель – к 2024 году добиться обработки 60 процентов отходов, а утилизации – 38 процентов. Логично, что эти цифры появились после аналитики отрасли, которая при определенных усилиях власти и бизнеса сможет выдать стране через пять лет именно такие показатели.

Что вошло в протокол

После рассмотрения пяти мест для размещения полигона по 16 основным критериям общественная комиссия остановила свой выбор на участке № 5. Место у трассы М-8 требует согласований с Рослесхозом (рядом с предполагаемой площадкой полигона расположены леса целевого вида использования). По остальным 15 критериям участок не противоречит нормам природоохранного законодательства.

В итоге в протокол, за который проголосовало большинство членов общественной комиссии, вошли следующие предложения:

– Рекомендовать правительству Архангельской области рассмотреть земельный участок № 5 (30-й км трассы М-8) для межмуниципального объекта по обращению с ТКО для нужд Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Приморского и Холмогорского районов. Внести соответствующие изменения в проект территориальной схемы обращения с отходами на территории Архангельской области.

– При работе с проектом схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области учитывать мнение общественности, в неукоснительном порядке руководствоваться лесным, земельным, природоохранным, градостроительным законодательством.

– В результате строительства межмуниципального объекта обращения с ТКО достигнуть выполнения показателей, рекомендованных в указе Президента РФ, и обеспечить внедрение раздельного сбора твердых коммунальных отходов в Архангельской области.

– В майском указе прописаны целевые показатели, за достижение которых установлена персональная ответственность – как руководителя субъекта, так и руководителя проекта, которым являюсь лично я. Показатели весьма амбициозные, и только при создании современного объекта мы эти критерии сможем достичь. Наиболее сильная, просчитанная экономическая модель – это создание единого объекта ТКО. Отдельные небольшие сортировочные станции это сделать не позволят, – отметил заместитель председателя правительства Архангельской области Евгений Фоменко.

– Никто не будет организовывать переработку для отдаленных населенных пунктов с населением 200 человек, это экономически нереально. Там будет нечего отбирать и нечего перерабатывать, это будет «золотой» мусор. Давайте считать деньги людей, – сказала Полина Вергун, председатель совета директоров Группы компаний «Чистый город», на экологическом форуме «Чистый Север – чистая страна!». По ее словам, по этой же причине в Архангельской области пришли к варианту создания единого межмуниципального полигона.

Что касается переработки отходов, то в планах компании усилить направление биокомпостирования, при которой органические отходы не должны попадать на полигоны в принципе. Полезные фракции будут отправляться на переработку, а захоронению на полигонах подлежат только «хвосты» (остатки) в обеззараженном виде. Для этого компания намерена переходить от устаревшего метода ручной сортировки к автоматической.

По словам Полины Вергун, несмотря на развитие технологий вторичной переработки, большая часть отходов все равно оказывается на полигонах. В ближайшие годы кардинально изменить эту ситуацию не представляется возможным, а значит, необходимо совершенствовать методы, с помощью которых складирование и хранение отходов будет безопасным для людей и экологии.

Полигон или свалка?

У многих жителей возникает непонимание – зачем нужен новый полигон для нескольких муниципальных образований, если в каждом городе уже есть свой объект размещения отходов? Объяснение простое: все существующие свалки находятся в черте городов и в таком состоянии могут просуществовать еще максимум несколько лет. Так, Северодвинск уже заплатил 6 миллионов рублей штрафов. И даже с весенним таянием снега случаи возгорания отмечаются уже сейчас.

В соцсетях пытались высмеять доводы главы Приморского района, председателя комиссии по выбору места для полигона Валентины Рудкиной, которая попыталась объяснить жителям Катунино на встрече 16 апреля: на М-8 будет не свалка, а объект размещения ТКО. И это действительно так.

Свалками можно назвать скорее действующие мусорные объекты в трех городах архангельской агломерации. Фактически это навалы мусора, места под размещение которых проектировались в 1960–1970-е годы и современным требованиям уже не отвечают. По примерным подсчетам, понадобится около 1 миллиарда рублей, чтобы модернизировать существующие полигоны и продлить их работу на короткий срок.

По законодательству современный полигон ТКО должен иметь ограждение, систему сбора поверхностных стоков (сейчас фильтрат стекает прямо в воду), радиометрический контроль,
гидроизоляцию противофильтрационным экраном. При въезде на объект предусматривается контрольно-дезинфицирующая зона для очистки колес мусоровозов, а на самой территории полигона отходов обязателен монтаж системы пожаротушения.

А что с митингами?

Нет сомнений в том, что реформа в будущем сможет привлечь инвесторов, в том числе иностранных, уже имеющих опыт работы с вторсырьем. Но это произойдет не завтра. Тем временем запустить реформу, дав старт работе регионального оператора, нужно было с нового года.

Конечно, гражданская активность населения – это прекрасно. Только что будем делать, если вместе с катунинцами на пикеты выйдут жители городов, куда свозят мусор из Приморского района? Ведь свалка в Архангельске находится в 1,1 км от жилой зоны и в 2,9 км до водозабора. В Северодвинске полигон расположен на расстоянии 1,1 км от школы № 3, а от жилой зоны – 0,9 км, в Новодвинске жилая зона от полигона находится в радиусе 1 км.

Специалистов и профессионалов никто не слышит, и это рушит всю реформу обращения с ТКО. Пока остальные регионы бегут вперед, исполняя федеральное законодательство, Архангельская область ищет собственные пути, придуманные активистами, далеко не специалистами в этой сфере.

Поделиться
33352