28 апреля 2021

«Городская мозаика»: в Архангельском Доме молодежи рассказали об уходящей красоте градостроительства

Впервые выставка «Городская мозаика» была представлена в Музее им. А.А. Борисова два года назад, потом побывала в торговых центрах, в Ломоносовском дворце культуры, в Доме молодежи, а после отправится в Устьянский краеведческий музей. Кураторы: авторы проекта «Архангельск: архитектура и градостроительство» и Центр социальных инноваций в сфере культуры Архангельск (ЦСИ Архангельск).

«Городская мозаика»: в Архангельском Доме молодежи рассказали об уходящей красоте градостроительства

Сначала проект существовал только в Сети, потом, совместно с ЦСИ Архангельск, была сформирована выставка, сделана карта мозаик, взяты интервью у авторов, собраны важные для исследования артефакты у жителей города, например, исторические фото уже исчезнувших мозаик.

На карте отмечено 125 панно, но это не предел – не изучен остров Краснофлотский, некоторые  изображения находятся случайно, так как скрыты от глаз, а какие-то частично перекрыты другими зданиями.

Мозаика, как формат монументального декоративно-прикладного искусства, в нашем городе представлена очень емко и является отдельным пластом культуры города.

По содержанию их условно можно разделить на четыре категории: мозаики-абстракции, плакаты, сюжетные и юбилейная, приуроченная к 400-летию города. Интересно отметить, что абстрактных мозаик представлено больше всего и подавляющая часть находится на панельных зданиях.

Пик появления мозаик в Архангельске пришелся на конец 80-х годов прошлого века, когда вовсю гремела перестройка, хотя кажется, что это сугубо советская тема. Именно в этот период в Архангельске велось активное строительство панельных зданий. Последняя мозаика появилась недавно, она украшает новый Михаило-Архангельский собор.

Существуют два способа нанесения мозаики: в случае с панельными зданиями она изготовлялась прямо на заводе, а с кирпичными – изображение наносилось на месте. Отличный пример  последнего – мозаика на кинотеатре «Русь», выполненная художником Валерием Саковым. И в первом, и во втором случае мозаика имеет художественную ценность, так как всегда является сугубо ручной работой.

Ни одна из городских мозаик не является объектом культурного наследия и представляет собой лишь часть фасада здания, вид которого регламентируется правилами благоустройства города. За сохранностью панно никто не следит, отсюда возникает главная проблема мозаики – нерегулируемое частичное или полное перекрытие другими зданиями или вывесками, а также их техническое состояние на зданиях, требующих капитального или косметического ремонта.

Разработанный для города дизайн-код пока действует только на вывески, он носит обязательный характер, но штрафы по его нарушениям не взимаются. То есть на данный момент с мозаичными панно можно делать все что угодно.

Мозаика может выполнять разные функции: как декоративную, так и защитную. Выполненная из керамики или из смальты, она химически инертна и не взаимодействует с внешней средой, защищая железобетонную панель хотя бы частично. С точки зрения декора это способ разнообразить внешнюю среду и серое городское пространство.

О важности внешнего облика города мы поговорили с координатором исследовательских и образовательных проектов ЦСИ Архангельск, редактором проекта «Архангельск: архитектура и градостроительство» Владиславом Дреко.

– В Архангельске мы видим не совсем разнообразную с визуальной точки зрения застройку, скажите, какими способами, помимо художественных, можно сделать вид нашего города интереснее?

– Сейчас сильно изменились технологии строительства – на железобетонный утепленный каркас накладываются навесные плиты, и мозаика сверху, как художественный способ улучшения внешнего вида, в этом случае невозможна, так как требуется масштабная реконструкция на базе переосмысления концепции этого здания.

Если говорить о панельных зданиях постройки прошлого века – то здесь стоит сделать упор на санации и реконструкции этих зданий для достижения современных стандартов нового строительства. Для примера можно рассмотреть удачную санацию панельных зданий в Германии. Попытка реконструкции была в Архангельске с одним из зданий на улице Гайдара – там сделали надстройку в виде полноценного мансардного этажа, но на этом все попытки переосмысления старого градостроительного опыта закончились. 

– О насущности вопроса санации нам говорит пример частичного перекрытия мозаики блоком «утепление», что вы думаете по поводу подобных нарушений целостности внешнего рисунка здания? 

– Нам хочется видеть красоту, а жителю хочется, чтобы в его доме было тепло. Почему наши визуальные предпочтения должны превалировать над его комфортом?

– То есть то, что внешне красиво, на самом деле не так важно?

– В вопросах такого рода нельзя идти путем устрашения, потому что красота – вещь очень субъективная, как и понятия о ней, которые сильно менялись за всю историю человечества. Внешнюю часть здания составляют не только рисунки, мозаики, но и балконы. Рассмотрим балкон как часть города, который будет регламентироваться им же, но и человек, вышедший на улицу, тоже является частью города, значит, и его внешний вид нужно регулировать? То есть нам ждать разработки общегородского дресс-кода или городской формы?

Важно регулировать только то, что влияет на безопасность: этажность, пожарная система, выбросы в окружающую среду, то есть те факторы, которые влияют на внешнюю среду и на здоровье в целом. А подобные вопросы красоты должны решаться не регламентами, а выстраиваться естественным образом после воспитания, просвещения, образования. Красота должна быть всеобщей и искренней, а не насажденной законом сверху.

– Искали ли советские художники в Архангельске компромисс между пропагандой и внутренним творческим порывом?

– Мозаик, посвященных пропаганде, наименьшее количество. Подавляющее большинство панно посвящено культуре, природе нашего края, то есть темам, абсолютно нейтральным с политической точки зрения и соответствующим нашей идентичности и культуре.

– Какие у вас планы по развитию проекта «Городская мозаика»?

– Мы планируем сделать фильм, книгу, разнообразные офлайн-методические и онлайн-материалы, отдельную онлайн-карту, так как пока мы существуем только на Google-maps. Также мы хотим изучить мозаику в области, к примеру, она широко представлена в поселке Октябрьском Устьянского района, поэтому наша выставка отправляется туда. 

Также хочется проанонсировать проект City Says, который реализуется Центром современного искусства ARKA при поддержке Фонда президентских грантов, министерства по делам молодежи и спорту области и областного Дома молодежи. Пройдет он в два этапа: на первом мы будем исследовать город в контексте паблик-арта, а результаты исследования станут основой для работы арт-резиденции, в ней художники будут генерировать идеи паблик-арта для городского пространства Архангельска. Лучшие проекты будут воплощены на реальных объектах в выбранных районах.

P. S. Арт-резиденция будет проходить в Архангельске с 26 июня по 4 июля 2021 года. К участию приглашаются художники, имеющие опыт паблик-арт-проектов или городских арт-интервенций; междисциплинарные художники; художники, работающие с медиа-артом. Заявку на арт-резиденцию необходимо отправить до 15 мая 2021 года.

Анастасия Бондина

Поделиться
94121