30 июля 2014

Городам нужны эффективные мозги

Россия на грани кардинального пересмотра основ организации местного самоуправления

В России дан старт большой реформе местного самоуправления. В мае президентом подписан Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который может в корне изменить систему муниципального управления.

Ближе к народу

Власть должна решать проблемы конкретного человека – с таким посылом выступал на нескольких форумах президент страны Владимир Путин. И нет никого ближе к народу из всей власти, чем муниципальные чиновники.

Внимание к проблемам «самой близкой к людям власти» президент Владимир Путин привлек в Послании к Федеральному Собранию. На ежегодных съездах муниципальных образований президент бывает регулярно, а поток жалоб муниципалов не иссякает. И все проблемы можно свести к размытости полномочий муниципалитета и региональной власти и к недостаточному финансированию. 

Ситуацию во многих регионах усугубляют местные законодательные акты, в которых неразбериха полномочий и сфер ответственности между уровнями МСУ и регионом. Поселения, не способные обслуживать, к примеру, элементы ЖКХ, зачастую передают их на уровень района. Район или город, в свою очередь, испытывая проблемы с дорожным строительством или соцсферой, делегирует эти функции региону. 

Полномочия кочуют из одного документа в другой, обрастая расплывчатыми формулировками. В итоге органы МСУ либо не понимают своих обязанностей, либо прячут собственное бездействие за юридическими неточностями. 

Вместе с тем главы многих муниципалитетов предпочитают «играть в политику», завоевывая предвыборные очки обещаниями и дешевыми проектами. Выстроилась нелепая административная конструкция, основанная исключительно на личности избранных глав МСУ района и поселения, а не на записанных в законе нормах. 

Если чиновники стараются и сообща «делают одно дело», способны договариваться и находить консенсус, система со скрипом кое-как еще способна обслужить население. Если нет, если мэр думает только о том, как бы переизбраться на очередной срок, – пиши пропало. Исполнение полномочий будет минимальным. А значит, городское хозяйство – в упадке. И перед выборами лишь очередные обещания.

Доходило до абсурда: население теряло связь с главами муниципалитета, и, чтобы решить ту или иную местную проблему, приходилось обращаться к президенту. И глава государства «в ручном режиме» обеспечивал строительство дорог, детских садов, решение не свойственных федеральному уровню вопросов. 

– Проблемы местного самоуправления, действительно, оказались в центре общественного внимания. Важно, что благодаря широкому диалогу, удалось сблизить позиции всех заинтересованных сторон. Подготовлены системные качественные предложения, которые легли в основу проекта закона. Он был одобрен обеими палатами Федерального Собрания, – заявил Владимир Путин на заседании совета.

Уже осенью областные депутаты должны будут завершить этот процесс в Архангельской области.

Регион заинтересован

– Сейчас первоочередная задача руководителей регионов – организовать диалог с муниципальным сообществом, чтобы обсудить все содержательные вопросы, все нюансы преобразований. Результатом такой дискуссии должен стать закон об организации местного самоуправления в конкретном субъекте РФ, – подчеркнул президент. – Поправки наделяют региональную власть правом перераспределять некоторые полномочия между субъектом и муниципалитетами, но увеличивают ответственность регионов за продуктивное взаимодействие с муниципалитетами. Никакого волюнтаристского перебрасывания полномочий с одного уровня власти на другой быть не должно.

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов на съезде ассоциации «Совет муниципальных образований Архангельской области» заявил, что региональная власть заинтересована в грядущем изменении 131-го Федерального закона о местном самоуправлении. Это в перспективе должно положить конец стенаниям муниципалов, что они не в состоянии исполнять многочисленные полномочия, навешанные на них. В итоге, если не может муниципалитет выполнять полномочия, их заберет регион. Но эффективность местной власти основывается на другом: не надо ныть и ждать денег из Архангельска или Москвы, а надо расширять налоговую базу за счет развития бизнеса.

– У вас должно быть внутреннее осознание того, что в условном поселке Малошуйка не будет возможности вкрутить новые лампочки уличного освещения на деньги из федерального бюджета. И я – не денежный мешок, – подчеркнул Игорь Орлов. – Поэтому вы должны искать дополнительные налоговые возможности. А то, получается, привыкли, что вокруг все плохо, и не пытаемся найти выход из ситуации.

Главный вопрос, который поднимает губернатор, – вопрос эффективности управления территориями. Добиться этого можно только с привлечением грамотных специалистов к управлению муниципалитетом.

Сити-менеджер?

Поправки, принятые депутатами Государственной думы, предполагают существенные изменения системы муниципального управления. В муниципальных районах, городских округах и городских поселениях глава муниципалитета будет избираться представительным органом из его состава и исполнять полномочия председателя данного представительного органа. Непосредственно управлением займется глава администрации – сити-менеджер. 

– Изменения будем оформлять региональным законом, с учетом мнения населения. Стоит задача обеспечить муниципалов достаточным набором полномочий для решения проблем населения. В компетенцию городской власти войдет обеспечение функционирования единой системы городского хозяйства, – сказала на встрече с представителями местной власти министр по развитию местного самоуправления Архангельской области Наталья Кадашова.

Институт сити-менеджеров не нов, такую альтернативу избираемым главам предлагал и старый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Попытка ввести такого управленца в Новодвинске предпринималась несколько лет назад, однако предложение городских депутатов тогда не нашло отклика.

– Система сити-менеджеров себя в области не показала, но она не была должным образом отформатирована, – уверен Игорь Орлов. – Сейчас будет все по-другому. Ведь очевидно, что надо принимать решение, чтобы связать вертикаль власти воедино. 

Сейчас решение – быть или не быть сити-менеджеру – зависит от областных депутатов и диалога региональной власти и муниципалитетов. Кстати, эксперты отмечают, что изменением структуры управления муниципалитетами реформа не ограничится – на очереди изменение системы распределения налоговых поступлений. Вместе с сити-менеджером в города и поселения должно придти качественное и эффективное управление, а, значит, и многие местные проблемы канут в прошлое.

В России дан старт большой реформе местного самоуправления. В мае президентом подписан Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который может в корне изменить систему муниципального управления.

Ближе к народу

Власть должна решать проблемы конкретного человека – с таким посылом выступал на нескольких форумах президент страны Владимир Путин. И нет никого ближе к народу из всей власти, чем муниципальные чиновники.

Внимание к проблемам «самой близкой к людям власти» президент Владимир Путин привлек в Послании к Федеральному Собранию. На ежегодных съездах муниципальных образований президент бывает регулярно, а поток жалоб муниципалов не иссякает. И все проблемы можно свести к размытости полномочий муниципалитета и региональной власти и к недостаточному финансированию. 

Ситуацию во многих регионах усугубляют местные законодательные акты, в которых неразбериха полномочий и сфер ответственности между уровнями МСУ и регионом. Поселения, не способные обслуживать, к примеру, элементы ЖКХ, зачастую передают их на уровень района. Район или город, в свою очередь, испытывая проблемы с дорожным строительством или соцсферой, делегирует эти функции региону. 

Полномочия кочуют из одного документа в другой, обрастая расплывчатыми формулировками. В итоге органы МСУ либо не понимают своих обязанностей, либо прячут собственное бездействие за юридическими неточностями. 

Вместе с тем главы многих муниципалитетов предпочитают «играть в политику», завоевывая предвыборные очки обещаниями и дешевыми проектами. Выстроилась нелепая административная конструкция, основанная исключительно на личности избранных глав МСУ района и поселения, а не на записанных в законе нормах. 

Если чиновники стараются и сообща «делают одно дело», способны договариваться и находить консенсус, система со скрипом кое-как еще способна обслужить население. Если нет, если мэр думает только о том, как бы переизбраться на очередной срок, – пиши пропало. Исполнение полномочий будет минимальным. А значит, городское хозяйство – в упадке. И перед выборами лишь очередные обещания.

Доходило до абсурда: население теряло связь с главами муниципалитета, и, чтобы решить ту или иную местную проблему, приходилось обращаться к президенту. И глава государства «в ручном режиме» обеспечивал строительство дорог, детских садов, решение не свойственных федеральному уровню вопросов. 

– Проблемы местного самоуправления, действительно, оказались в центре общественного внимания. Важно, что благодаря широкому диалогу, удалось сблизить позиции всех заинтересованных сторон. Подготовлены системные качественные предложения, которые легли в основу проекта закона. Он был одобрен обеими палатами Федерального Собрания, – заявил Владимир Путин на заседании совета.

Уже осенью областные депутаты должны будут завершить этот процесс в Архангельской области.

Регион заинтересован

– Сейчас первоочередная задача руководителей регионов – организовать диалог с муниципальным сообществом, чтобы обсудить все содержательные вопросы, все нюансы преобразований. Результатом такой дискуссии должен стать закон об организации местного самоуправления в конкретном субъекте РФ, – подчеркнул президент. – Поправки наделяют региональную власть правом перераспределять некоторые полномочия между субъектом и муниципалитетами, но увеличивают ответственность регионов за продуктивное взаимодействие с муниципалитетами. Никакого волюнтаристского перебрасывания полномочий с одного уровня власти на другой быть не должно.

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов на съезде ассоциации «Совет муниципальных образований Архангельской области» заявил, что региональная власть заинтересована в грядущем изменении 131-го Федерального закона о местном самоуправлении. Это в перспективе должно положить конец стенаниям муниципалов, что они не в состоянии исполнять многочисленные полномочия, навешанные на них. В итоге, если не может муниципалитет выполнять полномочия, их заберет регион. Но эффективность местной власти основывается на другом: не надо ныть и ждать денег из Архангельска или Москвы, а надо расширять налоговую базу за счет развития бизнеса.

– У вас должно быть внутреннее осознание того, что в условном поселке Малошуйка не будет возможности вкрутить новые лампочки уличного освещения на деньги из федерального бюджета. И я – не денежный мешок, – подчеркнул Игорь Орлов. – Поэтому вы должны искать дополнительные налоговые возможности. А то, получается, привыкли, что вокруг все плохо, и не пытаемся найти выход из ситуации.

Главный вопрос, который поднимает губернатор, – вопрос эффективности управления территориями. Добиться этого можно только с привлечением грамотных специалистов к управлению муниципалитетом.

Сити-менеджер?

Поправки, принятые депутатами Государственной думы, предполагают существенные изменения системы муниципального управления. В муниципальных районах, городских округах и городских поселениях глава муниципалитета будет избираться представительным органом из его состава и исполнять полномочия председателя данного представительного органа. Непосредственно управлением займется глава администрации – сити-менеджер. 

– Изменения будем оформлять региональным законом, с учетом мнения населения. Стоит задача обеспечить муниципалов достаточным набором полномочий для решения проблем населения. В компетенцию городской власти войдет обеспечение функционирования единой системы городского хозяйства, – сказала на встрече с представителями местной власти министр по развитию местного самоуправления Архангельской области Наталья Кадашова.

Институт сити-менеджеров не нов, такую альтернативу избираемым главам предлагал и старый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Попытка ввести такого управленца в Новодвинске предпринималась несколько лет назад, однако предложение городских депутатов тогда не нашло отклика.

– Система сити-менеджеров себя в области не показала, но она не была должным образом отформатирована, – уверен Игорь Орлов. – Сейчас будет все по-другому. Ведь очевидно, что надо принимать решение, чтобы связать вертикаль власти воедино. 

Сейчас решение – быть или не быть сити-менеджеру – зависит от областных депутатов и диалога региональной власти и муниципалитетов. Кстати, эксперты отмечают, что изменением структуры управления муниципалитетами реформа не ограничится – на очереди изменение системы распределения налоговых поступлений. Вместе с сити-менеджером в города и поселения должно придти качественное и эффективное управление, а, значит, и многие местные проблемы канут в прошлое.

Поделиться
3651