17 июля 2015

Гонки в походных условиях

Состязания воспитанников парусного центра «Норд» в акватории Северной Двины близ Боброво проводятся уже второй год подряд. Этим летом на противоположном для деревни берегу высадился внушительный десант: десятки учеников и их тренеры прибыли из Архангельска и на пять дней разбили палаточный лагерь.

40 километров своим ходом

Спускаюсь с высокого бобровского угора по крутой лестнице к реке. Внизу ждет катер. Он быстро доставляет на другой берег, причаливая к палаточному городку. Вокруг судейского судна, ставшего на якорь неподалеку, кружат швертботы . Для них вот-вот стартует очередная гонка.  – Проводим гонки с пересадкой. Ученики делятся на группы, в каждой группе по семь человек. Они друг с другом гоняются, пересаживаясь с лодки на лодку. Так каждый может попробовать себя во всех классах швертботов: «Оптимисте», «Кадете» и «Луче-мини». Сейчас соревнуются «Кадеты», – комментирует главный судья соревнований и преподаватель ПЦ «Норд» Константин Кожевников.  В субботу проводятся последние отборы в финал и сами финальные «забеги». Уже определившиеся финалисты из старшей группы сушатся и пьют чай с сухарями и печеньем у костра. Они уже привыкли к еде с дымком – четверо суток ночуют в палатках. – Мы приехали в среду, в час ночи, – вспоминает Даниил Непытаев. – Я шел своим ходом на «Кадете». Долго добирались, потому что ветра попутного не было и слишком много лодок пришлось цеплять за крейсерскую. – Многим ребятам своим ходом одолеть 40 километров пока не под силу. Поэтому большинство мы рассадили на яхты, а швертботы взяли на буксир, – рассказывает тренер Даниила.

Моревы – от слова «море»

– По дому не соскучились, тут тоже хорошо. Свежий воздух, не такой загазованный, как в Архангельске. Ветер намного сильнее, можно работать с течением, – перечисляет плюсы акватории у Боброво Максим Пархомчук. – И обработка волн хорошая. Я больше на «Оптимисте» специализируюсь. Так вот, когда волна идет, надо яхту протолкнуть и рулем немножко… можно парусом, – добавляет Даниил. У костра ребята построили скамейку. Сами рубят дрова, собирают ветки и поддерживают огонь. – А кто у вас занимается готовкой? – интересуюсь. – По очереди, но обычно тренер, – хитро улыбаются ребята. Самые маленькие походники, которые даже и не участвуют в гонках, а только приобщаются к духу состязаний, порой начинают хныкать: домой хотим. Некоторых родители забирают раньше срока. Так, за Кириллом Моревым при- ехали мама и папа. Тот робко встречает катер: руки в карманы, притих. Родители вглядываются: как будто и не свой, изменился за четыре дня. – Что-то мало радости? – посмеивается над подопечным Константин Кожевников. – Иди, собирайся.  Мальчишка опрометью кидается к палатке. Вот он, рюкзачок, уже собран.  – Говорит, что поход удачный, но соскучился. Сын парусным спортом из-за меня начал заниматься. Сама прокатилась однажды на яхте, понравилось, – отмечает мама Кирилла Елена.  – У нас фамилия Моревы. Может быть, от слова «море». Наверное, поэтому парусный спорт по душе, – добавляет папа Александр. 

Большая Соловецкая регата – 2015 пройдет с 31 июля по 10 августа.

«Капитаном охота стать…»

– Шкоты закрепить надо! Шкоты отпали! – кричит на бегу малышня двум девчушкам, которые только причалили к берегу. Девочки смеются, стоя по колено в воде. Одна из них вычерпывает воду из лодки.  – Перевернулись из-за сильного ветра. Один раз смогли с ним справиться, а во второй раз не удалось. Сегодня уже гоняться не будем, надо сушиться, – сообщает Маруся-капитан. На яхтах класса «Кадет» работа распределяется на капитана и матроса. Капитан Маруся управляет яхтой и гротом, а матрос Ксюша переносит стаксель и работает со спинакером. Во всех этих сложных названиях разобраться мудрено. Счастье, что на помощь приходят Тимофей Могорин и Александр Лохов.  У Тимофея на руках перчатки без пальцев – чтобы не натирать мозоли на ладонях. Мальчик служит матросом как раз на лодках класса «Кадет».  В гонке он держит в руках грота-шкоты – тросы, предназначенные для растягивания или оттягивания назад нижних углов нижнего паруса.  – Грот – большой прямой парус, стаксель – маленький треугольный, а спинакер – выпуклый. Еще есть гик – железная палка, которая вертится, когда капитан совершает поворот. Надо слушать команду, иначе по голове прилетит. В лодке лежит черпак, гребок. Моя задача – вооружать швертбот, следить за стакселем, – объясняет Тимофей. – Тренер объяснил бы лучше. Он помогает в гонке, если ты растерялся и перевернулся: подъезжает и подсказывает, что делать.  Я сегодня в финал на «Кадете» прошел! – хвалится успехом Саша.  – Капитаном, конечно, охота стать… – откровенничает Тимофей. 

Искупали всех матросов

На судейском судне «Норд-3» тесно. Тут в каюте отдыхают некоторые ребята. Пока их одежда сушится (футболки, штаны, плавки, носки, кроссовки тщательно выжимаются и узлами привязываются к бортам яхты), они играют в незамысловатую игру Uno.  Неизменный судья на старте и финише Александр Осколков прячет шею в воротник куртки. В одной руке у него железная кружка с горячим чаем, в другой – сигнальный флаг.  – Ой-ей-ей! – длинно восклицает он, наблюдая за тем, как «Кадеты» проходят поворот, справляясь с ветром. – Все, Соломатов лег!  Ребятам нужно пройти дистанцию в 500 метров, сделав всего один, но зато какой разворот. Швертбот Соломатова как раз на повороте завалился на бок. Ученик встал на «плавник». Раскачивая яхту, ее нетрудно снова поставить на воду. Однако только Соломатов выпрямился, как через несколько метров его снова окунает в воду.  – Сивкова первая! – тем временем фиксирует судья.  Лодке Соломатова конкурентов уже не догнать, но до финишной черты она все же добирается. – Мы теперь всех матросов искупали или нет еще? – смеется Александр Осколков.  После финальных гонок наконец наступает время то ли позднего обеда, то ли раннего ужина.

Десять смелых пойдут на Соловки

В воскресенье участники II Двинской регаты снялись с места и вернулись в Архангельск.  – В городской акватории соревнования проводятся не один десяток лет, уже все изучено. Рядом с Боброво пошире река, там другая волна. Ветер дует вдоль реки, стало быть, течение другое. А если течение и направление ветра не совпадают, то поднимается настолько крутая волна, что даже крейсерские яхты начинают раскачиваться. Необычные условия. Не все участники регаты справились с ветром. Но такие состязания проводить необходимо для повышения уровня мастерства, – подводит итоги Константин Кожевников.  С тренерами и швертботами юные яхтсмены расстанутся еще не скоро. На базе ПЦ «Норд» на этой неделе открылся детский оздоровительный лагерь, предстоит две смены. А победители Двинской регаты отправятся в Санкт-Петербург на межрегиональные соревнования.  Кроме того, в конце июля – начале августа старшие воспитанники «Норда» по традиции пополнят экипажи яхт-участниц Малой Соловецкой регаты.  – Десять человек пойдут вместе со взрослыми на архипелаг, среди них двое моих подопечных. Ребята большие, выше меня на голову выросли, – смеется Константин Николаевич. – Хочу, чтобы они видели, как поднимаются паруса на большой крейсерской лодке, как строится работа экипажа из пяти-шести человек. Для них это будет интересный опыт. 

40 километров своим ходом

Спускаюсь с высокого бобровского угора по крутой лестнице к реке. Внизу ждет катер. Он быстро доставляет на другой берег, причаливая к палаточному городку. Вокруг судейского судна, ставшего на якорь неподалеку, кружат швертботы . Для них вот-вот стартует очередная гонка. 

– Проводим гонки с пересадкой. Ученики делятся на группы, в каждой группе по семь человек. Они друг с другом гоняются, пересаживаясь с лодки на лодку. Так каждый может попробовать себя во всех классах швертботов: «Оптимисте», «Кадете» и «Луче-мини». Сейчас соревнуются «Кадеты», – комментирует главный судья соревнований и преподаватель ПЦ «Норд» Константин Кожевников. 

В субботу проводятся последние отборы в финал и сами финальные «забеги». Уже определившиеся финалисты из старшей группы сушатся и пьют чай с сухарями и печеньем у костра. Они уже привыкли к еде с дымком – четверо суток ночуют в палатках.

– Мы приехали в среду, в час ночи, – вспоминает Даниил Непытаев. – Я шел своим ходом на «Кадете». Долго добирались, потому что ветра попутного не было и слишком много лодок пришлось цеплять за крейсерскую.

– Многим ребятам своим ходом одолеть 40 километров пока не под силу. Поэтому большинство мы рассадили на яхты, а швертботы взяли на буксир, – рассказывает тренер Даниила.

Моревы – от слова «море»

– По дому не соскучились, тут тоже хорошо. Свежий воздух, не такой загазованный, как в Архангельске. Ветер намного сильнее, можно работать с течением, – перечисляет плюсы акватории у Боброво Максим Пархомчук.

– И обработка волн хорошая. Я больше на «Оптимисте» специализируюсь. Так вот, когда волна идет, надо яхту протолкнуть и рулем немножко… можно парусом, – добавляет Даниил.

У костра ребята построили скамейку. Сами рубят дрова, собирают ветки и поддерживают огонь.

– А кто у вас занимается готовкой? – интересуюсь.

– По очереди, но обычно тренер, – хитро улыбаются ребята.

Самые маленькие походники, которые даже и не участвуют в гонках, а только приобщаются к духу состязаний, порой начинают хныкать: домой хотим. Некоторых родители забирают раньше срока. Так, за Кириллом Моревым при-

ехали мама и папа. Тот робко встречает катер: руки в карманы, притих. Родители вглядываются: как будто и не свой, изменился за четыре дня.

– Что-то мало радости? – посмеивается над подопечным Константин Кожевников. – Иди, собирайся. 

Мальчишка опрометью кидается к палатке. Вот он, рюкзачок, уже собран. 

– Говорит, что поход удачный, но соскучился. Сын парусным спортом из-за меня начал заниматься. Сама прокатилась однажды на яхте, понравилось, – отмечает мама Кирилла Елена. 

– У нас фамилия Моревы. Может быть, от слова «море». Наверное, поэтому парусный спорт по душе, – добавляет папа Александр. 

Большая Соловецкая регата – 2015 пройдет с 31 июля по 10 августа.

«Капитаном охота стать…»

– Шкоты закрепить надо! Шкоты отпали! – кричит на бегу малышня двум девчушкам, которые только причалили к берегу. Девочки смеются, стоя по колено в воде. Одна из них вычерпывает воду из лодки. 

– Перевернулись из-за сильного ветра. Один раз смогли с ним справиться, а во второй раз не удалось. Сегодня уже гоняться не будем, надо сушиться, – сообщает Маруся-капитан.

На яхтах класса «Кадет» работа распределяется на капитана и матроса. Капитан Маруся управляет яхтой и гротом, а матрос Ксюша переносит стаксель и работает со спинакером. Во всех этих сложных названиях разобраться мудрено. Счастье, что на помощь приходят Тимофей Могорин и Александр Лохов. 

У Тимофея на руках перчатки без пальцев – чтобы не натирать мозоли на ладонях. Мальчик служит матросом как раз на лодках класса «Кадет». 

В гонке он держит в руках грота-шкоты – тросы, предназначенные для растягивания или оттягивания назад нижних углов нижнего паруса. 

– Грот – большой прямой парус, стаксель – маленький треугольный, а спинакер – выпуклый. Еще есть гик – железная палка, которая вертится, когда капитан совершает поворот. Надо слушать команду, иначе по голове прилетит. В лодке лежит черпак, гребок. Моя задача – вооружать швертбот, следить за стакселем, – объясняет Тимофей.

– Тренер объяснил бы лучше. Он помогает в гонке, если ты растерялся и перевернулся: подъезжает и подсказывает, что делать. 

Я сегодня в финал на «Кадете» прошел! – хвалится успехом Саша. 

– Капитаном, конечно, охота стать… – откровенничает Тимофей. 

Искупали всех матросов

На судейском судне «Норд-3» тесно. Тут в каюте отдыхают некоторые ребята. Пока их одежда сушится (футболки, штаны, плавки, носки, кроссовки тщательно выжимаются и узлами привязываются к бортам яхты), они играют в незамысловатую игру Uno. 

Неизменный судья на старте и финише Александр Осколков прячет шею в воротник куртки. В одной руке у него железная кружка с горячим чаем, в другой – сигнальный флаг. 

– Ой-ей-ей! – длинно восклицает он, наблюдая за тем, как «Кадеты» проходят поворот, справляясь с ветром. – Все, Соломатов лег! 

Ребятам нужно пройти дистанцию в 500 метров, сделав всего один, но зато какой разворот. Швертбот Соломатова как раз на повороте завалился на бок. Ученик встал на «плавник». Раскачивая яхту, ее нетрудно снова поставить на воду. Однако только Соломатов выпрямился, как через несколько метров его снова окунает в воду. 

– Сивкова первая! – тем временем фиксирует судья. 

Лодке Соломатова конкурентов уже не догнать, но до финишной черты она все же добирается.

– Мы теперь всех матросов искупали или нет еще? – смеется Александр Осколков. 

После финальных гонок наконец наступает время то ли позднего обеда, то ли раннего ужина.

Десять смелых пойдут на Соловки

В воскресенье участники II Двинской регаты снялись с места и вернулись в Архангельск. 

– В городской акватории соревнования проводятся не один десяток лет, уже все изучено. Рядом с Боброво пошире река, там другая волна. Ветер дует вдоль реки, стало быть, течение другое. А если течение и направление ветра не совпадают, то поднимается настолько крутая волна, что даже крейсерские яхты начинают раскачиваться. Необычные условия. Не все участники регаты справились с ветром. Но такие состязания проводить необходимо для повышения уровня мастерства, – подводит итоги Константин Кожевников. 

С тренерами и швертботами юные яхтсмены расстанутся еще не скоро. На базе ПЦ «Норд» на этой неделе открылся детский оздоровительный лагерь, предстоит две смены. А победители Двинской регаты отправятся в Санкт-Петербург на межрегиональные соревнования. 

Кроме того, в конце июля – начале августа старшие воспитанники «Норда» по традиции пополнят экипажи яхт-участниц Малой Соловецкой регаты. 

– Десять человек пойдут вместе со взрослыми на архипелаг, среди них двое моих подопечных. Ребята большие, выше меня на голову выросли, – смеется Константин Николаевич. – Хочу, чтобы они видели, как поднимаются паруса на большой крейсерской лодке, как строится работа экипажа из пяти-шести человек. Для них это будет интересный опыт. 

Поделиться
9691