30 октября 2014

Гонки по городской вертикали

Транспортные проблемы Архангельска уже стали притчей во языцех. Столица Поморья прославилась на все Россию как столица пазиков. Так говорят о ней гости. А горожане в этом живут. Сталкиваются каждый день с массой проблем: как куда-то добраться вечером, как попасть в автобус людям маломобильным, как не оказаться жертвой ежедневной гонки автобусов за выручкой. За круглым столом с символическим названием «Испытание автобусом: тесно, дорого, страшно» собрались участники транспортного процесса, заложники коего в Архангельске мы все, пассажиры.

Тема, что ни говори, для Архангельска самая злободневная. Круглый стол, представлявший собой перевернутую латинскую букву V, не очень понятно, чью победу символизировал. То ли перевозчиков, собранных по одну сторону от ведущего, то ли представителей власти и науки, расположившихся напротив наискосок. Слово было предоставлено каждому. Все имели возможность изложить свою точку зрения на проблему. Вот основные постулаты сторон.

За идею можно пострадать

Завкафедрой САФУ Михаил Марушкей предложил сократить длину некоторых автобусных маршрутов и вернуть практику пересадок. По мнению эксперта, нерентабельно для перевозчика, когда человек, к примеру, из Соломбалы на Факторию едет на одном автобусе. А вот, мол, если он будет оплачивать проезд на трех-четырех автобусах, то перевозчик будет получать больше прибыли, а в конечном итоге повысятся и качество обслуживания горожан, и зарплаты сотрудников. И не надо будет все время поднимать вопрос о повышении стоимости проезда.

Для перевозчиков, может быть. А как с людьми, то бишь, горожанами, быть? Разом расходы на дорогу увеличатся в два-три раза. А если таких в семье двое, трое? Да за такую идею те, кто каждый день туда-сюда на работу ездит, ведь и побить могут. Не самые богатые люди у нас в автобусах-то передвигаются.

А еще Михаил Юрьевич предложил убрать из центра города пазики, заменив их комфортабельными автобусами средней и большой вместимости. Чтобы они соответствовали современным требованиям, и чтобы маломобильные группы населения – дети, пенсионеры, женщины с колясками, люди с инвалидностью – могли ими пользоваться. Что сегодня им часто просто недоступно, так как ПАЗ – автобус малой вместимости, и в нем отсутствуют условия для перевозки такой категории граждан.

А в заключение отметил, что пазиков в городе хватает. Не хватает организации движения и нормальных городских автобусов.

В погоне за выручкой не до пассажира

Начальник отдела областного агентства по транспорту Олег Мишуков начал с того, что обратил внимание на такой факт – в Архангельске на 44-х маршрутах работает 31 перевозчик. Такой дробности нет ни в одном другом провинциальном городе страны. Везде на рынке остались 3–5 основных компаний. Самых надежных и отвечающих требованиям муниципалитетов к организациям, занимающимся пассажирскими автоперевозками.

У нас же масса мелких, которые позволить себе обслуживать большие автобусы не могут. Да что и говорить, половина из всех приобретенных ЛиАЗов МУП «АПАП-1» стоит под забором. Нерентабельно. В то же время в Северодвинске все 14 автобусов, приобретенных по федеральной программе, работают на маршрутах.

Олег Владимирович отметил, что с 1 июня в силу вступил областной закон, который предусматривает конкурсные процедуры для заключения договоров с перевозчиками. Кто предоставит более удобные условия для пассажиров, тот и будет их перевозить.

И Олег Мишуков, и выступавший за ним генерал-майор Илья Пинаевский говорили о высоком уровне опасности, который сегодня представляют автобусные гонки по городу в погоне за выручкой. В результате причина 11 процентов травм – падение пассажиров, а 8 процентов ДТП – столкновение автобусов.

Илья Владимирович озвучил и то, о чем должны были говорить перевозчики: причиной такой аварийности и многих проблем становятся нарушения условий труда и отдыха водителей. Они выходят на работу в 6 утра, а возвращаются домой часто в 10 вечера.

Работают через день, а многие в этот выходной, чтобы заработать, возят людей у другого перевозчика. И заменить их некем. Образовалась острая нехватка водителей автобусов. Да и кондукторов. А поэтому нет обучения, берут всех подряд: и без опыта, и уволенных, и пьющих.
По мнению Игоря Владимировича, мэрия должна более ответственно подходить к конкурсу, заключать договор на определенный срок и на определенных условиях. И если перевозчик их не выполняет, не заключать на следующий период.

Нету у вас методов против перевозчика

Представитель мэрии Андрей Попов в ответ заметил, что мэрия конкурс проводит с 2011 года и по его итогам заключает договор сроком на 6 лет. Что в договоры включаются различные условия и штрафные санкции. Только вот применить их, в отсутствие федерального закона, нельзя, так они оспариваются в суде.

Признался представитель мэрии и в том, что в Архангельске есть 46 автобусов ЛиАЗ и 7 из них оборудованы для маломобильных групп населения. Однако их использование приводит к убыточности предприятия. И тут же предложил ввести экономически обоснованный тариф в 35 рублей.

Причем заявил, что цену билета можно и прежней оставить, а разницу между 18 и 35 рублями покрывать из субсидии от областного бюджета.
Олег Мишуков парировал, что из всех областей Северо-Запада транспорт дотируется только в двух. А проблемы архангельских автобусов не в низком тарифе, а в низкой организации движения, непродуманности маршрутов.

Дмитрий Акишев вспомнил, что Архангельск первым в России 107 лет назад запустил автобус, на три месяца раньше Питера и на год раньше Москвы. А по обсуждаемому вопросу сказал, что считает – резервы для уменьшения предлагаемого мэрией тарифа все-таки есть. – Надо снижать затраты и оптимизировать движение.

А проблемы транспорта городу и области стоит решать вместе, как сейчас они решаются по транспортной инфраструктуре в рабочей группе под председательством замгубернатора Алексея Алсуфьева.

В Архангельске автобус в качестве общественного транспорта стал использоваться с июня 1907 года. В город был привезен автобус немецкой марки НАГ. Эта машина была рассчитана на 25 пассажиров и весила 6 тонн. Мощность двигателя 26 л. с.

Как о стену горох

Далее слово взяла другая сторона – перевозчики. Они согласны, что озвученные проблемы существуют, но решать их предлагают только одним путем – повысить тариф. В последовавшем затем обмене мнениями перевозчики стояли стеной, о которую разбивалось любое предложение.
Туалеты на конечных остановках для водителей и кондукторов, чтобы они не справляли нужду в кустах, – задача мэрии, у работодателя на это денег нет. Режим труда – дело самих работников. Автобусы большей вместимости – нерентабельно.

И только выступление представителя профсоюзов Сергея Сергиевского прозвучало диссонансом в этом стройном хоре. Он напомнил о трехстороннем соглашении, по которому обеспечение работников нормальными условиями труда – задача владельцев. Обратил внимание на условия конкурса, составленные мэрией совместно с перевозчиками. По ним преимущество получает не тот, кто обеспечивает более комфортные условия (5 баллов) и безопасность (5 баллов) для пассажиров, а тот, кто дольше работает на этом маршруте (10, 15 и 20 баллов).
Вот вам и все. Тут, наверно, и зарыта та самая наша автобусная собака. Люди, которые заняли рынок городских перевозок 20, 15, 10 лет назад, практически с него неудаляемы.

И зачем им что-то менять? Самое страшное, что ни один из перевозчиков даже не обмолвился о тех, для кого он работает. О нас с вами. О пассажирах.

Гонки по городской вертикали

Тема, что ни говори, для Архангельска самая злободневная. Круглый стол, представлявший собой перевернутую латинскую букву V, не очень понятно, чью победу символизировал. То ли перевозчиков, собранных по одну сторону от ведущего, то ли представителей власти и науки, расположившихся напротив наискосок. Слово было предоставлено каждому. Все имели возможность изложить свою точку зрения на проблему. Вот основные постулаты сторон.

За идею можно пострадать

Завкафедрой САФУ Михаил Марушкей предложил сократить длину некоторых автобусных маршрутов и вернуть практику пересадок. По мнению эксперта, нерентабельно для перевозчика, когда человек, к примеру, из Соломбалы на Факторию едет на одном автобусе. А вот, мол, если он будет оплачивать проезд на трех-четырех автобусах, то перевозчик будет получать больше прибыли, а в конечном итоге повысятся и качество обслуживания горожан, и зарплаты сотрудников. И не надо будет все время поднимать вопрос о повышении стоимости проезда.

Для перевозчиков, может быть. А как с людьми, то бишь, горожанами, быть? Разом расходы на дорогу увеличатся в два-три раза. А если таких в семье двое, трое? Да за такую идею те, кто каждый день туда-сюда на работу ездит, ведь и побить могут. Не самые богатые люди у нас в автобусах-то передвигаются.

А еще Михаил Юрьевич предложил убрать из центра города пазики, заменив их комфортабельными автобусами средней и большой вместимости. Чтобы они соответствовали современным требованиям, и чтобы маломобильные группы населения – дети, пенсионеры, женщины с колясками, люди с инвалидностью – могли ими пользоваться. Что сегодня им часто просто недоступно, так как ПАЗ – автобус малой вместимости, и в нем отсутствуют условия для перевозки такой категории граждан.

А в заключение отметил, что пазиков в городе хватает. Не хватает организации движения и нормальных городских автобусов.

В погоне за выручкой не до пассажира

Начальник отдела областного агентства по транспорту Олег Мишуков начал с того, что обратил внимание на такой факт – в Архангельске на 44-х маршрутах работает 31 перевозчик. Такой дробности нет ни в одном другом провинциальном городе страны. Везде на рынке остались 3–5 основных компаний. Самых надежных и отвечающих требованиям муниципалитетов к организациям, занимающимся пассажирскими автоперевозками.

У нас же масса мелких, которые позволить себе обслуживать большие автобусы не могут. Да что и говорить, половина из всех приобретенных ЛиАЗов МУП «АПАП-1» стоит под забором. Нерентабельно. В то же время в Северодвинске все 14 автобусов, приобретенных по федеральной программе, работают на маршрутах.

Олег Владимирович отметил, что с 1 июня в силу вступил областной закон, который предусматривает конкурсные процедуры для заключения договоров с перевозчиками. Кто предоставит более удобные условия для пассажиров, тот и будет их перевозить.

И Олег Мишуков, и выступавший за ним генерал-майор Илья Пинаевский говорили о высоком уровне опасности, который сегодня представляют автобусные гонки по городу в погоне за выручкой. В результате причина 11 процентов травм – падение пассажиров, а 8 процентов ДТП – столкновение автобусов.

Илья Владимирович озвучил и то, о чем должны были говорить перевозчики: причиной такой аварийности и многих проблем становятся нарушения условий труда и отдыха водителей. Они выходят на работу в 6 утра, а возвращаются домой часто в 10 вечера.

Работают через день, а многие в этот выходной, чтобы заработать, возят людей у другого перевозчика. И заменить их некем. Образовалась острая нехватка водителей автобусов. Да и кондукторов. А поэтому нет обучения, берут всех подряд: и без опыта, и уволенных, и пьющих.
По мнению Игоря Владимировича, мэрия должна более ответственно подходить к конкурсу, заключать договор на определенный срок и на определенных условиях. И если перевозчик их не выполняет, не заключать на следующий период.

Нету у вас методов против перевозчика

Представитель мэрии Андрей Попов в ответ заметил, что мэрия конкурс проводит с 2011 года и по его итогам заключает договор сроком на 6 лет. Что в договоры включаются различные условия и штрафные санкции. Только вот применить их, в отсутствие федерального закона, нельзя, так они оспариваются в суде.

Признался представитель мэрии и в том, что в Архангельске есть 46 автобусов ЛиАЗ и 7 из них оборудованы для маломобильных групп населения. Однако их использование приводит к убыточности предприятия. И тут же предложил ввести экономически обоснованный тариф в 35 рублей.

Причем заявил, что цену билета можно и прежней оставить, а разницу между 18 и 35 рублями покрывать из субсидии от областного бюджета.
Олег Мишуков парировал, что из всех областей Северо-Запада транспорт дотируется только в двух. А проблемы архангельских автобусов не в низком тарифе, а в низкой организации движения, непродуманности маршрутов.

Дмитрий Акишев вспомнил, что Архангельск первым в России 107 лет назад запустил автобус, на три месяца раньше Питера и на год раньше Москвы. А по обсуждаемому вопросу сказал, что считает – резервы для уменьшения предлагаемого мэрией тарифа все-таки есть. – Надо снижать затраты и оптимизировать движение.

А проблемы транспорта городу и области стоит решать вместе, как сейчас они решаются по транспортной инфраструктуре в рабочей группе под председательством замгубернатора Алексея Алсуфьева.

В Архангельске автобус в качестве общественного транспорта стал использоваться с июня 1907 года. В город был привезен автобус немецкой марки НАГ. Эта машина была рассчитана на 25 пассажиров и весила 6 тонн. Мощность двигателя 26 л. с.

Как о стену горох

Далее слово взяла другая сторона – перевозчики. Они согласны, что озвученные проблемы существуют, но решать их предлагают только одним путем – повысить тариф. В последовавшем затем обмене мнениями перевозчики стояли стеной, о которую разбивалось любое предложение.
Туалеты на конечных остановках для водителей и кондукторов, чтобы они не справляли нужду в кустах, – задача мэрии, у работодателя на это денег нет. Режим труда – дело самих работников. Автобусы большей вместимости – нерентабельно.

И только выступление представителя профсоюзов Сергея Сергиевского прозвучало диссонансом в этом стройном хоре. Он напомнил о трехстороннем соглашении, по которому обеспечение работников нормальными условиями труда – задача владельцев. Обратил внимание на условия конкурса, составленные мэрией совместно с перевозчиками. По ним преимущество получает не тот, кто обеспечивает более комфортные условия (5 баллов) и безопасность (5 баллов) для пассажиров, а тот, кто дольше работает на этом маршруте (10, 15 и 20 баллов).
Вот вам и все. Тут, наверно, и зарыта та самая наша автобусная собака. Люди, которые заняли рынок городских перевозок 20, 15, 10 лет назад, практически с него неудаляемы.

И зачем им что-то менять? Самое страшное, что ни один из перевозчиков даже не обмолвился о тех, для кого он работает. О нас с вами. О пассажирах.

Поделиться
5731